Философия

Русский язык

Словари

Художественная литература

Общественно-политическая литера

О языке художественной прозы-В.В.Виноградов Москва 1980 стр.358
О языке художественной прозы-В.В.Виноградов Москва 1980 стр.358


Настоящий том продолжает серпю Избранных трудов акад. В. В. Виноградова и непосредственно связан с книгой «Поэтика русской литературы» («Наука», 1976). В том вошли работы 20—30-х годов. На материале творчества протопопа Аввакума, Пушкина, русских прозаиков XX в. Виноградов ставит теоретические проблемы, представляющие значительный интерес для современной филологической науки.
ОТ РЕДАКТОРОВ
В очередной том «Избранных трудов» академика В. В. Виноградова (пятый по общему счету), посвященный теории прозы, вошла прежде всего книга «О художественной прозе» (1929), представляющая, как указано в авторском предисловии, итог десятилетних изысканий Виноградова в этой области. Печатание под одним переплетом с этой книгой двух других работ — «О задачах стилистики. Наблюдения над стилем Жития протон. Аввакума» (1922) и «Проблема сказа в стилистике» (1925) — авторизовано самим ученым: как явствует из того же предисловия, первоначально они входили в ее состав в виде отдельных глав и были изъяты по типографским причинам.
«Стиль „Пиковой дамы"» (1936) до настоящего времени остается одной из центральных работ по поэтике прозы Пушкина. Несколько глав этого исследования остались неопубликованными. С ними, по-видимому, связан раздел о «Пиковой даме» в известной книге Виноградова «Стиль Пушкина» (1941). Нами помещены еще два текста. Один из них — часть статьи 1926 г. «К построению теории поэтического языка» (остальное вошло в книгу «О художественной прозе»). Другой — статья «О теории литературных стилей» (1925), которая была опубликована в киевском журнале «Життя и револющя» в 1927 г. на украинском языке. Она осталась вне научного обихода, несмотря на то, что содержит положения, не отраженные в других работах. В настоящем издании статья печатается в переводе.
При подготовке текста был сохранен авторский библиографический аппарат, пояснения к которому даются в комментарии (ссылки на переиздания используемых Виноградовым лингвистических и литературоведческих работ, в необходимых случаях — на современные собрания сочинений Пушкина, Гоголя, Достоевского). В остальном комментарий имеет целью ориентировать в научной биографии Виноградова и в литературе проблем, которыми он занимался. Составителями был использован ряд архивных источников, в том числе некоторые рукописи ученого. Среди последних нет завершенных неопубликованных работ, но есть интересные фрагменты, дополняющие представление о Виноградове 20—30-х годов и позволяющие увидеть, как он пытался вернуться к нереализованным
1 В. В. Виноградов
СОДЕРЖАНИЕ
От редакторов ................. .............. 1
О задачах стилистики. Наблюдения над стилем Жития протопопа Аввакума............................ 3
1. О стилистике............................ 3
2. О формах стиля в Житии протопопа Аввакума ....... 7
р>. Символика Жития протопопа Аввакума........... 11
#*" 4. Композиционный анализ Жития............... 30
Заключение.............................. 38
Проблема сказа в стилистике.................... 42
О ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОЗЕ
Предисловие.............................. 56
Язык литературно-художественного произведения......... 57
I. История русского языка и история русской литературы
в их взаимоотношениях................... 57
II. Два контекста речи литературно-художественного произведения............................ 68
**ТИ. О композиционно-речевых категориях литературы .... 70 IV. Социально-языковые системы и индивидуально-языковое творчество.......................... 82
V. Проблема имманентного анализа языка литературного
произведения........................... 92
VI. Несколько замечаний о проекционном методе..... 95
Поэтика и риторика.......................... 98
I. Из истории и теории риторики.............. 98
П. Опыты риторического анализа............... 120
1. Исполнительское и литературное мастерство оратора 120
2. Анализ речи В. Д. Спасовича по делу Кронеберга 123 III. Проблема риторических форм в «Дневнике писателя»
Ф. М. Достоевского...................... 146
1. Образ ритора......................... 146
2. Стилистические разоблачения риторических форм 153
3. Борьба за. святую человеческую действительность 160
4. Об идейных нормах писательского «я»......... 165
; 5. Заключение.......................... 166
360 СОДЕРЖАНИЕ
IV. «Беседа» Салтыкова-Щедрина о деле Кронеберга и
Спасовича............................ 167
1. Проблема эзопогского языка............... 167
2. Игра логическими формами................ 169
3. О приемах риторической трансформации........ 172
4. Адвокатура и литература................. 174
5. Заключение.......................... 174
Послесловие.............................. 175
Стиль «Пиковой дамы»........................ 176
1.' Сюжет «Пиковой дамы» и профессионально-игрец-
кие анекдоты........................ 176
2. Математический расчет и кабалистика игры как художественные темы................... 187
3. Символика карт и карточного языка......... 191
4. Символика игры и идеологические схемы....... 198
5. Образ автора в композиции «Пиковой дамы» .... 203
6. Субъектные формы повествовательного времени и
их сюжетное чередование................ 210
7. Диалоги в композиции «Пиковой дамы»....., . 214
8. Приемы изображения душевной жизни. Взаимодействие семантики и синтаксиса........... 220
9. Объектные формы синтаксиса в языке «Пиковой дамы». Строение синтагм и их основные типы .... 226
10. Субъектные формы синтаксиса в языке «Пиковой дамы». Предложение как композиционная единица повествования и стилистические функции форм глагольного времени................... 228
11. Об «открытых, или «сдвинутых» конструкциях
в синтаксисе «Пиковой дамы»............. 233
12. Лексика повествовательного стиля в «Пиковой даме» 236
13. Вариации повествовательной манеры в пушкинской прозе............................. 238
О теории литературных стилей................... 240
Из статьи «К построению теории поэтического языка»..... 2.50
<0 «Пиковой даме>» Из книги «Стиль Пушкина»........ 256
Приложения............................... 284
Условные сокращения, принятые в приложениях........ 284
В. В. Виноградов и теория художественной речи первой трети
XX века. А. П. Чудаков....................... 285
Комментарии............................... 316

Цена: 300руб.

Назад

Заказ

На главную страницу

Hosted by uCoz