400 лучших школьных сочинений./Сост. О. Е. Орлова. — М.: «Мартин», 2001. —704с. В этом сборнике вы найдете лучшие сочинения последних лет, представленные на выпускных школьных и вступительных вузовских экзаменах. Сборник рассчитан на самый широкий круг учащихся: от начинающих писать сочинения учеников 5-го и 6-го классов до выпускников школ и абитуриентов. | ||||
СОДЕРЖАНИЕ 5 КЛАСС Рассказ Тургенева «Муку»............................ 4 Рассказ Носова «Фантазеры»......................... . 4 Моя любимая детская игрушка......................... 6 Моя детская игрушка............................... . 5 Кем я хочу стать?....................... ...........5 Кем я хочу стать?..................................8 Книгу нужно беречь! . .. . . г.....................•>.... 7 Почему нужно беречь книгу?........-.................... 1 Зачем нужно учиться?.............................. ^ 7 Зачем нужно учиться?............................... 8 Зачем нужно учиться?...................... ....*.,.*-х,-.Ъ!*я Самый счастливый день............................ . . g Самый памятный день в школе......................... 9 Памятный воскресный день........................... 9 Описание комнаты . . . .•........•.................. .... 10 Описание животного.....................•........... 10 Уголок зверей..................................... 11 . Сочинение по картине А. А. Пластова. «Летом» ........... . . . 11 в КЛАСС Рассказ о литературном герое......................... . 12 Рассказ о моем друге....................•........... . 13 Сказка об учебнике.............................. . . . '14 Хвастун......................................... 14 Степа дрова колет..................... . ............ 16 Как я однажды помогая маме.......................... 15 «Соблюдайте чистоту!»........................ .'.. ...... 1в «У нас была традиция../»................. ............16 Первый раз в музее истории........................... 17 Юмористический рассказ.............................18 Мы едем в горы!...................................18 Семейный вечер....................................19 «Кладовая солнца» М. М. Пришвина.....................19 Зачем нужно учиться?.....................•......••• 2О Описание животного.............................• - • 21 Описание животного................................ 21 Описание помещения................................ 22 Описание внешности человека..........................22 7КЛАСС Мой любимый литературный герой Тарас Бульба............23 Книга — ваш друг и советчик..........................23 Любимое произведение ...............................24 Сюжет по пословице.................................26 Написание своей былины...............................26 Сочинение по картине И. Шевандроновой «В сельской библиотеке» .....................•.......26 Сочинение по картине Перова «Тройка»...................27 Сочинение по картине Поленова «Заросший пруд»...........28 Люби и охраняй природу!.............................28 Весна пришла!......................................29 Лесное озеро......................................29 Ура! Мы едем в лес!................................. 3" «ОЯ Снегирь................................................ 90 Чистоплотная сорока................................ 31 Описание внешности человека......................... . 32 «Горе-мечтатель»........-..........•............... 32 Описание трудового процесса . ... . . ... . . . .................. 83 Сочинение-отзыв о рассказе Л. Андреева «Кусака»............38 8 КЛАСС А.С.ПУШКИН «Капитанская дочка»................................36 Образ Пугачева....................................36 История Маши Мироновой................... ..... . , . .......37 Взгляды и характер, Гринева........................... 38 М.Ю.ЛЕРМОНТОВ «Крутом Меня цвел божий сад-» ........................ 40 Моя размышления над поэмой «Мцыри».................. 42 В чем для Мцыри смысл жизни?........................43 Природа в понимании Мцыри.......................... 45 Любимое произведение..............-................. 49 Н.В.ГОГОЛБ Хлестаков и Осип................................. . 48 Что роднит Хлестакова и Городничего* ....... ................. 49 Уездный город и его обитателя.......................... 60 Л.