Философия

Русский язык

Словари

Художественная литература

Общественно-политическая литера

Декоративные шрифты-Г. Ф. Кликушин.— Мн.: Полымя, 1987,— 287 с.: ил.
Д 28 Декоративные шрифты: Для худож.-оформ. работ/ Сост. Г. Ф. Кликушин.— Мн.: Полымя, 1987,— 287 с.: ил.
В настоящей книге собраны декоративные (орнаментированные, каллиграфические, титульные, брусковые, рубленые и др.) шрифты, которые могут быть использованы для художественно-оформительских работ в печати, в наглядной агитации и рекламе.
Книга представляет интерес для учащихся и студентов художественных учебных заведений, работников клубов и библиотек а также для всех, кто интересуется шрифтовой графикой.
ВВЕДЕНИЕ
Шрифт — это графически выраженный язык, это воплощенная в знаках мысль. ВИЛЛУ ТООТС
художественно-оформительских работах, особенно в наглядной агитации, художнику не обойтись без шрифта, который является очень важным, а иногда и решающим элементом композиции любого плаката, рекламы. Без шрифта не выполнить художественного оформления книги или журнала, не нарисовать красочную этикетку на упаковку промышленной продукции, не обойтись во многих случаях жизни: везде призывает и агитирует, нам советует и предупреждает, указывает и предлагает что-то шрифтовая надпись.
Мы не задумываемся, почему именно этим, а не другим шрифтом выполнена реклама или плакат, заглавие на книжной обложке или надпись на вывеске магазина. Между тем предупреждающую об опасности надпись выполняют буквами, которые легко читаются на расстоянии и сразу бросаются в глаза, приковывают наше внимание. Выполняя тревожную и броскую или спокойную и малозаметную надпись, художник ищет наиболее подходящий по рисунку шрифт: строгий или свободный, контурный или оттененный, плакатный или декоративный.
К примеру, для оформления книги исторического содержания художник знакомится со стилевыми особенностями шрифтов описываемой эпохи, ибо особенности исторической эпохи, ее культура, стиль не могли не сказаться на рисунке шрифтов того времени. Поэтому, создавая новые, мы не должны забывать старых, вышедших из употребления шрифтов — они потребуются не только при оформлении исторической книги, но и помогут полнее ощутить эпоху, которую мы хотим выразить в спектакле или в историческом кинофильме.
Античная эпоха, например, оставила нам замечательный образец римского капитального шрифта, который и сейчас является образцом искусства шрифто-написания. Средневековье с его готическим стилем в архитектуре дало нам разнообразные готические шрифты, ставшие национальными в Германии, а Ренессанс — антикву. Эпоха классицизма в искусстве и литературе принесла нам новую, классицистическую, антикву, отличающуюся от старой большим контрастом штрихов и тонкими длинными засечками.
На основе новой антиквы в эпоху романтизма было создано множество живописных, орнаментированных шрифтов, которые используются в настоящее время как декоративные. Современные антиквенные шрифты являются ни чем иным, как модификацией шрифтов, созданных на основе римского капитального и классицистической антиквы.
Возникновение шрифтов, лишенных контраста, с массивными прямоугольниками-засечками (египетских), а также без засечек (гротесковых) связано
с развитием промышленности и торговли в прошлом веке. Для рекламы потребовались простые, броские и выразительные шрифты.
В России в дореволюционное время типографии пользовались множеством разнообразнейших, особенно декоративных шрифтов, которые применялись для украшения книжных переплетов и титульных листов. Часть их из-за манерности и вычурности оказалась неприемлемой для нашего времени, хотя некоторые текстовые типографские шрифты — латинская, обыкновенная, елизаветинская и академическая гарнитуры — широко используются типографиями наравне с новыми, созданными советскими художниками.
В настоящей книге все шрифты сгруппированы в разделы в соответствии с исторической последовательностью: от старой и новой антиквы до рубленых, созданных в наши дни.
Первый раздел — текстовые и титульные шрифты, имеющие в своей основе графические признаки римского капитального шрифта колонны Траяна в Риме. Шрифты с умеренной контрастностью типа старинной антиквы с острыми загругляющимися засечками, так называемые медиевальные, а также контрастные, производные от новой, классицистической, антиквы с тонкими длинными засечками — обыкновенные. Антиквенные расположены не только в этом разделе, они есть и в разделах декоративных шрифтов. Например, антиквенный шрифт, выполненный контуром, или орнаментированный, включен в соответствующий раздел контурных или орнаментированных декоративных шрифтов. Первый раздел открывается таблицей римского капитального шрифта, который лежит в основе всех современных латинских шрифтов. Отличаясь простотой форм, он в то же время является классическим образцом красоты и торжественности. Древняя антиква в чистом виде может использоваться в надписях особой торжественности и значимости, к примеру, на дипломах, почетных грамотах, архитектурных сооружениях.
В альбоме много контрастных шрифтов типа новой антиквы, пригодных для любой надписи: вывески, этикетки или книжно-журнального оформления. Жирная антиква (английская) хорошо декорируется и трансформируется по начертанию и плотности, а в чистом виде ее чаще применяют в произведениях русской классической литературы и музыки XIX века.
