Философия

Русский язык

Словари

Художественная литература

Общественно-политическая литера

Стилистика русского языка. - Кожина М. Н. М., «Просвещение», 1977. 223с.
Стилистика русского языка. - Кожина М. Н. М., «Просвещение», 1977. 223с.

Кожина М. Н.
Стилистика русского языка. Учеб. пособие для студентов фак. рус. яз. и литературы пед. ин-тов. М., «Просвещение», 1977.
223с. '
В пособии освещены основные теоретические вопросы курса стилистики для педагогически:; институтов. Главное внимание уделяется проблемам функциональной стилистики, рассмотрены также стилистические ресурсы русского языка.
ПРЕДИСЛрВИЕ
Изучение стилистики в вузе преследует как теоретическую, так и практическую цель. Практическое значение этой дисциплины несомненно: повышение речевой культуры общества, прежде всего его молодого поколения,— одно из звеньев борьбы за общую культуру советского человека. И здесь стилистика играет первостепенную роль, так как, по словам академика В. В. Виноградова, она «является своего рода вершиной исследования языка, теоретической основой развития национальной
речевой культуры»'.
Задачи курса стилистики в педагогическом вузе состоят в том, чтобы студенты овладели знанием стилистических ресурсов языка, стилистических норм, получили представление об их исторической изменчивости и о вариативности в зависимости от сферы употребления языка, а следовательно, о стилистической обусловленности использования языковых средств особенностями контекста, прониклись пониманием соотношения ортологи-ческих и собственно стилистических проблем и в связи с этим научились распознавать действительно стилистические ошибки среди всех прочих. В наше время последнее особенно актуально. Теперь, когда повысилась по сравнению с прошлыми десятилетиями орфографическая и пунктуационная грамотность школьников, естественно встает вопрос об уровне стилистических речевых навыков. А здесь далеко не все благополучно, как показывает, в частности, анализ сочинений поступающих в вузы. Неоправданные нарушения стилистической однородности текста, неумение использовать средства словесной образности, бедность запаса синонимов, обилие штампов в речи, ложная патетика текста сочинения, с одной стороны, «канцелярит» (эта «болезнь», которой можно было бы избежать именно благодаря повышению стилистического образования в школе), с другой стороны,— вот далеко не полный перечень недостатков, широко распространенных в речи выпускников средних школ. Эти недостатки объясняются не только тем, что учителя мало внимания
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие.........„,.,,...
I. Введение ,................
§ 1. О становлении стилистики как особой научной лингвистической ДИСЦИПЛИНЫ..........,«.
(§ 2. Определение стилистики; ее научные направления . » . § 3. Соотношение стилистики с другими лингвистическими дисциплинами и стилистикой литературоведческой . . § 4. О предмете, проблематике и методах исследования стилистики § 5. Задачи преподавания стилистики. Значение этой науки . • § 6. Краткий исторический очерк развития стилистики , ^ . П. Основные, понятия, категории и проблемы стилистики . . . I § 1. О некоторых традиционных понятиях стилистики: стилистическая окраска, стилистические средства языка, стилистическое
значение . . .'........... . .
- § 2. Определение понятия «стиль» в лингвистической стилистике § ,3. Стили языка и стили речи .........
§ 4. О речевой системности функционального стиля . '. , . § 5. К проблеме лингвистических и экстралингвистических факторов в стилистике. Основания классификации стилей и внутри-стилевая дифференциация. Вопрос о соотношении общего и индивидуального в стиле.........• • . - •
§ 6. Вопрос о правомерности выделения художественного стиля среди других функциональных стилей . . . . . . . .
§ 7. О стилевых чертах функциональных стилей . . . . .
§ 8. Историзм стиля. Формирование функционального стиля в национальный период развития* русского литературного языка , . § 9. Понятие стилистической нормы. О соотношении стилистических и «речевых» ошибок в школьной практике и методике . . III. Стилистические ресурсы русского языка как предмет исследования
лингвистической стилистики............
§ 1. Общие сведения.............
§ 2. О средствах словесной образности как стилистических ресурсах речи...............
§ 3. Синонимические средства языка как ресурсы стилистики ,\ § 4. Стилистически окрашенная лексика ........
A. Лексика эмоционально-экспрессивно окрашенная . . . ' Б. Лексика функционально-стилистически окрашенная . .
B. Лексика книжная и разговорная. ,..... • ' ц,.
§ 5. Стилистические ресурсы фразеологии . . . . . . {'',
§ 6. Стилистические ресурсы словообразования ... . ., >
§ 7. Стилистические ресурсы морфологии . . * : . . .,,
А. Именные формы . . .... : . . . . . >,
Б. Глагол и отглагольные формы . ,....... !}»•(
§ 8. Стилистические ресурсы синтаксиса . . . . , . ' . и
А. Строй простого предложения , , . . . . . . «„;
i|"; Б. Сложное предложение......... t . 148
ц, '' г В. Другие синтаксические явления ....'.'..' 151 * § 9. О некоторых звуковых и ритмико-интонационных стилисти-
I ческих ресурсах языка............ 152
IV. Характеристика функциональных стилей русского языка и иных
стилевых разновидностей............. 157
§ 1. Обшие сведения ......,..''* _
§,2. Научный стиль •••-.,....... IQQ
§ 3, Официально-деловой стиль.......'.','. \71
§ 4. Публицистический стиль........! .' ! 179
§ 5. Художественный стиль.......• i .' ." " 196
| 6. Разговорно-бытовой стиль........'. \ 207
' § 7. О некоторых общих закономерностях функционирования'
языковых средств в функциональных стилях ... 215
Рекомендуемая литература ........ . . 219

Цена: 200руб.

Назад

Заказ

На главную страницу