Философия

Русский язык

Словари

Художественная литература

Общественно-политическая литера

Стилистика русского языка:- Кожина М. Н.М.: Просвещение, 1983.—223 с.
Стилистика русского языка:- Кожина М. Н.М.: Просвещение, 1983.—223 с.

Кожина М. Н.
8 Стилистика русского языка: Учебник.для сту-центов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.» -2-е изд., перераб. и доп.-М.: Просвещение, 1983.—223 с.
ресурсы русского'языка ,„,, . V 1-е издание вышло в 1977 р.
ПРЕДИСЛОВИЕ КО 2-му ИЗДАНИЮ
Второе издание.предлагаемой вниманию читателя «Стилистики русского языка» заметно отличается от первого: значительно углублена теоретическая часть и вместе с тем расширен «выход» в практику; отражены новые публикации по стилистике; учтены замечания, высказанные в рецензиях на книгу. Основные изменения коснулись текста «Введения» и раздела «Основные понятия, категории и проблемы стилистики». Введены новые параграфы и разделы: «Язык и стиль; функционирование языка как основа понимания стилистики» (§ 2); «О разных степенях владения языком» (2-я часть § 8). Расширены и отчасти написаны заново разделы о предмете стилистики, о парадигматике и синтагматике в стилистике; о стилях языка и стилях речи; об историзме стиля; о функционально-стилистическом подходе в методике преподава-иия русского языка и некоторые другие *.
Изучение этих разделов потребует от студентов большого внимания и вдумчивого чтения книги и, кроме того, целостного восприятия всей теоретической части (соотнесения проблем разных разделов). Однако мы убеждены в важности именно теоретических знаний как фундамента для практической работы (которая будет осуществляться на практических занятиях), в связи с чем хочется еще и еще раз повторить слова Г. О. Винокура о том, что путь к практик ческой стилистике лежит через теоретическую.
Своеобразие современного этапа развития стилистики, очевидно, заключается прежде всего в возобладании функционального аспекта, а методики — в стремлении реализовать обучение языку на истинно коммуникативных основах, что и нашло отражение в новых школьных программах, в педагогических изданиях. Кроме того, при внешнем разнообразии мнений по ряду проблем, и особенно частных вопросов стилистики, наметились и общие подходы. А главное, как кажется, наступила пора обобщающих исследований,
1 В связи с расширением ряда разделов некоторые из параграфов пришлось изъять, например «Краткий исторический очерк развития стилистики».
3
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие ко второму изданию.................., 3
Из предисловия к первому изданию ................. 4
I. Введение .... ....................... ... 7
§ 1. О становлении стилистики как особой научной лингвистической дисциплины ........................... —
§ 2. Язык и стиль; функционирование языка как основа стилистики . . 9 §3: О предмете стилистики, ее основной проблематике и методах исследования............................ 16
§ 4. Определение стилистики, ее структура и научные направления . . 23
§5. Задачи преподавания стилистики. Значение этой науки ..... 28
II. Основные понятия, категории и проблемы стилистики........ 32
§ 6. О некоторых понятиях стилистики: стилистических коннотациях (значениях, окрасках), стилистических средствах и других. О парадигматике и синтагматике в стилистике............. —
§ 7. Определение понятия «стиль» в лингвистической стилистике; о речевой системности функционального стиля........... 43
§ 8. Вопрос о стилях языка и стилях речи. О разных степенях владения
языком............................ 55
§ 9. К проблеме лингвистических и экстралингвистических факторов в стилистике. Основания классификации функциональных стилей и дальнейшая дифференциация функциональных разновидностей языка............................. 66
§ 10. Вопрос о правомерности выделения художественного стиля среди
других функциональных стилей................ 78
§ 11. О стилевых чертах функциональных стилей........... 80
§ 12. Историзм стиля. Формирование функционального стиля в национальный период развития русского литературного языка .... 83
§ 13. Понятие стилистической нормы. О соотношении стилистических и «речевых» ошибок в школьной практике и методике. О функционально-стилистическом аспекте обучения' языку........ 92
III. Стилистические ресурсы русского языка ,............. 107
§ 14. Общие сведения........................ —
§15. О средствах словесной образности как стилистических ресурсах речи............... .-.............. 109
§ 16. Синонимические средства языка как ресурсы стилистики .... 112
§ 17. Стилистически окрашенная лексика.............. '21
А. Лексика эмоционально-экспрессивно окрашенная . . .... —-
Б. Лексика функционально-стилистически окрашенная .... 123
В. Лексика книжная и разговорная.............. 128
в 18. Стилистические ресурсы фразеологии............. 132
§19. Стилистические ресурсы словообразования.......•. . . . 135
§20. Стилистические ресурсы морфологии.............. 139
А. Именные формы...................... 140
Б. Глагол и отглагольные формы............... 144
§21. Стилистические ресурсы синтаксиса.............. 150
A. Строй простого предложения . ............... 152
Б. Сложное предложение..................... 158
B. Другие синтаксические явления . ............ . 160
IV. Характеристика функциональных стилей русского языка ...... 163
§ 22. Научный стиль ... ..................... 164
§23. Официально-деловой стиль . . . ............... 175
§ 24, 'Публицистический стиль .,.................. 183
§25. Художественный стиль .................>.. 198
§ 26. Разговорно-бытовой стиль................... 209
§27. О некоторых общих закономерностях функционирования языко-
' вых средств в функциональных стилях . ............ 214
Рекомендуемая литература....................... 217

Цена: 200руб.

Назад

Заказ

На главную страницу