Н.ТОЛСТОЙ Портрет Л. Н. Толстого работы И. Крамского...............51 «После бала»......... *............................. 61 А.М.ГОРЫСИЙ В чем смысл жизни по «Песне о Соколе»..................62 Сокол и Уж....................................... 63 Автор я рассказчик в «Песне о Соколе»................... 64 Романтический пафос «Песни о Соколе»...................66 Природа и человек..............................Т. . . 56 *•-.. 9 КЛАСС ИЗЛОЖЕНИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ СОЧИНЕНИЯ.......... бв J*l....................................____,'.. 60 J* 2........................................----- 68 J*8 -------..................................._____60 М 4............................................. . в! 3* 5.........,...........................-------.... «2 J6 в............................................64 №7.........................;..................65 J* 8------......................................,. 67 3*9......................---------------.----------------.. .» 68 3*10........................................ ... . 70 » 11 , ..................................----......71 j* 12........................................... та J* 13............................... . . ..........74 j*i4.................,,•— ,..,„.,,.............те J* 16...........................................77 j*ie..............,.,, — ,.,,,.,,.„.------•. „— те 10-11КЛАССЫ «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» «Слово о полку Игореве» как памятник древнерусской литературы ..80 «Золотое слово русской литературы»...... ............... 82 Обрел Русской земли ............................... .84 Образ Ярославны.................... . . . .. ...... ...... yj Д.И.ФОНВИЗИН Фонвизин — автор комедия «Недоросль»..................gg Образы бессмертной комедия «Недоросль»................. 90 «Недоросль»......................................92 A. Н.РАДИЩЕВ «Путешествие из Петербурга в Москву»...................94 Н.М.КАРАМЗИН Обзор творчества...................................90 B. А. ЖУКОВСКИЙ Любовная лирика...................................98 «Его стихов пленительная сладость...».................... 101 Романтизм Жуковского...............г.............. 104 Баллады «Людмила» и «Светлана»...................... 105 Баллада «Ивиковы журавли».......................... 109 К. Н.БАТЮШКОВ ;/ «Жизнь и поэзия — одно»............................ til Е.А.?АРАТЫНСКИЙ «Есть милая страна, есть угол яа земле...»................. 113 И. А. КРЫЛОВ Жизнь я творчество ................................. 116 Иван Андреевич Крылов — мастер слова.................. 119 Эзопов язык в баснях Крылова........................ . 120 Анализ басен «Квартет» я «Лебедь, Рак и Щука»............123 Басня «Вояк на псарне».............................. 125 А. С. ГРИБОЕДОВ Современное прочтение Грибоедова................ . . . . . . 127 Комедия «Горе от ума»............................... 129 Образ Чацкого . . ................................... 131 А. С. ПУШКИН «Пушкин — всегда открытие я всегда тайвв»............... 133 Лирика.......................................'• • • 135 О назначении поэта я поэзия..........................137 Политическая лирика. ..............................- 139 «Роман «Евгений Онегин»—энциклопедия русской жизни» ......... 141 Образ Татьяны Лариной.............................. 144 Образ Евгения Онегина............................... 146 Сравнительная характеристика Онегина и Татьяны во роману «Евгений Онегин»........................ 147 Сравнительная характеристика Онегина и Печорина по романам «Евгений Онегин» я «Герой нашего времени»............150 Предполагаемая судьба Евгения Онегина я Татьяны Лариной.... 153 Романтические поэмы «Кавказский пленник» и «Цыгаяы»......155 Поэма «Медный всадник»............................. 157 Петербург главами А. С. Пушкина по поэме «Медный всадник» . . 160 Русская история глазами А. С. Пушкина..................I62 Народ я власть..........• . .............. . <.........1е5 Шутливые поэмы «Граф Нулян» и «Домик в Коломне»........I66 «Повести Белкина» ................................. I69 Две героини, две судьбы..............................171 "" аз «маленького человег— . . . .........173 •портрет Пушкина 18! М. Ю. ЛЕРМОНТОВ Образ «маленького человека» Автопортрет Пушкина 1829 года ........... ............. 