Математика | ||||
русские счеты- М.И.Иванов Москва 1953 стр.63 | ||||
русские счеты- М.И.Иванов Москва 1953 стр.63
ОГЛАВЛЕНИЕ Стр. Предисловие................ § 1. О происхождении счётов............... 5 § 2. Устройство счётов и их разновидности ........ 6 § 3. Объяснение счётов................... 8 § 4. Нумерация на счётах.................11 § 5. Сложение на счётах.................14 § 6. Вычитание на счётах.................18 § 7. Некоторые замечания к вопросу об умножении на счётах в школе . ,...................«22 § 8. Умножение на однозначные числа ..........26 § 9. Умножение на двузначные числа...........27 § 10. Умножение на многозначные числа..........33 § 11. Некоторые предварительные сведения о делении на счётах........................36 § 12. Деление на однозначные и многозначные числа . . . • 39 § 13. Вычисления с десятичными дробями на счётах.....42 § 14. Процентные вычисления на счётах........... 45 § 15. Некоторые указания к организации работы со счётами в школе.......................• . 51 § 16. О работе со счётами в V — VII классах........53 § 17. Использование счётов в старших классах средней школы ..........................58 ПРЕДИСЛОВИЕ «В целях дальнейшего повышения социалистического воспитательного значения общеобразовательной школы и обеспечения учащимся, заканчивающим среднюю школу, условий для свободного выбора профессий приступить к осуществлению политехнического обучения в средней школе и провести мероприятия, необходимые для перехода к всеобщему политехническому обучению»1. Выполняя эти директивы, школа должна принять решительные меры к улучшению преподавания математики и повышению уровня подготовки учащихся к практической деятельности. В этих целях преподавание всех изучаемых в школе математических дисциплин — арифметики, алгебры, геометрии и тригонометрии — должно быть поставлено так, чтобы учащиеся умели не только логически правильно выводить формулы и доказывать теоремы, но и осмысленно применять их на практике. В частности, ученик должен уметь твердо и уверенно производить вычисления как в устной и письменной форме, так равно и с помощью различных вспомогательных средств вычисления: таблиц, логарифмических линеек, счётов и т. п. Существующая школьная программа по математике из всех доступных школе счётных инструментов предусматривает ознакомление учащихся лцшь с логарифмической линейкой и игнорирует многие другие счётные приборы, в том числе и русские счёты. К сожалению, многие учителя математики также недооценивают русские счёты и в силу этого не принимают мер к широкому их использованию в школе. Вследствие такого положения оканчивающие даже десятилетку не владеют техникой вычислений на счётах. Иногда против употребления русских счётов в школе выдйиг'а'ют-ся и необоснованные «принципиальные положения», что якобы «вычислительная сила» счётов слишком ограничена и, следовательно, в век изобретения многих самых совершенных вычислительных машин нет смысла культивировать в школе навыки вычислительной техники на счетах. На самом же деле «русские торговые счёты в значительной степени механизируют выполнение действий сложения и вычитания. Уже при небольшом навыке эти действия выполняются на счётах почти столь же быстро, как и на арифмометре. Этот простой и широко распространённый прибор облегчает не только выполнение сложения и вычитания, но и других действий» (В. Б р а д и с, Теория и практика вычислений, вып. 1, 1933). В книге_ же Н. П. Юрьева «Счётная техника» (Госстатиздат, 19521 Русским счётам даётся такая характеристика (стр. 52): «При доста- 1 Директивы XIX съезда партии по пятому пятилетнему плану развития СССР на 1951—1955 годы, Госполитиздат, 1952. Цена: 300руб. |
||||