Математика | ||||
Пособие пог математике для поступающих в техникумы и училище -Н.М.Мельский Минск 1971 стр.542 | ||||
Пособие пог математике для поступающих в техникумы и училище -Н.М.Мельский Минск 1971 стр.542
ОТ АВТОРА Пособие содержит теорию и задачи с решениями по курсу математики восьмилетней школы в соответствии с программой для поступающих в средние специальные учебные заведения. Оно удобно для самостоятельной подготовки и для занятий на подготовительных курсах при техникумах и частично при вузах. Книга поможет некоторым выпускникам средней школы укрепить основы своих математических знаний. Ее можно по-разному использовать и в школе, в частности — в качестве руководства для самостоятельной работы учащихся. При составлении пособия автор особо заботился о тех, кто сравнительно давно окончил школу. Он учел и то обстоятельств^, что читателю в нужный момент не всегда удается достать весь комплект учебников и задачников по арифметике, алгебре и геометрии. В пособие включены все необходимые сведения из теории с их обоснованием в возможно кратком изложении. Они чередуются с упражнениями (задачами). Опыт показывает, что именно в таком пособии, последовательно осуществляющем единство теории и практики, нуждаются и те, кто занимается на подготовительных курсах. Учитывая большой объем программы, автор стремился дать по каждой теме такой минимум задач, который позволил бы читателю достаточно полноценно усвоить пред- мет. Решения даны для тех,,кто будет испытывать затруднения. В некоторых случаях решения помещены сразу же после условий, чтобы таким образом лучше выделить основные типы задач и методы их решения. В задачах по каждой теме требуется применять также материал предыдущих тем. Пособие стимулирует самостоятельное мышление, предоставляет читателю возможность самому решать посильные вопросы. С этой же целью иногда даны сокращенные доказательства и решения и широко применяется система ссылок. Подавляющее большинство .упражнений и задач составлено автором или тщательно подобрано и переработано им в соответствии со стремлением создать систему задач наиболее целесообразную для такого рода пособия. Автор стремился создать и более совершенную (в рамках нынешней программы) систему теоретических сведений с учетом современных научно-методических идей. В решении множества конкретных вопросов, возникавших В;процесее работы над книгой, автор опирался прежде всето;На собственный опыт преподавания в школе. Отмена письменного экзамена по математике для поступающих в средние специальные учебные заведения явилась одной из причин перера'ботки данного пособия. , Указанное обстоятельство позволило сократить количе-ство упражнений (задач), помещенных после параграфов теории. Однако это сокращение не могло быть большим, так как на устном вступительном экзамене требуются не только хорошие теоретические знания, но и умение сознательно применять их к решению небольших по объему упражнений. В пятом издании ответы даны вслед за упражнениями и в конце каждой главы I и II частей книги введены контрольные задания, что усиливает черты программированного пособия повторительного типа. Если читатель не справится с контрольным заданием, то он вернется и еще-раз проработает данную главу. Решения упражнений по арифметике и алгебре и задач по геометрии выделены в часть III — «Решения». Книга дополнена частью IV — «Повторение», которая содержит примерные вопросы экзаменационных билетов по теории и упражнения для повторения всего курса. В результате увеличилось число возможных вариан* тов использования пособия в зависимости от подготовленности читателя и наличия времени для подготовки. Первым и наилучшим вариантом является полная проработка пособия, однако возможны и различные сокращенные варианты, например: 2) разбор теории, готовых решений и самостоятельное решение контрольного задания в каждой главе; 3) повторить только теорию из первой и второй частей книги и решить все задания из части четвертой; 4) взять только часть четвертую (всю) и наводить нужные справки в остальных частях пособия. '< Автор с благодарностью примет замечания и предложения, которые просит направлять по адресу: г. Минск; ул. Кирова, 24, издательство «Вышэйшая школа», редакция профессионально-технической литературы. Метельский Н. В. 1W54 Пособие по математике для поступающих в техникумы и училища (на базе восьмилетней школы). Изд. 5-е, переработанное, Мн., «Вы-шэйш. школа», 1971. 