174 Обзор творчества ......... ......... ............ ..... 175 Композиция романа «Герой нашего времени»............... 176 Образ Печоряяа.................................... 178 Тема поэта и поэзия................................. 180 Поэма «Демон».................................... 182 Поэма «Мцыри».................................... 184 Поэма «Беглец».................................... 187 Картины русской природы • лирике М. Ю. Лермонтова........ 189 «Нет, я не Байрон» я другой—»......................... 192 Н. В. ГОГОЛЬ Художественная летопись временя...................... 194 «Видимый миру смех я незримые, неведомые ему слезы—» ..... 198 «Герой нового временя — капиталистический человек»........ 200 Чичиков у Манилова................................ 203 Сравнительная характеристика Манилова я Собакевича........ 204 Сравнительная характеристика Ноздрева я Плюшкина........ 200 «Повесть о капитане Копейкияе» — острый протест, доведенный до конца................................ 207 Комедия «Ревизор»................................. 209 Образ «маленького человека».......................... 211 «Вечера на хуторе близ Диканыш»..................... . 212 Историческая повесть «Тарас Бульба».................... 214 Гоголь-сатирик.................................... 21в А.А.ФЕТ Стихи о назначении поэта я поэзия...................... 218 «Я пришел к тебе с приветом...»........................ 220 «Шепот, робкое дыханье...»........................... 223 Я. А. ГОНЧАРОВ «Утрата романтических иллюзий»....................... 220 Пассивный протест окружающему злу.................... 228 Роль сна Обломова.................................. 230 Сравнительная характеристика Обломова и Штольца.......... 2S1 А. Н.ОСТРОВСКИЙ Мир героев Островского......... . . .................... 234 Люди с горячим сердцем............................. 235 Такие разные жензкяе ?пя1\л .,,..............".......... 237 Такие разные женские лица......................... . . 240 Женски» образы..................................... 242 Я. Г.ЧЕРНЫШЕВСКИЙ Новые люди...................................... 243 роль снов Веры Павловны в раскрытии замысла автора........ 245 «Особенный человек» Рахметов......................... 247 И.С.ТУРГЕНЕВ «Лишние люди»...................,................ 248 Красота русской души............................... 250 Барство дикое и «культурное».......................... 261 Образы демократов.................................. 253 Сопоставительная характеристика Павла Петровича Кирсанова н Евгения Базарова. .............................. 2S4 Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ Я себя убил или старушонку? .......................... 260 Тема искупления греха............................... 268 Образ Раскольникова................................ -200 М.Е.САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН «До какой низости может дойти человек...»................ 202 Сказки Салтыкова-Щедрина — вид сатиры .................'264 Аллегория в гротеск— художшинепш.ш средства русской литоршуры .. 266 Н.А.НЕКРАСОВ .......... Мой Некрасов......................................26Т Лирика.................---------------..................... 270 «Кому иа Руси жить хорошо»..........................273 Как решается проблема счастья в поэме «Кому иа Руси жить хорошо».........................................276 Образы крестьянок в поэмах «Мороз, Красный нос» и «Кому на Руси жить хорошо»......................278 Образ Ермила Гирива................................ 281 «Пленительные образы...»............................ 283 Л.Н.ТОЛСТОЙ Истоки пацифизма Л. Н. Толстого ....................... 286 Нравственные искания героев..............•......... . . . 280 Очаровательные женские образы........................291 «Мысль семейная.».................................... 293 Всенародный поход против врагов ....................... 295 Кутузов и Наполеон.......................,........... 296 «...Не тужи, дружок: час терпеть, а век жить...»............ 298 Роль пейзажа----------.................................300 Высшая знать Петербурга. .............................301 «Ненужная война»..................................303 «Мысль семейная»............ ......................304 «Мир Константина Левина» ........... J...............306 : «Воскресение Души»..................................307 Н. С. ЛЕСКОВ Мир образов Лескова...............'.......... . . ...... 309 Ф.Й. ТЮТЧЕВ Поэт гармонии и красоты.............................310 Поэзии чарующие звуки...................'........... 313 «Огнем свободы пламенея...»..........................315 «О ты, последняя любовь!..»......... . ... ................318 А.П.ЧЕХОВ .Трагедия доктора Старцева............................320 Жив человек . ...... ... .............................. . 322 Мелочи жизни, убивающие человека...................... 325 «Маленькая трилогия»............................... 327 «Душечка» ..... ........... ... .............. ... ....... 329 Драматургия.. .............. ... ....... . ............ 331 .,-. И.А.БУНИН Поэзия..........................................332 Любовь в произведениях И. А. Бунина ......................335 Вечное я «вещное» в рассказе «Господин из Сан-Фрешциоко» .... 336 А.И.КУПРИН ...'..- Творческий путь писателя........ . ........ . .-............338 Любовь в русской литературе..........................339 Прекрасная песнь о любви ............. . . . . . ...........340 Развенчание романтики военной службы..................342 А.Н.ТОЛСТОЙ Обзор творчества.................... .........,......'•• 343 Исторический роман «Петр Первый».....................346 Развитие исторического романа................ . . .......349 Становление личности в эпохе. . . . . , ......, ... . . ........852 7QO Становление личности в эпохе.......................... 354 Женские образы в романе «Петр Первый» ................. 355 «...Я искал в зтой теме разгадки русской государственности и русского народа»........................•...... . 357 Роман «Петр Первый» как произведение социалистического реализма...................................... 359 «Птенцы гнезда Петрова»........ . ......... .•......... . 360 Государство и народ в романе «Петр Первый»....... :...... 362 «Вновь найденная родина» ... . ...-.-. . . ...... .-.......... 864 «В двадцать два года нужно было начинать третью жизнь.. » . . . . 366 Особенности драматургии............................. 368 Драматическая повесть «Иван Грозный»................. . 370 «Русский характер».................................. 372 Фантастика А. П..Толстого............................ 374 Е.И.ЗАМЯТИН Роман «Мы» .......................................... 376 Социальный прогноз Е. Замятина и реальность XX века....... 378 А.М.ГОРЫСИЙ Автор и рассказчик в повествовании....................... 379 «Макар Чудра»..................................... 383 «Старуха Изергиль» ................................. 384 Босяки —герои или жертвы? . . ........................ 385 «Купец — сила...»............./..................: . 387 «Делу не хозяин, а лютый враг»............. . . . ........ 388 «Мы тут как в плену»..............................'. 390 «Сын растет быстро, но как-то в сторону»................ . 891 Театр Горького..................................... 393 Пьеса «Мещане»................................... 394 «На дне».................. . ...................... 396 Спор о человеке.................................... 400 Лука и Сатин..............-. . ............'....,.... 402 «Втор Булычев и другие»............................. 404 ПОЭЗИЯ НАЧАЛА ВЕКА..................-----......... 408 В.Я. БРЮСОВ «Поэзия серебряного века»............................ 411 Н.С.ГУМИЛЕВ , ••- Обзор творчества................................... 419 И.СЕВЕРЯНИН «Король цветов» . . ................................. 416 А.А.БЛОК Ранняя лирика............•........................ 418 Образ'России.................. ... . .............V. . 421 Россия в творчестве Блока........................... . . 433 «И идут без имени святого» . . . .'....................... 424 «Скифы»......................... ..... . .. : .......* 427 Мое любимое стихотворение .......... . . ............... 428 С.А.ЕСЕНИН Основные мотивы лирики.......... ......... ..... .... .-.. .430 Россия глазами Есенина .............................. 431 Родина в поэзии Есенина............................. 