Иванова в.ч>. Современная русская орфография: Учеб. пособие для филол. спец. вузов.-М.: Высш. шк., 1991.-192 с. ISBN 5-06-001667-6 В пособии дается описание и теоретическое истолкование современного русского правописания. Освещаются предшествующие орфографии сферы письма - алфавит и графика. Описание алфавита, графики и орфографии сопровождается фонетическими комментариями. Отражено развитие орфографической теории в последние годы. Осмысляется опыт работы Орфографической комиссии при ИРЯ ЛИ СССР над «Предложениями по усовершенствованию русской орфографии». | ||||
ПРЕДИСЛОВИЕ Книга является учебным пособием по разделу «Теория письма. Орфография» «'HI(его теоретического курса «Современный русский язык», читаемого на рус-гких отделениях филологических факультетов университетов и педагогических иу:)ов страны, и ориентируется на устоявшуюся программу по современному русскому языку. В пособии дается описание и теоретическое истолкование системы современного русского правописания. Интерпретируются принципы русской орфографии, повещаются также и предшествующие орфографии части письма, а именно алфавит и графика, поскольку орфография не существует сама по себе: она зависима от состава алфавита и законов графики. Все три части письма - алфавит, графика и орфография - в свою очередь зависят от звучащей речи, которую они и фиксируют в виде письменных знаков. Поэтому описание алфавита, графики и «рфографии сопровождается фонетическими комментариями. В значительной степени предлагаемое учебное пособие базируется на нашей книге «Современный русский язык. Графика и орфография» (М., 1976). Однако, являясь продолжением и развитием названной книги, существенно от нее отличается. Автором избран иной подход к изложению материала, который заключается в следующем. Русское письмо является буквенно-звуковым. Теоретическое осмысление его системы непосредственно связано с теоретическим осмыслением звучащей речи. Между тем теория звучащей речи не едина. В Советском Союзе сейчас представлены два главных фонологических направления: Московская фонологическая школа (МФЩ), как называют ее сами создатели, и Ленинградская фонологическая школа (ЛФШ). В основе теории ЛФШ лежат идеи акад. Л.В.Щербы, поэтому представители этой школы чаще говорят о себе как о щербовском фонологическом направлении или школе акад. Л.В.Щербы. Поскольку часто монографии и учебные пособия авторов, принадлежащих к этим двум направлениям, издаются параллельно, учащимся не всегда легко разобраться в различии подходов к освещаемым фактам, тем более что иногда одно направление провозглашает даже, будто другое направление «не обеспечено мыслью» (см.: Современный русский язык/Под ред. ВА.Белошапковой. М., 1989. С. 162). Столь сложные взаимоотношения между представителями разных фонологических школ затрудняют обучение. Для того, чтобы у студентов не складывалось впечатления о некоей ущербности либо одного, либо другого направления, об их мнимой «неправильности» или, наоборот, единственной «правильности», в данном пособии излагаются обе фонологические теории, а в списках литературы рекомендуются книги авторов как одного, так и другого направления. Основная линия изложения идет с позиций Ленинградской школы [на основе фонологической концепции, представленной в книгах: Щерба Л.В. Русские гласные в качественном и количественном отношении. Л., 1983 (1-е изд. - Спб., 1912); Зиндер Л.Р. Общая фонетика. М., 1979; Мослов Ю.С. Введение в языкознание. М., 1987; Буланин Л.Л. Фонетика современного русского языка. М., 1970; Бон-дарко Л.В. Фонетическое описание языка и фонологическое описание речи. Л., 1981], но в сопоставительном ключе даются и трактовки другой школы. В пособии освещаются достижения теоретической мысли последних лет. Важный момент в развитии орфографической теории был связан с работой Орфографической комиссии при Институте русского языка АН СССР над проектом «Предложений по усовершенствованию русской орфографии», представленным в 1964 г. на суд широкой общественности, но не проведенным в жизнь. Осмысление и оценка теоретического значения этого проекта очень важны для дальнейшей работы по усовершенствованию русского правописания, для будущих специалистов-филологов. Самостоятельное значение имеют списки литературы, прилагаемые к основным разделам курса. Используя их, студенты смогут участвовать в обсуждении остродискуссионных вопросов теории и практики письма, а также шире развивать самостоятельную работу в плане научных иследований. Учебное пособие предназначено для студентов-русистов филологических факультетов университетов. Особое внимание в книге обращается на то, как тот или иной раздел курса отражается в действующих школьных учебниках. Автор ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие....................................................................................................................................... 3 введение............................................................................................................................................. 5 Письмо и орфография........................................................................................................... 5 ГРАФИКА глава /. Понятие о графике. Графические средства................................................... 10 § 1. Общие сведения о графике (10). § 2. Алфавит (11). § 3. Небуквенные графические средства (30) Глава 2. Соотношение между буквами (графемами) и звуками (фонемами)................................................................................................................... 36 § 4. Фонемный состав языка и принципы обозначения фонем (36). § 5. Слоговой принцип русской графики (40). § 6. Двузначные и однозначные буквы (45). § 7. Разновидности букв по количеству обозначаемых ими звуков (49). § 8. Удобство слогового принципа русской графики (50). § 9. Ограничения в применении слогового принципа (52). § 10. Отступления от слогового принципа (59). § 11. Значение и употребление букв русского алфавита (65) ОРФОГРАФИЯ Глава 3. Орфография как общепринятое практическое письмо.............................. 77 § 12. Понятие об орфографии и ее важнейших разделах (77). § 13. Определение понятий «орфограмма» и «принцип орфографии» (79). § 14. Основные принципы орфографии, возможные при звуковом письме (80). § 15. Морфологический принцип как ведущий принцип русского правописания (85). § 16. Фонетический принцип (111). § 17. Традиционный принцип (116). § 18. Принцип графико-морфологических аналогий (125) Глава 4. Типы написаний в их соотношении с произношением...........................130 § 19. Общие замечания (130). § 20. Фонетические и нефонетические написания (121). § 21. Разнородность фонетических написаний (132). § 22. Определимость (проверяемость) написаний произношением (137). § 23. Итоги об отношении правописания к произношению. Необходимость учета грамматических связей (142). Глава 5. Различия в понимании ведущего принципа русской орфографии...................................................................................................................145 § 24. Определение ведущего принципа русской орфографии как фонемного (145). § 25. Различия в понимании морфологического принципа (155) Глава 6. Слитные, дефисные и раздельные написания. Употребление прописных букв. Перенос слов. Графические сокращения. Орфография заимствованных иноязычных слов.........................................................................160 § 26. Слитные, дефисные и раздельные написания (160). § 27. Употребление прописных букв (164). § 28. Перенос слов (166). § 29. Графические сокращения (167). § 30. Орфография заимствованных иноязычных слов (168). Глава 7. Главнейшие факты истории русского правописания.................................175 § 31. Петровская реформа азбуки (175). § 32. Реформа 1917 - 1918 годов и ее подготовка (177). § 33. Упорядочение орфографии в советский период (181) Цена: 50руб. |
||||