544 с. с иял. Пособие содержит теорию и задачи с решениями по арифметике, алгебре и геометрии за 5^-8-й классы. Основные его особенности: краткость изложения; тесная Шязь теоретических и практических знаний; ^наличие методиче-их указаний к теоретическому материалу и решению задач. Пособие может быть использовано как для самостоятельной подготовки, так и при обучении на подготовительных курсах при ; техникумах. ОГЛАВЛЕНИЕ стр. Отавтора . . . .......... 3 Математические знаки ....... . 6 '. Чаетьлервая АРИФМЕТИКА И АЛГЕБРА Глава I. Целые числа и десятичные дроби § 1. Числа, изучаемые в арифметике ...... 7 Упражнения 1—9.......... ," JQ § 2. Четыре действия над целыми числами и десятичными дробями ............. 12 Упражнения 10—19........., , 18 § 3. Законы и свойства арифметических действий ... 20 Упражнения 20—25 . ........, . 22 § 4. Изменение суммы; разности, произведения и частного 24 Упражнения 26—33 . .......... 25 § б. Нахождение слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого, сомножителя, делимого и делителя . . . . 26 Упражнения 34—40........... 27 Контрольное задание № 1 ........ 29 Г л ава II. Обыкновенные дроби § в. Делимость натуральных чисел....... 30 Упражнения 43—4S . ... i ...... 33 § ?. Свойства обыкновенных дробей ....... 34 Упражнения 4S—55 . , ••»••'. . . . . . 96 § 8. Четыре действия над обыкновенными дробями . .". 38 Упражнения 56—63........... 44 Контрольное задание № 2........ 47/. Глава III. Отношения, проценты, пропорции § 9. Отношения, проценты......... 48 Упражнения 66—76........... 50 § 10. Пропорции, пропорциональность величин .... 52 Упражнения 77—86........... 54 Контрольное задание № 3........ 56 г п „ в а IV Действия над Р* Глава iv. «многочленами 57 S Ц Буквенные выражения в алгебре , • • • '_ ' " * ' упражнения 89-95..... .....61 § ,2. Рациональные числа •' \ \ '....•• « S Упражнения 96-103 • .....70 § 13. Одночлены и многочлены .-___.. 8„ S Упражнения 104-117 . • ....-• 84 Контрольное задание № 4 . . Глава V. Алгебраические дроби ^ . 14 Разложение многочлена на множители » '__ >91_/л; . упражнения 132-140 •' Контрольное задание № 5 Глав, VI. ФУНКЦИИ и уравнения первой степени § 16 Функции и графики . . • • '.•.'.'.'. . »3 , „ ;;=»" ??—•.« "-гг". •••• '• » „ S"P— . » -™ ' : ; : : '. '. ,» § упрочнения. ,78-187 - • _ • ..... 146 Контрольное задание № b • • глава VII. ФУНКЦИИ и уравнения второй степени § 19. Квадратная функция и ее графики • . 5 упражнения т-™ • • ..... 6 20. Квадратный корень . . • • ; , . t» S у„ряжненыя 202-2" . • • _ . . 163 $ 21 Квадратное уравнение . • • • ' § . . i/u • ' -2« . • 147 153 § 22. Простейшие системы уравнении второй степени . Упражнения 247—263.......... Контрольное задание № 7 . . . ..... Часть вторая ГЕОМЕТРИЯ Глав.а I. Основные понятия § 1. Предмет геометрии , . . ... . , . , § 2. Понятие об аксиоме и теореме...... § 3. Прямая линия. Луч. Отрезок. Ломаная. Равенство отрезков. Действия над отрезками...... Задачи 1—9.......... § 4. Углы. Биссектриса. Перпендикуляр § 5. Смежные и вертикальные углы .... § 6. Окружность........... Задачи 10—20.........., , Контрольное задание № 1 г ..,,.,. Глава II. Треугольники . . § 7. Многоугольник. Треугольник. Виды треугольников , Задачи 24—28 .,,.....,,,, § 8. Свойства равнобедренного треугольника .... Задачи 29—34............ § 9. Равенство треугольников. Признаки равенства , . Задачи 35—42............ § 10. Внешний угол треугольника и его свойства ... Задачи 43—№............ § 11. Соотношение между сторонами и углами треугольника Задачи 47—50 . . . ......... § 12. Сумма и -разность сторон треугольника . . Задачи 51—55........... . § 13. Перпендикуляр, наклонные и их проекции . . , Задачи 56—59............ § 14. Признаки равенства прямоугольных треугольников Задачи 60—65............ § 15. Основные задачи на построение...... Задачи 66—74........... Контрольное задание № 2 г . , . . 181 185 188 190 191 192 193 195 195 196 197 199 200 201 202 203 204 205 207 208 209 210 211 211 212 214 216 217 219 225 228 Глава III. Параллельные прямые лав» --- § 16. Определение и аксиома параллельных прямых, следствия.............. Задачи 78—80 ...,.....,., 229 230 § 17. Признаки параллельности . .......' Задачи 81—84............ § 18. Свойства углов при параллельных прямых и секущей Задачи S5-90............ § 19. Углы с соответственно параллельными и перпендику- лярными сторонами.......... 238?,$ Задачи 91—95........... 236' м § 20. Сумма углов треугольника........ 237 Д} Задачи 9S—107 ... , »....... Й$', 1 § 21. Сумма углов многоугольника . . .' . . . . 242-^ Задачи 109—113 ........... !МЗ»^ Контрольное задание № 3 г . . . .. . . . 244 ••"} •1* Глава IV. Четырехугольники § 22. Параллелограмм ,.......... 245 , Задачи 117-122........... 246 § 23. Признаки параллелограмма....... 247 ,' Задачи 123—126.......... . 248 § 24. Прямоугольник, ромб, квадрат........ 248- Задачи 127—136 , . . ' . ....... 2*0 „ § 25. Симметрия параллелограммов....... 261 t Задачи 137—140 ,........'. Щ^ § 26. Деление отрезка на равные части....... 252 ' § 2?. Средняя линия треугольника....... 253 , Задача 141—144 s ,......... 254- § 28. Трапеция. Средняя линия трапеции ... . . 254 Задачи. 145-155 /,.»..'...... 268 Контрольное задание № 4 г . , . . . . . . 2ffi>s Глава V. Окружность § 29. Построение окружности по точкам . . . i ,. 260 Задача. 160—162............ «89 , § 30. Диаметр, перпендикулярный к хорде. Дуги между ' параллельными хордами........ 261 Задачи 163-168 .......< , . . ' 8И § 31. Зависимость между дугами и хордами . . г .. . 262 Задачи 169-172........ • ЯМ § 32. Касательная к окружности.......г 264 Задачи 173—182 ........... »5 § 33. Измерение углов «......... 268 § 34. Вписанный угол , | ,........ «№*,•, Задачи т—189 J i » •....... 2™' § 35. Другие углы, связанные с' окружностью .... 27i Задачи 190-19S . . . . . . . . . • ' • • "*. Контрольное задание № 5 а . . . , .' . . "'• '^ 274-'- Огдавление__________________________________541 Глава VI. Подобие фигур § 36. Пропорциональные отрезки........ 276 Задачи 200—207........... 278 § 37. Подобные треугольники ........ 280 Задачи 208—213........... 282 § 38. Пр'изнаки подобия треугольников . . . . . 284 Задачи 214—224........... 286 § 39. Подобные многоугольники........ 291 Задачи 325—232 . .......... 294 § 40. Тригонометрические функции. Решение прямоугольных треугольников ........... 295 Задачи 233—241........... 299 Контрольное задание № 6 г . . , . . , . . 301 Глава VII. Вписанные и описанные многоугольники § 41. Вписанные и описанные треугольники , , 302 Задачи 246—249 . . . ,• ' , . , . , . .303 § 42. Вписанные и описанные четырехугольники .... 303 Задачи 250—253 . ,.'•'..','...... 304 § 43. Правильные многоугольники ....... 304 Задачи 254—2S9........... 306 Контрольное задание № 7 г....... 307 •Глава VIII. Площади фигур § 441 Площадь прямоугольника . . . . . . . . 308 Задачи 263—266 ........... 309 § 45. Теорема Пифагора.......... 310 Задачи 267—271........... 310 § 46. Площадь параллелограмма, треугольника, трапеции 311 Задачи 272—276 i . . . . i f , i . . 312 § 47. Площадь многоугольника- . . . i , * . . 313 : Задачи 277—282...... ^ , . . , 314 § 48. Площадь круга и сектора . . . . . . . . 315 Задачи 283-290 . . . . . . . . . ... 316 Контрольное задание № 8 г . , . . . . . . 317 Часть третья РЕШЕНИЯ !. Арифметика и алгебра (решения упражнений) . . ,, . 318 .lit .Геометрия (решения задач) . ... „, . * . . . 407 Часть четвертая ПОВТОРЕНИЕ I Вопросы по теории: ' арифметика и алгебра . • геометрия • • ' ' . . „* для повторения) Литература.-- 516 518 521 530 536 Цена: 200руб. |
||||