Математика

Физика

Химия

Биология

Техника и    технологии

Работа над интонацией при изучении смнтаксиса и пунктуации в школе-Галимова М.1984 стр.45
Работа над интонацией при изучении смнтаксиса и пунктуации в школе-Галимова М.1984 стр.45

Рассмотрено и рекомендовано к изданию кафедрой русского язша Архангельского ордена "Знак Почета" государственного педагогического института имени М.В.Ломоносова 15 ноября КОЗ года. Печатается по решению организационно-методической комиссии института по издательской деятельности.
Q
Автор
доцент кафедры русского язака кандидат педагогических наук
ГАЖШВАВ.Н.
Реценаенти!
Л.Т.Григорян, отерши» научный, сотрудник НИИ СиМО Affi СССР,
Архангельокий институт усовершенствования учителей.
Содержание
Пред и о л о в и в.................................4 о»
Работа над интонацией при изучении разделов»
Синтаксис и пунктуация /ТУ класс/................ 6 о»
Предложения о однородными членами
/УП класс/.......................л...,..,..*... 20_«»
Предложения о обращениями и вводнши
словами /УП класс/..........,.;....,,...........25 о,
Предложения с обособленная членами ;
/УП класс/ ...;»................................ 31с*
Предложения с прямой и косвенной речью
/УП класс/ ,...4................'....а..........37 с.
' - • • • *• - '
Слоягаыв предложения /УШ класс/.....»^........... 33 с.!
ПРЕДИСЛОВИИ ' '
Средняя школа призвана выпускать культурных, всесторонне подготовленных к жизни лкщей, поэтому крайне необходимо прививать учащимся речэвую /в том числе и интонационную/ культуру. Кроме того, в прямой зависимости от интонационной грамотности находится пунктуационная грамотность: невозможно дать прочные пунктуационные навыки тем учащимся, которш не умеют "слипать" речь и "читать" знаки препинания.
Сегодня очевидно следующее: чтобы преодолеть недостатки в устной речи учащихся, необходимо обучать их нормативной интонации, считая ее составной частью нормативной грамотности. Причем обучать не вообще, не от случая к случая и не только на уроках выразительного чтения, а В системе, постоянно, на всех уроках русского языка, особенно на уроках синтаксиса и пунктуации.
Такой подход к обучению интонации и выразительному чтению теоретически обоснован и практически разработан в трудах ученых-ме -. тодистов А.М.Пешковского, В.А.Добромыслова, Г.П.ймрсова, А.Ф.Ломи-Зова и др.
Основой выразительного чтения является логическая выразительность, то есть осмысленное чтение /с уместными паузами, логическими ударениями, верным общим тоном/, которое говорит о понимании читаемого. Школа обязана научить такому чтению всех учеников.
Учебники и программы по русскому языку 70 - начала 80-х годов уделяют большое внимание выработке у учащихся интонационных навыков, особенно при изучении синтаксиса и пунктуации. Данное пособие руководствуется указаниями школьной программы» опирается на исходный материал школьных учебников в. дополняет их, поскольку внимание к интонации распределяется в них неравномерно.
Цель данного пособия - помочь- студенту, будущему учителю-словеснику, подготовиться к работе над интонацией речи учащихся при научении основных синтактико-пунктуационных тем: осознать необходимость такой работы, вооружить ее приемами.
Обучение интонированию осуществляется в основном практически /имитационным методом/, сопровождается слове.снш описанием интонации данной синтаксической конструкции и ее графическим обозначением. Навыки интонирования формируются при помощи интонационно-смысловых упражнений.
Пытаясь создать определенную систему в работе над выразительным чтением синтаксических конструкций и знаков препинания в них, мы рассматриваем ее в связи с этапами работы над пунктуационнш правилом.
На первом этапе - этапе осмысленного восприятия, правила - проводится наблюдение над интонацией данного предложения, дается словесное описание его интонационного рисунка, его графическое изображение и показывается образец чтения.
На втором этапе • этапе обучения применению и запоминания правила - учащиеся параллельно выполнению других заданий тренируются в выразительном "чтении" знаков препинания. На этом же этапе рекомендуются следующие упражнения! определение на слух, сколько знаков препинания в предложении; сопоставление вариантов интонация и знаков препинания; исправление ошибок в интонировании учащихся; запись на магнитофон и анализ записанного с целью совершенствования интонационных навыков.
На третьем этапе - этапе закрепления правила и применения его в новых условиях - интонационно-смысловыз упражнения проводятся на связных текстах /"чужих" или, чаще, "своих"/: выразительное чтение текста, исправление допущенных товарищами ошибок в интонировании, выявление случаев несоответствия интонации и пунктуации, определение возможных вариантов постановки знаков препинания в зависимости от смысла текста.
Подробное освещение нами интонационного аспекта работы не означает, что и на уроке-она будет занимать значительное время, отнимая его от выработки пунктуационных навыков. В действительности же сведения об интонации, сообщаемые учащимся» и интонационно-смысловые упражнения не требуй большой затраты времени, а польза от них очевидна как для развития устной речи, тик и для формирования пунктуационных навыков.

Цена: 200руб.

Назад

Заказ

На главную страницу