Математика

Физика

Химия

Биология

Техника и    технологии

К е т к о в Ю. Л. Диалог на языке бейсик для мини- и микро-ЭВМ.—М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1988. —368 с. ISBN 5-02-013779-0 Последовательно излагаются вопросы программирования на наиболее популярном диалоговом алгоритмическом языке бейсик. Этот язык используется на всех современных мини- и микроЭВМ. В наиболее развитых странах изучение бейсика составляет основу школьных курсов программирования в старших классах. Предлагаемая книга состоит из двух частей. В части 1 излагаются основы программирования задач вычислительного характера, описываются средства обработки символьной и графической информации, рассматриваются вопросы приложения матричных операций. Большое внимание уделяется систематизации базовых средств языка и их последующему развитию в различных отечественных и зарубежных версиях. Часть 2 книги представляет собой справочное руководство по реализациям бейсика на ЭВМ, выпускаемых в рамках СЭВ. Книга ориентирована на многочисленных пользователей средств современной вычислительной техники, студентов средних и высших учебных заведений, преподавателей программирования.
ПРЕДИСЛОВИЕ
В текущем году исполняется 10 лет с момента появления до-1 1упной нашим читателям первой книги по бейсику. За это время 'н-мсик развился и стал настолько популярным, что его изучают даже || школе. Именно поэтому автору пришлось решать две задачи.
Во-первых, хотелось подготовить своеобразную энциклопедию, и которой можно найти исчерпывающие сведения о тех или иных конструкциях языка, проследить и систематизировать основные тен-;и:нции развития бейсика.
Во-вторых, было необходимо познакомить читателя с достаточно полным составом конкретной версии и подчеркнуть ее особенности, с которыми приходится считаться при конвертировании программ, I и бота ющих на ЭВМ другого типа. Отсюда и четкая граница, разделяющая книгу на две части. ^
Часть 1 начинается с небольшого исторического обзора и знакомства с основными средствами так называемой базовой версии Бейсика. При этом последовательность изложения диктуется ответами п,| три фундаментальных вопроса, возникающих при составлении программ на любом алгоритмическом языке:
— как задать или изменить значения переменных;
— как отпечатать (вывести) результаты вычислений;
— как изменить ход вычислительного процесса.
В главе 3 приводятся основные форматы базовых операторов и их модификации, с которыми можно встретиться в различных вер-п!ях языка.
Семь следующих глав связаны с основными направлениями раз-mi шя бейсика:
— средствами обработки символьной информации; - управлением форматом данных при выводе;
— организацией работы с файлами;
— матричными процедурами;
— элементами машинной графики;
— сегментацией программ;
— управлением процессами.
Глава 11 посвящена описанию основных процедур обработки бей-смк-программ в различных системах программирования. Хотя набор директив и их форматы довольно сильно зависят от используемой операционной системы, смысл этих процедур по существу своему на разных ЭВМ мало чем отличается.
В главе 12 кратко описываются предложения по стандартизации и1ыка, опубликованные рабочей группой американского националь-
него института стандартов (ANSI) и широко обсуждавшиеся в зарубежной печати в период 1983-85 гг.
Часть 2 книги представляет собой краткое справочное пособие по конкретным реализациям бейсика на различных ЭВМ, Здесь достаточно важным в историческом аспекте нам представляется небольшой фрагмент (главы 13—15), посвященный этапам развития языка, по которым прошли его создатели, а также оригинальным отечественным реализациям бейсика ка ЭВМ 2-го и 3-го поколений.
В трех последних главах содержится информация о составе входного языка бейсик-интерпретаторов на мини- и микроЭВМ, совместимых по системе команд с машинами типа СМ-3(4), на ЭВМ Искра-226, на 8- и 16-разрядных персональных компьютерах, использующих ту или иную модификацию MS-BASIC (Изот-1031, Роботрон-1715, MSX, IBM PC) и совместимых с последней отечественной ПЭВМ.