434 Тема Годины в творчестве Есенина..................... . 437 Поема «Айна Онегина»......... . . . . . ...... .ь ч ........ 489 Эволюция поэтического мира С. А. Есенина . ..... .... ...... 443 Роль цвета в поэтическом мире С. Есенина . . . . .......-. . . . . . 445 В. В. МАЯКОВСКИЙ , Сатира Маяковского...........................'......44? Равнее творчество..................................449 Драматургия......................................452 Стихи о назначении повта ж повэии......................464 Тема родины.........................."...,.........457 Поама «Хорошо»...................................460 Действенная сила стиха........ ......................462 Человек и время........ ............................464 Художественно» своеобразие метафор в стихотворении «Письмо Татьяне Яковлевой»........................ 466 Композиция стихотворения «Товарищу Нетте, пароходу и человеку» . 468 Будничное в высокое в стихотворении «Товарищу Нетте, пароходу и человеку»'............................. 471 А.А.АХМАТОВА Равняя лирика.......................... ..........473 Летопись »похи....................................476 Достоинство таланта................................478 Поема «Реквием» . . .................................481 Тема необратимости времени в лирике А. А. Ахматовой........483 «Меня ведет господь по голубым предутренним дорогам».».....486 Муза в лирике Ахматовой.............................488 «Тот город, мной любимый в детстве...»...................490 Судьба поколения в творчестве А. А. Ахматовой.............492 М.И.ЦВЕТАЕВА Ранняя лирика ........ • .'..............*...•...*•«•• 495 Поазия «серебряного века»............................ 498 «Если душа родилась крылатой...».......................500 Что нужно человеку для счастья? ....................... 503 Что мне близко в наследив М. Цветаевой.....................506 Россия — взгляд издалека................................508 О.Э.МАНДЕЛЬШТАМ Анализ стихотворения «Петербург»......................510 «Мне ва плечи кидается век-волкодав...»..................512 , Б. А. ПАСТЕРНАК «Доктор Живаго»...................................614 «Февраль. Достать чернил и плакать».................... 616 Художественный анализ стихотворения «Быть знаменитым некрасиво»....................... 519 М. А. БУЛГАКОВ Проблема добра и ала как философско-нравственная в романе «Мастер в Маргарита.»...... . .................. . . . 521 Система образов в ромаве «Белая гвардия»................. 523 «Мысль семейная» в русской литературе по роману «Белая гвардия»......... ... ..... . ..... ....... ....... ........... .. . 624 Рассуждения о любви, дружбе, воинском долге на основе романа «Белая гвардия»............................ 526 Сатира........................• •.................628 Нравственно-философская проблематика произведений М. А. Булгакова........ . ..............630 Рассуждения над страницами повести «Собачь* сердце»....... . 631 Гоголевские традиция в произведениях М. А. Булгакова ........ 633 Рыцарское служение людям по повести «Записки юного врача» . . 634 Новое звучание главы «Морфий» из повести «Записки юного врача»............................536 А. А. ФАДЕЕВ Летописец революции и войны.........................537 М. А. ШОЛОХОВ Творческий путь писателя.............................539 Страшное время на страницах «Донских рассказов»..........542 «Чужой всем».....................................543 Женские образы в романе «Тихий Дон»...................545 Народ и революция в романе «Тихий Дон».................647 Художественная летопись коллективизации................548 Посланец партии...................................650 Одержимый боец коммунизма и романтический мечтатель......551 Это не должно повториться!.......................... . 553 «Русский чудо-человек...»............................555 А. Т. ТВАРДОВСКИЙ Общая характеристика творчества.......................557 Поэма «Василий Теркин».............................569 Поэма «По праву памяти» ............................561 В.ГРОССМАН 7 «Жизнь и судьба»..................................564 А. П. ПЛАТОНОВ Характеристика творчества............................566 Необычность языка произведений Платонова............... 569 Н.ЗАБОЛОЦКИЙ «Не позволяй душе лениться...»........................670 В.