Философия

Русский язык

Словари

Художественная литература

Общественно-политическая литера

Иванова в.ч>. Современная русская орфография: Учеб. пособие для филол. спец. вузов.-М.: Высш. шк., 1991.-192 с. ISBN 5-06-001667-6 В пособии дается описание и теоретическое истолкование современного русского правописания. Освещаются предшествующие орфографии сферы письма - алфавит и графика. Описание алфавита, графики и орфографии сопровождается фонетическими комментариями. Отражено развитие орфографической теории в последние годы. Осмысляется опыт работы Орфографической комиссии при ИРЯ ЛИ СССР над «Предложениями по усовершенствованию русской орфографии».
ПРЕДИСЛОВИЕ
Книга является учебным пособием по разделу «Теория письма. Орфография» «'HI(его теоретического курса «Современный русский язык», читаемого на рус-гких отделениях филологических факультетов университетов и педагогических иу:)ов страны, и ориентируется на устоявшуюся программу по современному
русскому языку.
В пособии дается описание и теоретическое истолкование системы современного русского правописания. Интерпретируются принципы русской орфографии, повещаются также и предшествующие орфографии части письма, а именно алфавит и графика, поскольку орфография не существует сама по себе: она зависима от состава алфавита и законов графики. Все три части письма - алфавит, графика и орфография - в свою очередь зависят от звучащей речи, которую они и фиксируют в виде письменных знаков. Поэтому описание алфавита, графики и «рфографии сопровождается фонетическими комментариями.
В значительной степени предлагаемое учебное пособие базируется на нашей книге «Современный русский язык. Графика и орфография» (М., 1976). Однако, являясь продолжением и развитием названной книги, существенно от нее отличается. Автором избран иной подход к изложению материала, который заключается в следующем.
Русское письмо является буквенно-звуковым. Теоретическое осмысление его системы непосредственно связано с теоретическим осмыслением звучащей речи. Между тем теория звучащей речи не едина.
В Советском Союзе сейчас представлены два главных фонологических направления: Московская фонологическая школа (МФЩ), как называют ее сами создатели, и Ленинградская фонологическая школа (ЛФШ). В основе теории ЛФШ лежат идеи акад. Л.В.Щербы, поэтому представители этой школы чаще говорят о себе как о щербовском фонологическом направлении или школе акад.
Л.В.Щербы.
Поскольку часто монографии и учебные пособия авторов, принадлежащих к этим двум направлениям, издаются параллельно, учащимся не всегда легко разобраться в различии подходов к освещаемым фактам, тем более что иногда одно направление провозглашает даже, будто другое направление «не обеспечено мыслью» (см.: Современный русский язык/Под ред. ВА.Белошапковой. М., 1989. С. 162). Столь сложные взаимоотношения между представителями разных фонологических школ затрудняют обучение.
Для того, чтобы у студентов не складывалось впечатления о некоей ущербности либо одного, либо другого направления, об их мнимой «неправильности» или, наоборот, единственной «правильности», в данном пособии излагаются обе фонологические теории, а в списках литературы рекомендуются книги авторов как одного, так и другого направления.
Основная линия изложения идет с позиций Ленинградской школы [на основе фонологической концепции, представленной в книгах: Щерба Л.В. Русские гласные в качественном и количественном отношении. Л., 1983 (1-е изд. - Спб., 1912); Зиндер Л.Р. Общая фонетика. М., 1979; Мослов Ю.С. Введение в языкознание. М., 1987; Буланин Л.Л. Фонетика современного русского языка. М., 1970; Бон-дарко Л.В. Фонетическое описание языка и фонологическое описание речи. Л., 1981], но в сопоставительном ключе даются и трактовки другой школы.
В пособии освещаются достижения теоретической мысли последних лет.
Важный момент в развитии орфографической теории был связан с работой Орфографической комиссии при Институте русского языка АН СССР над проектом «Предложений по усовершенствованию русской орфографии», представленным в 1964 г. на суд широкой общественности, но не проведенным в жизнь. Осмысление и оценка теоретического значения этого проекта очень важны для дальнейшей работы по усовершенствованию русского правописания, для будущих специалистов-филологов.
Самостоятельное значение имеют списки литературы, прилагаемые к основным разделам курса. Используя их, студенты смогут участвовать в обсуждении остродискуссионных вопросов теории и практики письма, а также шире развивать самостоятельную работу в плане научных иследований.
Учебное пособие предназначено для студентов-русистов филологических факультетов университетов. Особое внимание в книге обращается на то, как тот или иной раздел курса отражается в действующих школьных учебниках.
Автор
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие....................................................................................................................................... 3
введение............................................................................................................................................. 5
Письмо и орфография........................................................................................................... 5
ГРАФИКА
глава /. Понятие о графике. Графические средства................................................... 10
§ 1. Общие сведения о графике (10). § 2. Алфавит (11). § 3. Небуквенные графические средства (30) Глава 2. Соотношение между буквами (графемами) и звуками
(фонемами)................................................................................................................... 36
§ 4. Фонемный состав языка и принципы обозначения фонем (36). § 5. Слоговой принцип русской графики (40). § 6. Двузначные и однозначные буквы (45). § 7. Разновидности букв по количеству обозначаемых ими звуков (49). § 8. Удобство слогового принципа русской графики (50). § 9. Ограничения в применении слогового принципа (52). § 10. Отступления от слогового принципа (59). § 11. Значение и употребление букв русского алфавита (65)
ОРФОГРАФИЯ
Глава 3. Орфография как общепринятое практическое письмо.............................. 77
§ 12. Понятие об орфографии и ее важнейших разделах (77). § 13. Определение понятий «орфограмма» и «принцип орфографии» (79). § 14. Основные принципы орфографии, возможные при звуковом письме (80). § 15. Морфологический принцип как ведущий принцип русского правописания (85). § 16. Фонетический принцип (111). § 17. Традиционный принцип (116). § 18. Принцип графико-морфологических аналогий (125)
Глава 4. Типы написаний в их соотношении с произношением...........................130
§ 19. Общие замечания (130). § 20. Фонетические и нефонетические написания (121). § 21. Разнородность фонетических написаний (132). § 22. Определимость (проверяемость) написаний произношением (137). § 23. Итоги об отношении правописания к произношению. Необходимость учета грамматических связей (142). Глава 5. Различия в понимании ведущего принципа русской
орфографии...................................................................................................................145
§ 24. Определение ведущего принципа русской орфографии как фонемного (145). § 25. Различия в понимании морфологического принципа (155)
Глава 6. Слитные, дефисные и раздельные написания. Употребление прописных букв. Перенос слов. Графические сокращения. Орфография заимствованных иноязычных слов.........................................................................160
§ 26. Слитные, дефисные и раздельные написания (160). § 27. Употребление прописных букв (164). § 28. Перенос слов (166). § 29. Графические сокращения (167). § 30. Орфография заимствованных иноязычных слов (168). Глава 7. Главнейшие факты истории русского правописания.................................175
§ 31. Петровская реформа азбуки (175). § 32. Реформа 1917 - 1918 годов и ее подготовка (177). § 33. Упорядочение орфографии в советский период (181)

Цена: 50руб.

Назад

Заказ

На главную страницу

Hosted by uCoz