Всего в книгу включены описания 25 версий бейсика, в том числе и проект нового стандарта. Для удобства поиска нужной информации приведены алфавитные указатели операторов, функций и директив с перечнем версий, в которых используется тот или иной термин. Библиография приводится в конце разделов и глав для удобства читателей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. KemenyJ. С., Kurtz Т. Е. BASIC programming.—N. Y.: John Wiley, 1967.
2. Дьяконов В. П. Справочник по алгоритмам и программам на бейсике для персональных ЭВМ.— М.: Наука, 1987.
3. Кетков Ю. Л. Программирование на бейсике.— М.: Финансы и статистика, 1978.— 158 с.
4. Кнут Д. Искусство программирования: В 3 т. Т. 2.:—Получисленные алгоритмы.— М.: Мир, 1977.
5. К у л и к о в В. Д. Курс программирования.— Л.: Изд-во ЛГУ, 1982.—208с.
6. Соболь И. М. Численные методы Монте-Карло.— М.: Наука, 1985.— 80 с.
7. Трэктон К. Программы на бейсике для инженерно-технических расчетов.— М.: Радио и связь, 1985.— 96с.
8. Уолш Б. Программирование на бейсике.— М,: Радио и связь,
1987.—336 с.
9. У орт Т. Программирование на языке бейсик.— М.: Машиностроение, 1981.—225с.
10. Фокс Д., Фок с А. Бейсик для всех.— М.: Энергоатомиздат, 1986.— 176 с.
ОГЛАВЛЕНИЕ
едисловие...................., . . , 7
1сть I. ПРОГРАММИРОВАНИЕ НА БЕЙСИКЕ 9
I а в а 1. Введение в бейсик............... 9
1.1. Происхождение бейсика.............. 9
1.2. Как набирается программа на бейсике.......
1.3. Режим непосредственных вычислений........ 15
1.4. Алфавит бейсика.......,.........
1.5. Объекты алгоритмического языка........, . 16
1.6. Анализ простой программы............. 23
i а в а 2. Основы программирования задач вычислительного характера ...................
2.1. Как задать или изменить значение переменной ... 29
2.2. Как напечатать результаты вычислений .,«,... 31
2.3. Как изменить ход вычислений ,...,,,,... 36
2.4. Повторное использование блока данных.......
2.5. Случайные числа в вычислительной математике ... 51
1 а в а 3. Основные форматы базовых операторов ..... 54
3.1. Оператор DATA.......•......... 55
3.2. Оператор DEF................. . 55
3.3. Оператор DIM.................. 57
3.4. Оператор END.................. 58
3.5. Оператор FOR .................. 59
3.6. Оператор GOSUB................. 60
3.7. Оператор GOTO................. 62
3.8. Оператор IF................... 63
3.9. Оператор INPUT................. 64
3.10. Оператор LET.................. 65
3.11. Оператор NEXT................. 66
3.12. Оператор ON................... 67
3.13. Оператор OPTION BASE............. 68
3.14. Оператор PRINT................. 69
3.15. Оператор RANDOMIZE.............. . 70
3.16. Оператор READ , ,............... 71
3.17. Оператор REM................... 71
3.18. Оператор RESTORE............... 72
3.19. Оператор RETURN................ 72'
3.20. Оператор STOP.................. 74
Глава 4. Элементы обработки символьной информации . . 74
4.1. Основные символьные объекты........... 75
4.2. Как задать или изменить значение текстовой переменной ........................ 77
4.3. Стандартные процедуры обработки символьных строк 79
4.4. Ввод символьных данных с помощью оператора LINPUT 82'
4.5. Лексикографическое упорядочение текстовых данных 83
4.6. Типовые средства преобразования данных...... 87
Глава 5. Средства редактирования данных при выводе ... 92
5.1. Управление форматом вывода числовых данных ... 92;
5.2. Печать с использованием формата выводной строки 96
5.3. Другие способы управления форматом вывода .... 105
Глава 6. Работа с файлами................ Ill;
6.1. Основные приемы работы с последовательными файлами ....................... 113
6.2. Организация обмена с файлами прямого доступа . . . 116,]
6.3. Работа с виртуальными массивами на ЭВМ типа ДВК, СМ-3, СМ-4.................... 117
Глава 7. Матричные операции.............. 118
7.1. Специфика базовых операторов........... 119
7.2. Приложение матричных операторов к расчету электрических цепей ................... 127
7.3. Новые функциональные возможности матричных процедур ....................... 1381
Глава 8. Машинная графика............... 1421
8.1. Основные сведения об аппаратных средствах .... 142 j
8.2. Некоторые математические аспекты машинной графики 1471