Второй раздел — шрифты малоконтрастные типа брусковых и египетских с толстыми прямоугольными засечками и итальянские с очень широкими горизонтальными засечками. Они несколько тяжеловесны и громоздки, использовать их как текстовые не следует.
Третий раздел — шрифты с едва наметившимися засечками, переходные от шрифтов с засечками к рубленым (гротесковым) без засечек и шрифты типа ленточной антиквы, контрастные без засечек. Очень близкие к древней антикве ленточные шрифты могут быть использованы как заголовочные и текстовые, потому что они не обременены особыми декоративными элементами. Однако художник по необходимости может их декорировать, не нарушая пропорций, сделать оттененными, объемными или контурными.
Четвертый раздел — шрифты рубленые (гротесковые) без засечек, неконтрастные. Найдут широкое применение в плакатах, рекламе, при написании
лозунгов, призывов. Эти шрифты хорошо читаются на расстоянии. Они также могут быть декоративными, если их выполнить в цвете, контуром или сделать оттененными.
Пятый раздел — рукописные, каллиграфические и свободно написанные кистью, а также шрифты, имеющие сходство с рукописными. Декоративно выглядит надпись на почетной грамоте или дипломе, на пригласительном билете или визитной карточке, текст поздравительного адреса, выполненный каллиграфическим шрифтом.
Шестой раздел — контурные, оттененные и объемные декоративные шрифты разных групп, объединенные по сходству декоративного решения букв. Контурность делает их легкими при различных размерах, и надпись, выполненная таким шрифтом, может хорошо сочетаться с наборным текстом и украшать его. Найдут применение и другие шрифты этого раздела в наглядной агитации, рекламе, афишах, плакатах.
Седьмой раздел — так называемые национальные шрифты: старинный русский, украинский, грузинский, армянский, индийский, арабский, китайский (вернее, имитация этих шрифтов). Эти шрифты, конечно, лучше использовать для надписей на ту или иную национальную тему. Например, для рекламы индийского фильма правильно будет использовать имитацию индийского национального шрифта. Готический шрифт лучше применять как декоративный для написания текста об истории Германии. Но при этом нельзя забывать, что выразительный и сильный в декоративном отношении готический шрифт долгое время был национальным шрифтом враждебной нам фашистской Германии.
Восьмой раздел — декоративные, орнаментированные, старые и новые, на русской и латинской основе шрифты. Их можно широко использовать для оформления всякого рода этикеток, упаковки и художественной литературы.
Девятый раздел — шрифты для художественного оформления книг: инициалы рукописных и печатных книг, титульные листы и переплеты, отдельные художественные надписи. Они собраны здесь в качестве примеров декоративного оформления инициалов-буквиц в книге, поздравительном адресе, пригласительном билете, титульном листе и обложке книги.
Художественный вкус и творческий опыт подскажут художнику, какой шрифт следует выбрать для той или иной надписи, какой шрифт можно использовать без изменений, а какой необходимо приспособить. Неизменными должны быть шрифты, ставшие классическими, созданные выдающимися мастерами шрифтового искусства. Нельзя, например, трансформировать шрифты мастеров С. Телингатера, В. Лазурского, Д. Бажанова, П. Кузаняна, Г. Цапфа. При изменении пропорций эти шрифты потеряют индивидуальность рисунка и все свои художественные качества. Таких шрифтов в нашем альбоме немного. Большинство же, ставших давно универсальными, можно свободно применять в трансформированном виде. Однако нельзя забывать о стилевых особенностях декоративных шрифтов: надо брать только тот, который более всего подходит по стилю к оформляемой надписи.
7
Многие шрифты альбома могут служить художнику как основа для создания своей оригинальной надписи, когда путем модификации он добивается максимальной выразительности каждой буквы. Конечно, модификация требует от художника большой осторожности — во всех случаях надпись должна оставаться удобочитаемой и красивой, соответствовать содержанию, а не противоречить ему. Осторожность требуется и при использовании исторических и национальных шрифтов, связанных с конкретной исторической эпохой и художественным стилем. Нельзя, например, использовать в зарубежных текстах современного содержания русскую декоративную вязь или гражданский шрифт, утвержденный Петром I в 1710 году, или готический шрифт в текстах о нашей стране, о нашем городе.
Художнику-оформителю в его разнообразной работе требуются шрифты не только русские, но и латинские. Это объясняется все расширяющимися связями с зарубежными странами.
В связи с тем что сегодня в полиграфии широко распространен офсетный способ печати, художникам, кроме шрифтов фотонабора, можно использовать декоративные и текстовые шрифты из настоящего альбома для выклейки заголовков и всевозможных надписей, требующих декоративной выразительности. При значительном фотоувеличении выклейка может осуществляться на плакатах, театральных афишах и в другой красочной продукции, печатаемой офсетным способом.

Цена: 300руб.

Назад

Заказ

На главную страницу

Hosted by uCoz