ШАЛАМОВ Рецензия ва рассказы................................573 А. И. СОЛЖЕНИЦЫН Жизнь и творчество.................................576 «Не стоит село без праведника» ........................577 Ч.Т.АЙТМАТОВ Жизаь и творчество писателя..........................579 «Повести гор и степей»..............................581 Ранние повести «Материнское поле» и «Первый учитель»......584 Повесть «После сказка»..............................686 Сочинение-рецензия на повесть «Белое облако Чингисхана» ....'. 688 Роман «Плаха»....................................691 Романы-метафоры.............•'..................... 593 В.М.ШУКШИН Поиски идеального героя . . ;..........................596 «Взваливши наши тяжести...».........................698 Рассказ «Срезал»................................... 599 Анализ рассказа «Верую!»............................ 601 Искусство в жизни человека...........................603 НРАВСТВЕННЫЙ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПОИСК СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ......................... 604 В.Г.РАСПУТИН Повесть «Прощание с Матерой»........................ 607 Повесть «Пожар»................................... 609 Ю.В.ДРУНИНА Поааия..........................................610 ВОЕННАЯ ПРОЗА..................................... 612 В.В.БЫКОВ Истоки героизма простого человека в годы ВОВ............. 614 Верность долгу . ... . . . . . . ...................... . . . . 615 «Сороковые роковые...»............,................. 617 Зося Норейко и Антон . . ,............................ 619 К. М. СИМОНОВ Страшная правда войны в романе «Живые-и мертвые»........ 621 Ю. В. ТРИФОНОВ Нравственные проблемы в повести «Обмен»................. 622 А. А. ВОЗНЕСЕНСКИЙ Ранняя лирика.................................... 624 •Поэма «Мастера» . . ......................... . . . . . . . . 627 «Убил я поэму. Убил, не родивши...».. . .......... •, : . . . . . . 630 Анализ стихотворения «Неизвестный — реквием » двух шагах, с эпилогом» ..................................... 631 Е. А. ЕВТУШЕНКО . «Молитва перед поэмой».............................. 633 «Идут белые снвги,..»............................... 635 «Шестидесятники».................................. 637 И. А. БРОДСКИЙ Поэтический мир поэта.............................. 638 В.С.ВЫСОЦКИЙ «Так.оставьте ненужные споры!..»........... ........ . . . . 641 «От жизни никогда не устаю...»....... . ................. 643 СОЧИНЕНИЯ НА СВОБОДНУЮ ТЕМУ Искусство в жизни человека........................... 646 Поэзия и живопись слились ...-.-......................... 647 «Процветай же славой вечной, город храмов и палат!». . . ...... 649 История первой награды..................... . . . .......... 650 Образ Петра Первого в русской литературе. . ............... 651 Награда нашла своего героя............................ 653 Я хочу рассказать вам о Книге......................... 664 Преемственность русской литературы.................... 657 Г. Р. Державин и А. С. Пушкин о назначении поэта и поэзии .... 658 Печорин — герой, ничтожество или типичный представитель дворянства 40-х годов XIX века....................f V 660' Эпистолярный жанр в русской литературе .... .-..„. •тдЦИ^ ' > • *®2 «Муштра, ода» мупира...» •г1Г****$ыШ№ЗЯй&™^?----- 664 Литературные пардяя«ет,»-О^МЦЙЙ:'»'ЙйрВст№ A. А. Ахматовой ж М.' И. Цветаевой................... 666 Книга правды, любви и добра....................... '. . . 669 Я хочу рассказать вам о книге Б. Васильева «А зори здесь тихие» . ."672 А зори здесь тихие......... . ......................... 674 Я хочу рассказать вам о фильме «Россия молодая» .... -...-,•.. . . 676 Экология (природа и человек)....................... . . . 678 Повести «Лицом к лицу» Ч. Айтматова и «Живи и помни» B. Распутина . . .............................. . . *'-вТ8 «Поэзия — баба капризная».....................-•••: »'~ • 681 Великий сын России................................ 683 Русская фантастика...............................Г . 685 «Школьные годы чудесные...»......................... - 687 «Письмо в двадцать пятый век»......................• • 689 ПРИЛОЖЕНИЕ 1................................... ». 692 ПРИЛОЖЕНИЕ 2............,........................ 692 Цена: 50руб. |
||||