8.3. Средства машинной графики на ЭВМ Искра-226 . . . 1491
8.4. Цветная дисплейная графика............ 157 j
8.5. Метод блуждающей маски............, 164J
Глава 9. Сегментация программ............. К:
9.1. Включение машинных команд в бейсик-программу . . 168
9.2. Использование библиотеки машинных подпрограмм . . 170|
9.3. Использование программ, составленных на ассемблере 172|
9.4. Доступ к ячейкам оперативной памяти....... 173]
9.5. Использование подпрограмм, составленных на других алгоритмических языках.............. 174]
9.6. Статическая сборка бейсик-программы из библиотечных заготовок..................... 174
9.7. Организация цепочки последовательно работающих программ..................... 176
9.8. Динамическая загрузка и выполнение подпрограмм, написанных на бейсике................ 178
Глава 10. Элементы программирования в режиме реального
времени ................... 180J
10.1. События и прерывания. Управление процессами . . .180
10.2. Операции с битовыми шкалами.......... 183
l'i -Ч. Обработка пультовых сигналов прерывания..... 18/
IO.-1. Временные измерения и организация «будильника» 195
К»."). Обработка программных ошибок......., , , 197
11. Язык системных команд............ 199
Изначальный ввод программы с терминала...... 199
Формирование исходной программы с использованием
архива...................... 200
11.3. Корректировка текущей программы........ 201
11.4. Просмотр и распечатка текущей программы .... 203
11.5. Выполнение текущей программы.......... 204
11.6. Отладочные средства............... 205
11.7. Работа с архивом программ............ 206
11.8. Управление внешними устройствами........ 208
11.9. Служебные директивы............... 211
12. К вопросу стандартизации бейсика ....... 212
12.1. Минимальный бейсик............ . . . 213
12.2. В ожидании нового стандарта........... 215
12.3. Общие сведения.................. 216
12.4. Расширение набора базовых операторов и модификация традиционных форм ......-.......
12.5. Сегментация программ .............. 22J
12.6. Работа с файлами................. 223
12.7. Программные средства обработки особых ситуаций 229
12.8. Предложения по стандартизации графической компоненты ...................... 231
12.9. Редактирование исходной программы ........
12.10. Управление реальными объектами и процессами , , 236
Чисть II. СПРАВОЧНОЕ РУКОВОДСТВО
ПО КОНКРЕТНЫМ РЕАЛИЗАЦИЯМ
Г л .1 и а 13. Основные этапы развития Дартмутской версии . . 239
Г л л и а 14. Бейсик на отечественных ЭВМ 2-го поколения 242
14.1. Бейсик-система для ЭВМ типа М-20........ 242
14.2. Система разговорного программирования бейсик-гамма 246
14.3. Диалоговая система BASIC-6........... 249
Г л и в а 15. Реализация бейсика на ЕС ЭВМ........ 252
15.1. Система программирования бейсик-ЕС....... 252
15.2. Диалоговая система ИКИ АН СССР........ 256
15.3. Диалоговая система программирования Дисп-ЕС . . 258
Г л и в а 16. Бейсик на миниЭВМ............. 262
16.1. Бейсик на миниЭВМ М-6000 (СМ-1) и М-7000 (СМ-2) 262 16 2. Бейсик в составе операционных сисгем ОС РВ и
Рафос (СМ-3, СМ-4)................ 271
IG.3. Бейсик-плюс на ЭВМ типа СМ-4 ......... 279
Ki.l. Настольные миниЭВМ А5120 и А5130....... 287
Г л .! и .ч 17. Бейсик на микроЭВМ и персональных компьютерах ..................... 292
17.1. Бейсик на микроЭВМ Электроника-60....... 292
17.2. Электроника ДЗ-28........... . • • • • ^94
173 Диалоговые вычислительные комплексы (ДШЦ . . .
17 4' МикроЭВМ Искра-226............... 301
17.5. Персональная ЭВМ Агат . . •...........
Глава 18. MS-BASIC на персональных компьютерах 80-х годов ..................... 32о
18.1. Бейсик-80 ..........'.........
18.2. Расширенный бейсик-80............... «J
18 3. Персональный компьютер фирмы IBM....... -Ш
18.4. Бейсик на персональных компьютерах типа MSX . . 341
18 5 Особенности входного языка бейсик-изот...... 347
\8.&. Особенности входного языка бейсик-роботрон .... 348
Указатель версий бейсика ..............
Указатель операторов ................... ^
Указатель функций .................... |g
Указатель директив.................... »

Цена: 50руб.

Назад

Заказ

На главную страницу

Hosted by uCoz