Методика выразительного чтения. Учеб. пособие для студентов специальности № 2101 «Рус. яз. и литература». М., «Просвещение», 1977. 176 с. На обороте тит. л. авт.: Б. С. Найденов, Л. Ю. Корешок, Р. Р. Майман и др. В первом методическом пособии на эту тему рассматриваются узловые вопросы теории и практики выразительного чтения: основы методики выразительного чтения; выразительное чтение на уроках литературы; выразительное чтение на уроках русского языка; внеклассные занятия выразительным чтением; практические занятия по теме. Практическая часть книги — это обобщение передового опыта ведущих преподавателей выразительного чтения в высшей и средней школе. Пособие может оказать помощь и учителям в обучении искусству выразительного чтення в его связи с общими задачами преподавания литературы. | ||||
Методика выразительного чтения - предмет, изучаемый в педагогических институтах на факультетах русского языка и литературы с 1974/75 учебного года. Методику целесообразно включить в учебный план на одном из старших курсов, когда пройдены психология, педагогика, курс современного русского языка, несколько литературных курсов, методика преподавания родного языка и хотя бы частично методика преподавания литературы, но желательно — перед ста-жерской практикой, чтобы будущий учитель-словесник имел возможность применять методику выразительного чтения в процессе своей заключительной практики. Искусство выразительного чтения требует длительной и систематической работы. Поэтому нельзя допускать такого положения, когда студент, закончив практикум по выразительному чтению на I курсе, возвращается к нему лишь в процессе занятий методикой выразительного чтения на старшем курсе. Студент должен упражняться в выразительном чтении на всех практических занятиях по литературным дисциплинам и языку, тогда он будет подготовлен к восприятию курса методики выразительного чтения. Приобретенные навыки и умения помогут ему в выполнении практических занятий по методике и в проведении примерных уроков. Цели занятий по методике выразительного чтения: 1) научить методам и приемам обучения выразительному чтению школьников различных классов с учетом их возрастных особенностей; 2) расширить знания студентов по теории и истории искусства звучащего слова; 3) усовершенствовать исполнительское мастерство студентов; 4) познакомить с основными методическими пособиями по •ыразительному чтению и научить пользоваться ими. При обучении выразительному чтению учителю нередко приходится обращаться к профессиональному искусству звучащего слова. И естественно возникает вопрос: в какой мере закономер-но такое обращение? Что общего и какая разница между про-фессональным искусством и выразительным чтением школьников прессионального искусства художественного чтения и даже противопоставить ему '. Такие попытки оказались безуспешными. Подобно тому как было бы противоестественно противопоставлять школьное пение или рисование соответствующему профессиональному искусству, нельзя противопоставлять и выразительное чтение профессиональному искусству. В настоящее время можно считать общепризнанным, что выразительное чтение есть художественное чтение в условиях школы. Но подобно тому как школьное преподавание музыки или рисования имеет свою специфику, имеет специфику и школьное выразительное чтение. Массовая школа не готовит артиста-профессионала, а стремится, включая выразительное чтение в общую систему коммунистического воспитания, содействовать всестороннему развитию личности ученика. Если преподаватель, готовящий артистов, имеет дело со специально подобранным составом учащихся, то школьный учитель обязан вести работу со всеми учениками и естественно будет обращать большое внимание на отстающих. Поэтому система и методика этой работы в профессиональных учебных заведениях (институтах, училищах, студиях) не годится для массовой школы. Даже практика кружков художественного чтения, существующих в Дворцах и Домах пионеров, не может быть полностью перенесена в школу. Отсюда вытекает необходимость в особой методике выразительного чтения в школе. Вопрос о взаимоотношении выразительного чтения с художественным чтением осложняется тем, что в самом искусстве звучащего слова существуют разные школы. «В настоящее время в искусстве художественного чтения различают два направления — исполнение одних чтецов все более приближается к Bipe, другие используют манеру рассказчика»2. Но не только эти два направления существуют в искусстве художественного чтения. Сурен Кочарян пишет: «Жизнь человека проявляется в беспредельном многообразии характеров. Так же многообразны формы проявлений этих характеров в искусстве актера. «Представление» и «переживание», «академическое чтение» и «рассказывание», «перевоплощение» и «игра»; в жизни все это взаимосвязано и, взятое отдельно, в натуральном, «стерильном» виде встречается редко, а когда встречается такое однообразие, оно ведет к монотонности и скуке. Все эти разные, отдельно взятые «школы» чтения следует рассматривать и расценивать с точки зрения их приемлемости представляется неправильным утверждать в искусстве художественного чтения какую-либо одну «школу»1. Если в искусство живого слова не следует утверждать одну «школу», то тем более со не следует утверждать в выразительном чтении. С той только разницей, что специфические условия школы требуют, чтобы приемы чтения рассматривались не только «с точки зрения их приемлемости для конкретного произведения», т. е. с учетом жанра, литературного направления, мировоззрения и настроения автора, но и с точки зрения их педагогического значения, доступности ученикам соответствующего возраста. СОДЕРЖАНИЕ Введение (В. С. Найденов)............ 3 Основы методики выразительного чтения. (Б. С. Найденов) ... 6 Выразительное чтение на уроках литературы (Н. М. Соловьева и Р. Р. Майман).............; . 45 Выразительное чтение на уроках русского языка (В. С. Найденов) 86 Внеклассные занятия выразительным чтением (Т, Ф. Завадская и Р. Р. Майман)............v » 1 91 Материалы для практических занятий , , ,......103 Методы и приемы.............. — Некоторые упражнения по технике речи (Л. Ю. Коренюк) . — Хоровое чтение в процессе обучения выразительному чтению (В. С. Найденов).............106 Художественное рассказывание в процессе изучения литературы (Л. Ю. Коренюк)...........117 От пересказа к художественному рассказыванию и выразительному чтению прозы (В. С. Найденов).....120 Авторское исполнение при обучении выразительному чтению (Р. Р. Майман)..........-. . . 128 Выставка «Искусство звучащего слова» (Р. Р. Майман) , , 136 Уроки...........'. . . .' * * 139 О специальных занятиях по выразительному чтению (Л. Ю. Коренюк)............— Специальный урок по выразительному чтению во II классе (Л. Ю. Коренюк)............. 140 Выразительное чтение загадок (урок в IV классе) (Л. Ю. Коренюк), . . ...........148 Урок с применением устного рисования (Л. Ю. Коренюк) . . 152 Выразительное чтение басни (урок в V классе) (Л. Ю. Коренюк) .........v.......157 Критический разбор исполнения лирического произведения (Р. Р. Майман) ..............163 Соединение выразительного чтения с изучением литературоведческой статьи в VIII классе (Р. Р. Майман) . . .166 Выразительное чтение лирического произведения (урок в X классе) (Л. Ю. Коренюк) Цена: 150руб. |
||||