Математика

Физика

Химия

Биология

Техника и    технологии

Алина Дзеконьска-Козловска. Д43 Женская мода XX века. Пер. с польск. М., «Легкая индустрия», 1977. 296 с. с ил. Книга содержит ценный систематизированный материал но истории женской моды XX в. с 1900 по 1960 г. В ней проанализировано влияние различных социальных процессов, деятельности гигиенистов и врачей на развитие форм костюма, дан анализ образования модных течений. Книга снабжена богатым иллюстративным материалом, характеризующим эволюцию модной формы. Книга предназначена для широкого круга читателей и может быть полезна художникам по костюму, работникам швейной промышленности, а также учащимся техникумов и студентам вузов
ВВЕДЕНИЕ
Развитие моды на протяжении всей истории находится в теснейшей связи с изменениями, происходящими во всех областях общественной, культурной и экономической жизни.
Формы костюма всегда развиваются параллельно с развитием общего стиля конкретной исторической эпохи и внутри негр как одна из подчиненных форм, последовательно переживая все фазы развития: зарождение, расцвет и угасание.
Женская мода XX в. не является исключением. Она, как и моды предшествующих столетий, подчинена всем законам исторического развития и отражает все особенности нашего столетия. В ее формах, пропорциях и колористическом решении нашли отражение все направления изобразительного искусства и архитектуры XX в., важнейшие культурные достижения, обычаи, привычки и психология современного человека, экономические кризисы, войны, борьба за эмансипацию, события общественной жизни, бурное развитие промышленности и общий ускоренный темп жизни.
:. Мы привыкли трактовать смену моды несколько легкомысленно, как нечто поверхностное. Но на самом деле это интереснейшее явление заслуживает пристального изучения и глубокого /анализа, что поможет увидеть глубокий смысл происходящих с различной частотой смен моды, выделить закономерности развития, которые принесут огромную пользу не только при воспроизведении моды прошлого, но и при создании новой моды, а также при научном прогнозировании.
Поэтому, несмотря на то что объем книги позволяет сделать лишь беглый обзор всех важнейших факторов, влияющих на жизнь моды, создаваемой прежде исключительно парижскими «haute couture» *, следует не забывать о них и постоянно учитывать.
Из собственных воспоминаний и рассказов людей старшего поколения мы знаем, как выглядела одежда женщин прошлого столетия, однако не всегда задаем себе вопрос, что повлияло на появление тех или иных форм в одежде.
Стоит задуматься над теми событиями в области моды, которые произошли в довольно короткий, но полный динамики
* Haute couture (От Кутюр) — фр.— буквально «фешенебельные портные». Выражение вошло в обиход во второй половине XIX в. Датой возникновения haute couture можно считать 1858 г.— год открытия первой модной фирмы в Париже, основанной молодым англичанином Бортом (прим. перев.).
период нескольких десятилетий XX в., значение которых было так велико, что привело к принципиальным изменениям. Корни этого процесса уходят в глубь истории. Желая уяснить, как появились в одежде функциональность, гигиеничность и простота, следует обратиться к временам Великой французской революции, а может быть, и к еще более раннему периоду и проследить, как демократизация, постепенно проникая во все формы общественных отношений, вторглась в область моды и способствовала коренному изменению женской одежды.
Важнейшим фактором, оказавшим в XX в. решающее влияние на политику Домов мод и образование новых форм в одежде, является промышленность. Промышленное производство унифицировало многообразие форм одежды и посредством экспорта серийной продукции, быстро распространившейся по свету, получило возможность влиять на возникновение определенных обычаев и привычек в манере одеваться. При этом промышленность не уничтожила моду, а лишь ограничила ее капризы и экстравагантность.
В настоящее время все мы являемся свидетелями борьбы двух сил: парижских Домов моды, имеющих давние традиции и обширные сферы влияния, и новой, все возрастающей силы, которой, собственно, и является промышленность.
Однако интересы творцов моды, черпающих свои доходы в непосредственном проектировании новых моделей, требуют более быстрого темпа смены моды, чем интересы промышленности, которая должна иметь время на подготовку технологических процессов и сбыт произведенной продукции. Но и это противоречие стало нивелироваться главным образом после второй мировой войны, когда парижские портные, оценив преимущества массового производства и желая удержать первенство, сочли необходимым связать свою деятельность с промышленностью. В 1951 г. началось проектирование моделей для многих промышленных предприятий и образование во всем мире пунктов распродажи * [1]. Эта продукция стала называться pret a porter **.
Так как быстрая смена моды, ускоряющая частоту производственных циклов, представляет сложность для производства, то это отсутствие стабильности в моде уравновешивается одновременным введением нескольких новых силуэтов и сохранением наиболее распространенных благодаря удобству и эстетической пригодности силуэтов, отвечающих запросам различных
