Математика

Физика

Химия

Биология

Техника и    технологии

Искусственный интеллект Кн. 2-Модели и 186 методы-Д. А. Поспелова М.: Радио и связь, 1990.—304 с
Искусственный интеллект Кн. 2-Модели и 186 методы-Д. А. Поспелова М.: Радио и связь, 1990.—304 с

Искусственный интеллект. — В 3-х кн. Кн. 2. Модели и 186 методы: Справочник/ Под ред. Д. А. Поспелова — М.: Радио и связь, 1990.—304 с.: ил. ISBN 5-256-00368-2 (Кн. 2).
Дается общая характеристика данной проблемной области, вводятся основные понятия и определения, приводится классификация моделей и методов. Рассматриваются отдельные направления теории интеллектуальных систем: представление знаний, логический вывод на знаниях, языки общения, понимание текстов, модели обучения, планирование действий и обработка зрительной информации.
Для специалистов в области управления, информационных систем и вычислительной техники, использующих методы искусственного интеллекта.
Предисловие
В настоящее время в исследованиях по искусственному интеллекту выделились шесть основных направлений.
1. Представление знаний. В рамках этого направления решаются задачи, связанные с формализацией и представлением знаний в памяти интеллектуальной системы (ИС). Для этого разрабатываются специальные модели представления знаний и языки для описания знаний, выделяются различные типы знаний. Изучаются источники, из которых ИС может черпать знания, и создаются процедуры и приемы, с помощью которых возможно приобретение знаний для ИС. Проблема представления знаний для ИС чрезвычайно актуальна, так как ИС — это система, функционирование которой опирается на знания о проблемной области, которые хранятся в ее памяти.
2. Манипулирование знаниями. Для того чтобы знаниями можно было пользоваться при решении задач, надо научить ИС оперировать ими. В рамках данного направления строятся способы пополнения знаний на основе их неполных описаний, изучаются системы классификации хранящихся в ИС знаний, разрабатываются процедуры обобщения знаний и формирования на их основе абстрактных понятий, создаются методы достоверного и правдоподобного вывода на основе имеющихся знаний, предлагаются модели рассуждений, опирающихся на знания и имитирующих особенности человеческих рассуждений. Манипулирование знаниями очень тесно связано с представлением знаний. Многие исследователи считают, что эти два направления можно разделить лишь условно. Создающаяся в настоящее время теория баз знаний включает исследования, относящиеся как к первому, так и ко второму направлениям.
3. Общение. В круг задач этого направления входят: проблема понимания связных текстов на ограниченном и неограниченном естественном языке, син-т%з связных текстов, понимание речи и синтез речи, теория моделей коммуникации между человеком и ИС. К этому же кругу проблем примыкают задачи формирования объяснений действий ИС, которые она должна уметь порождать по просьбе человека, а также комплекс задач, связанных с интеграцией в единый внутренний образ сообщений различной модальности (речевых, текстовых, зрительных и т. п.), полученных в процессе коммуникации. На основе исследований в этом направлении формируются методы построения лингвистических процессоров, вопросно-ответных систем, диалоговых систем и других ИС, целью которых является обеспечение комфортных условий для общения человека с ИС.
4. Восприятие. Это направление традиционно включает: проблемы анализа трехмерных сцен, разработку методов представления информации о зрительных образах в базе знаний, создание методов перехода от зрительных сцен к их текстовому описанию и методов обратного перехода, разработку процедур когнитивной графики, создание средств для порождения зрительных сцен на основе внутренних представлений в ИС. Специалисты в области искусственного интеллекта видят большие возможности в повышении уровня интеллектуальности ИС за счет обработки зрительной (образной) информации и соотнесения ее с обработкой символьно!: (текстовой) информации.
Оглавление
Предисловие . ............... 5
Глава 1. Представление знаний........... 7
1.1. Данные и знания (Д. А. Поспелов)......... 7
1.2. Логические модели (Г. С. Плесневич)...... 14
1.3. Сетевые модели (В. С. Лозовский)......... 28
1.4. Продукционные модели (Д. А. Поспелов)....... 49
1.5. Сценарии (Л. В. Литвинцева).......... 56.
1.6. Ленемы (Е. Ю. Кандрашина)........... 60
Глава 2. Методы работы со знаниями.......... 65
2.1. Приобретение и формализация знаний (А. Н. Аверкин, А. Ф. Бли-шун. Т, А. Гаврилова, Г. С. Осипов)......... 65
2.2. Пополнение знаний (Л. В. Литвинцева, Д. А. Поспелов) ... 76
2.3. Обобщение и классификация знаний (В. Н. Вагин, Н. П. Викторова) 82
2.4. Дедуктивный вывод на знаниях (В. Н. Вагин) ...... 89
2.5. Неточный вывод на знаниях (А. Р. Хачатрян)...... 105
Глава 3. Общение............... ПО
3.1. Уровни понимания (Д. А. Поспелов)........ ПО
3.2. Понимание текстов на естественном языке (И. В. Совпель) . . 115
3.3. Синтез связных текстов (А. В. Зубов, Н. В. Руссова) ... 121
3.4. Машинное творчество (М. Г. Гаазе-Рапопорт, Р. X. Зарипов) . . 126
3.5. Когнитивная компьютерная графика (А. А. Зенкин) .... 137
3.6. Компьютерные игры (Г. Г. Гнездилова, О. А. Гончаров, Г. В. Сенин) 143
Глава 4. Распознавание образов и анализ изображений
(Ю. И. Журавлев. И. Б. Гуревич)........... 149
4.1. Проблема распознавания............ 149
4.2. Математическая теория распознавания образов...... 153
4.3. Распознавание изображений........... 174
4.4. Алгоритмические базы знаний.......... 189
Глава 5. Восприятие и первичная обработка зрительной информации . . 191
5.1. Зрительное восприятие человека и машинное зрение (В. В. Александров, Н. Д. Горский)............ J9I
5.2. Восприятие двумерных изображении (Н. Д. Горский) .... 196
5.3. Восприятие трехмерных сцен (В. С. Шнейдеров)..... 201
Глава 6. Обучение (А. А. Мартиросян, Э. М. Погосян)..... 206
6.1. Модели обучения.............. 206
6.2. Обучение по примерам............. 208
6.3. Обучающиеся системы............ 216
Глава 7. Планирование решения задач.......... 231
7.1. Планирование действий (А. Н. Аверкин, Е. И. Ефимов) ... 231
7.2. Планирование при синтезе программ (М, И. Канович, Г. Е. Минц) 243
7.3. Поступки и поведение (Д. А. Поспелов)........ 251
Список литературы (составитель Н. В. Руссова)....... 257
304

Цена: 300руб.

Назад

Заказ

На главную страницу

Hosted by uCoz