Философия

Русский язык

Словари

Художественная литература

Общественно-политическая литера

Блинов Г. И., Антохина В. А. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации: Пособие для учителя.—М.: Просвещение, 1986.—224 с, В сборнике диктантов по орфографии и пунктуации даются разнообразные виды диктантов (выборочные, творческие диктанты с продолжением, предупредительные, комментированные, объяснительные и контрольные диктанты) и методика »х проведения.
Предлагаемое пособие для учителя содержит материал для диктантов по орфографии и пунктуации.
Орфограммы и пунктограммы принято классифицировать по |рвфическому способу обозначения нормы и по трудностям, свя-|анным с их усвоением.
В первом случае мы имеем дело с вариантами орфограмм и пунктогр а м м .
Безвредный — беспокойный — это варианты орфограммы «Пра-0писание приставок на з»: одна и та же орфограмма в зависимо-сти от последующего согласного по звонкости/глухости обознача- ется то буквой з, то буквой с.
; В словах безвредный — безвкусный приставка пишется одина-.ково, но во втором слове допускаются ошибки в выборе з или с;

- приставка стоит перед согласным в, который оглушается; часто допускается ошибки в слове беспокойный: оказывает отрицатель-
'
влияние написание без покоя. В двух последних примерах мы 'fy имеем дело с вариантами трудностей усвоения орфограммы «Пра-!| волисание приставок на з».
Э^ Варианты пунктограммы — это входящие в пунктограмму по-jfgtrpoeH-ия, при пунктуационном оформлении которых используются JS ;|щнофункциональные знаки препинания, например: однородные разделяются запятой, тире и точкой с запятой; однородные от обобщающих слов отделяются тире или двоеточием . 'Варианты трудностей в пунктуации связаны с ошибочным реносом правил, обусловленным смешением грамматических отрицательным взаимодействием навыков и др. В пред-Вожеиии Север дышит ветром ночи и полынь колышет. (Б.) уча-^||!!Шеся ставят запятую, принимая предложение за сложносочинен-'«|яое: при втором сказуемом есть дополнение, по форме сходное с ^Формой именительного падежа.
P^fcu ^ пос°бии реализуется идея систематического повторения ор-
I фографии и пунктуации. Материалы для диктантов даны с по-
,степенным нарастанием трудностей при изучении правил, и Завер-
'^лРМФкя. они разделом «Смешанные примеры», включающим
-^ орфограммы или пунктограммы, ранее изученные. Выделяется ма-
С^Риал для систематизации и обобщения правил по орфографии и
.рунктуации.
It ,. В диктанты по орфографии введен материал для закрепления > йравял постановки знаков препинания, усвоенных в IV классе, «"яропедевтического изучения пунктуации в IV— VI классах.
В диктанты по пунктуации включен материал для закрепления умений и навыков по орфографии. Кроме предложений и связных текстов, содержащих разнообразные орфограммы, предлагается материал для тематического, обобщающего повторения, если объяснение написания не требует контекста, в виде словарных диктантов.
Такой выбор материала позволяет провести тематическое повторение за короткое время, закрепить употребление правил с учетом особенностей их усвоения — трудностей обнаружения орфограммы, ее квалификации, конкурирующих правил, взаимодействия навыков. Кроме того, использование словарных диктантов увеличивает интенсивность тренировки. Пособие, как уже говорилось, предоставляет возможность учителю организовать повторение по обобщенным темам, с учетом особенностей экзаменационных билетов, но такое повторение труднее прикрепить к отдельным пунктуационным темам: нельзя учесть особенности подготовки класса, систему работы учителя и др. Поэтому материал для такого повторения помещен в конце пособия как приложение. Учитель сам определяет место, последовательность и формы повторения.
При изучении пунктуации в VII—VIII классах предполагается работа над словами, правописание которых не регулируется правилами. Предлагаемые словарные диктанты тоже помещаются в конце как приложение. Время и место работы по усвоению написания данных слов и проведения словарных диктантов определяет сам учитель.
Чтобы предоставить возможность использовать сборник во внеклассной работе по русскому языку, удовлетворить потребность учащихся, проявляющих повышенный интерес к орфографии и пунктуации, в пособии помещены материалы, не включенные в школьные учебники: примеры на негативные правила, ограничивающие действие изучаемых в школе позитивных правил (например; предложения с необособленными прилагательными и причастиями, входящими в состав сказуемого, с определениями, относящимися к определяемому слову с лексической неполнотой), или уточняющие применение правил (например, определение спряжения глаголов с приставкой вы-), или синтаксические построения, встречающиеся в творческих работах учащихся (например, предложения с прямой речью, стоящей внутри слов автора). Такой материал обозначается звездочкой и используется по усмотрению учителя.
В сборнике даются диктанты (слова, словосочетания, предложения и связные тексты) на все основные орфограммы и пункто-граммы. Наименование диктантов по характеру текста — словарные диктанты, диктанты, состоящие из отдельных предложений, связные тексты — ввиду их очевидности опускается.
По орфографии сначала предлагаются словарные диктанты. На таком дидактическом материале легче усваивается содержание
правил и механизм их применения. Словарные диктанты исполь-> зуются и как выборочные.
Дидактический материал, предназначенный для предупредительных, комментированных, объяснительных, а также контроль-аых диктантов, не сопровождается названиями их видов, так как отличаются эти виды диктантов не особенностями текстов, а методикой их проведения. Обозначаются только такие виды диктантов, при записи которых учащиеся вносят изменения в текст.
Для творческих диктантов по пунктуации даны образцы их выполнения— варианты, обусловленные сокращением текста, его распространением или изменениями, связанными с заменой условии, которыми регулируется пунктуационная норма. Объем мате-риала для диктантов определяется самим учителем.- Для этих *Целей могут быть использованы примеры или связные тексты, вид работы над которыми в данном пособии не обозначен.
Дидактический материал по каждой теме завершается текстами для свободных диктантов.
л Некоторые диктанты по орфографии по объему меньше, .чем положено для контрольных диктантов. Это сделано намеренно: тексты для предупредительных и объяснительных диктантов должны быть меньше по объему; текст с несколько уменьшенным .количеством слов можно использовать и для контрольных диктантов; в этом случае он дополняется словами, словосочетаниями или предложениями с нужными орфограммами. Текст, дополненный учителем, позволяет ему выбрать диктант с учетом подготовки класса, материала, необходимого для повторения.
В связных текстах встречаются орфограммы и нунктограммы на неизученные правила. При проверке работ учащихся нарушения против таких правил исправляются, но не учитываются при их оценке.
Авторы благодарят старшего научного сотрудника НИИ школ МП РСФСР Г. К. Лидман-Орлову за внимательное прочтение по-"Собия и компетентные замечания и рекомендации, способствовавшие улучшению рукописи.
Диктанты по орфографии составлены В. А. Антохиной, по пунктуации и материал для повторения орфографии в 7—В классах, а также предисловие — Г. И. Блиновым.

Цена: 50руб.

Назад

Заказ

На главную страницу

Hosted by uCoz