* Данная работа издана в 1964 г. Несколько позже началось образование при больших ведущих фирмах haute couture магазинов готового платья. Так, в фирме «Ив Сен Лоран» открылся магазин «На правом берегу». Появились проспекты и журналы, выпускаемые haute couture (прим. научи, ред.). ** Pret a porter (фр.) — промышленные коллекции, которые с первой половины XX в. начали создавать haute couture специально для массового производства (прим. перев.).
групп потребителей. (В этом и заключается принципиальное отличие моды наших дней от безапелляционного диктата моды прошлых веков.) Промышленность же откликнулась на необходимость смены моды, подразделив свою продукцию на малосерийную и массовую в зависимости как от запросов потребителей, так и от определенных отбора и трансформации элементов, вводимых в моду «великими портными».
Необходимо подчеркнуть, что и общество иначе, чем раньше, относится к изменениям, происходящим в моде. Если прежде неоднократно возникала необходимость либо вести открытую борьбу с канонами моды, либо подчиняться им беспрекословно, то теперь безо всяких неприятных последствий общество при-' нимает в моде только те формы, которые наиболее приемлемы.
Целью этой публикации, возникшей на основе целого ряда подготовительных работ, сделанных мною в «Jnstytucie Wzor-nictwa Przemystowego» (Институте промышленных образцов), является демонстрация последовательных изменений, которым подверглись формы и линии силуэтов женской одежды в XX в. Главный акцент сделан на исследовании закономерностей смены моды и логике развития форм, а также на выявлении принципов пластической композиции силуэтов женской одежды.
Сфера анализа охватывает годы, в которые сложились все основные формы современной одежды. Исследуемый материал еще существовал либо оставил после себя обширную документацию. За основу для рассуждений взяты модные тенденции, рождающиеся в Париже, и их отзвуки в Польше, а также в других странах Европы и Америки.
Исследование опирается прежде всего на «вещественные источники» — различного рода документы: архивные фотографии, портреты современных живописцев, рисунки или фотографии из современных журналов, подлинные образцы тканей и т. д.*. Этот материал позволяет узнать, какую одежду носили в действительности. «Направляющим источником» были зарубежные и отечественные журналы мод и периодические издания, демонстрирующие модную тенденцию, не всегда, однако, принимаемую полностью.
Третьим источником были работы в области костюмологии и истории искусства, а также мемуары, однако к почерпнутым в них сведениям следует относиться очень осторожно, так как часто эти сведения носят субъективный характер.
Книга иллюстрирована подлинными архивными материалами, не искаженными современным стилем рисунка. Использовались также архивные фотографии артистов театра, кино и
* Здесь я хочу выразить благодарность всем тем, кто помогал мне в подготовке иллюстративного материала, и прежде всего проф. Станиславу Домб-ровскому, предоставившему мне свои собрания, и Марии Ярошинской, собиравшей вместе со мной материалы и обрабатывавшей иллюстрации.
варьете, которые всегда были в авангарде моды. Однако, помня о том, что артисты вводили в жизнь новые формы одежды, не всегда впоследствии принимаемые обществом, следует учесть, что фотографии эти служили основным материалом лишь при первоначальных исследованиях, а затем, при дальнейшей работе над книгой, были использованы для иллюстрации уже установленных форм. Эти фотографии служат как «направляющим», так и «вещественным» источником.
Принятое в работе разделение на периоды развития моды XX в. лишь приближенно отражает характерные черты стиля и возникло при выделении способов кроя одежды. Периоды эти то длиннее, то короче в зависимости от темпа смены моды. Нужно, однако, отметить, что принятое разделение является лишь теоретическим, так как новые формы появляются в общих чертах в период наивысшего расцвета предыдущих форм и существуют некоторое время параллельно с ними. Об этом верно говорит Анджей Банах в книге «О моде XIX века»: «.. .Мы живем зачастую в интерьерах, оборудованных когда-то, обычно во времена нашего детства, нашими родителями. Сидим за столом, который старше, чем наш костюм...».
Несмотря на некоторую теоретичность подразделения на периоды, в большинстве случаев, однако, можно выделить переломные годы. Это преимущественно годы, в которые принципиально изменялась политика Домов мод, а также годы больших политических и экономических изменений. «Потому что мода,—как пишет Жиру,— является не только самым абсурдным капризом, но и маленькой волной, прорвавшейся сквозь большие волны, которые потрясают мир...» [2].
Разделение XX в на периоды господства той или иной моды, представленное в конце книги [3], соответствует в основном разделению, предложенному в публикациях французских, английских, немецких, итальянских и датских авторов, которые частично касались этого вопроса [4].
СОДЕРЖАНИЕ
Введение......................... Б
Реформа женской одежды.................. 9
Период 1 (1900—1907 гг.).................. 43
Период 2 (1908—1914 гг.).................. 85
Период 3 (1915—1923 гг.)................. 121
Период 4 (1924—1929 гг.).................. 145
Период 5 (1930—1939 гг.) . ................. 183
Период 6 (1940—1946 гг.).................. 216
Период 7 (после 1947 г.)................... 234
Заключение........................ 269
Развитие форм верхней одежды в 1900—1949 гг........... 273
Указатель литературы.................... 285
Указатель источников, из которых заимствованы иллюстрации..... 289

Цена: 150руб.

Назад

Заказ

На главную страницу

Hosted by uCoz