Философия

Русский язык

Словари

Художественная литература

Общественно-политическая литера

Язык в речевом общении - Львова С. И М.: Просвещение, 1991.—128 с
Язык в речевом общении - Львова С. И М.: Просвещение, 1991.—128 с

Львова С. И. ,
) Язык в речевом общении: факультатив, курс: (8—9кл.): Кн. для учителя.— М.: Просвещение, 1991.—128 с.—
ISBN 5-09-004038-9, ,
Факультативный курс f Язык в речевом общении» состоит из двух хниг: книги для учащихся и книги для учителя. Автор курса, обращаясь к учителю, предлагает ему не свод указаний, а своеобразный «методический ключ» к факультативу: пособие формулирует цели курса, содержит ряд конкретных практических рекомендаций к преподаванию разделов и тем курса, дает дополнительный материал по вопросам,' которые могут оказаться сложными для учащихся и потребуют от учителя диффер^нциро-ванного подхода к их подаче на занятиях факультатива.
Книга для учителя содержит схемы, таблицы, интересные тексты, позволяющие 'обобщить изучаемый материал, пробудить у учащихся интерес к изучению родного языка.
306010000—413 in.-Ufm—QI— ""*• "«««MO — 91, доп. М 1 ББК 74.261.3
ПРЕДИСЛОВИЕ
, Давнее желание учителя — получить возможность выбрать из имеющихся факультативных курсов тот, что в большей степени соответствовал бы его собственным лингвистическим склонностям, а также интересам тех учащихся, которые стремятся по-бол>ше узнать о родном языке и готовы заниматься этим во внеурочное время. К сожалению, выбор у учителя пока еще ,невелик. Надеемся, что это положение вскоре изменится, появятся новые факультативные курсы по русскому языку.
Хочется верить, что предлагаемый факультатив «Язык в речевом общении» стимулирует инициативу учителей и методистов в разработке и создании оригинальных пособий для внеклассных занятий по предмету.
Познакомят с этим факультативным курсом две книги: книга для учащихся VIII—IX классов и книга для учителя. Первая представляет собой сборник упражнений, которые помогут организовать индивидуальную и коллективную работу учеников в школе и дома. Содержание и строение второй книги (ее вы и держите сейчас в руках) определяют три традиционных вопроса методики: что изучать (программа факультативного курса), зачем изучать (основные учебные цели факультатива) и как изучать (характеристика содержания и структуры каждого занятия, основных форм и методов обучения).
Что касается первых двух вопросов, то они, бесспорно, станут предметом нашего разговора в этой книге. Но так ли важно опытному современному учителю получить ответ на третий вопрос: как строить каждое занятие? Ясно, что нельзя предложить идеальный способ проведения учебного занятия, ибо неодинаковы, нестандартны условия обучения, личность учителя, индивидуальность каждого ученика. И особенно это касается обучения на факультативных занятиях, потому что они не только пробуждают лингвистические способности ученика, но и максимально раскрывают творческий потенциал самого учителя. Так зачем же в таком случае предлагать подробное планирование, если сразу ясно, что оно все равно не может удовлетворить творческие запросы всех словесников? Можно ли навязывать свое видение методических возможностей курса, требующего самостоятельного, ори-
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие .................................................................................... 3
Учебные цели занятий факультатива.................................................... 5
Усиление внимания к смысловой стороне речи........................................ 6
Совершенствование основных видов речевой деятельности в их взаимосвязи . 9
чтение ...................................................................................... —
говорение ...................................;..............:.............................. 11
слушание (аудирование) ...............'.............................................. 13
письмо..................................................................................... 14
Содержание работы на занятиях факультатива ...................................... 16
VIII класс
Язык — средство общения........................................,......................... 16
О языке (3 ч)............................................................................. —
Речевое общение (4ч) ................................................................. 34
Речевой этикет (3 ч).................................................................... 50
Резервные занятия (3 ч).............................................................. 54
Роль'орфоэпии и интонации в устном общении ........................................ 57
Роль орфоэпии в речевом общении (1ч) .......................................... —
Основные орфоэпические нормы русского литературного языка (3 ч) 58
Ударение в современном русском литературном языке (1 ч) .............. 64
Смыслоразличительная роль ударения (2 ч) .................................... 67
Роль интонации в речевом общении (1 ч) ........................................ 69
Смысловая роль логического ударения (2ч) .................................... 75
Смыслоразличительная роль паузы (1 ч) ........................................ 77
Смысл, мёАодика и пунктуация предложения (5ч) ............................ 80
Интонация и орфография (1 ч) ............................,...................... g3
Резервные занятия (5 ч).............................................................. _
IX класс
Роль орфографии и пунктуации в письменном общении............................ __ .
Устное и письменное общение между людьми (1 ч) ............................ 86
Роль орфографии в письменном общении (1ч) ................................. 91
Разделы русской орфографии и принципы написания (1 ч) ................. 92
Правописание морфем (8 ч)..................................................... 94
Слитные, дефисные и раздельные написания (8 ч) .......................... 101
Употребление прописных и строчных букв (2 ч) ............................ 106
Роль пунктуации в письменном общении (9ч).................................. юд
Резервные занятия (5ч) ...................'........................................... ]jg
Приложение
Схемы по орфографии.................................:..................................... 119
Литература................................................................................... 124'

Цена: 200руб.

Назад

Заказ

На главную страницу