Философия

Русский язык

Словари

Художественная литература

Общественно-политическая литера

История лингвистических учений-Березин Ф. М. М., «Высш. школа», 1975. 304 с.
Березин Ф. М.
История лингвистических учений. Учеб. пособие для фи-лол. специальностей ун-тов и пед. ин-тов. М., «Высш. школа», 1975.
304 с.
Автор пособия систематически излагает историю основных школ и направлений мирового языкознания, дает характеристику их основных принципов, методики исследования и наиболее важных конкретных достижений крупных языковедов прошлого и современности. История лингвистических учений излагается как реализация марксистско-ленинского принципа историзма. Высказывания языковедов прошлого рассматриваются с позиции марксистско-ленинской философии; прослеживается борьба материализма и диалектического метода с различными идеалистическими взглядами. В пособии широко использованы факты отечественного языкознания, освещены философская марксистско-ленинская основа советского языкознания и отечественные традиции в нем.
70101-158
ВВЕДЕНИИ
Изучение истории науки о языке имеет большое воспитательное и познавательное значение. Возникновение культуры народа связано с появлением языка как средства выражения, поэтому познание культуры начинается прежде всего с познания языка. История языкознания неразрывно связана с общим развитием культуры, с историей других наук. В истории языкознания, как и в истории философии, с особой остротой отражается борьба материалистической философии и диалектического материализма с различными идеалистическими и метафизическими концепциями.
Одним из важнейших требований марксистской методологии, имеющих прямое отношение к истории языкознания, является принцип историзма. Оценка концепций той или иной лингвистической школы предполагает их соотнесение с современными представлениями, потому что без этого трудно установить их место в поступательном движении истории науки о языке. Однако эта оценка дается не с точки зрения нашего уровня знаний, а по тому, что нового внесли в лингвистику языковеды прошлого по сравнению со своими предшественниками и какое значение их концепции имели для своего времени. Кроме того, при изучении истории языкознания необходимо уяснить индивидуальные особенности каждого лингвистического направления, каждой школы, каждого языковеда.
Принцип историзма предполагает преемственность, связь прошлого и настоящего, ибо новое в науке никогда не бывает отрицанием прошлого, а лишь его существенным изменением, углублением и обобщением в соответствии с современным состоянием науки. Против полного отрицания прошлого не раз выступал В. И. Ленин1.
Каждый последующий этап в развитии лингвистической мысли возникал как форма преодоления противоречий, характерных для предшествующего периода развития науки о языке, новые достижения являлась непосредственным продолжением уже открытых закономерностей и теорий, но на новом, более высоком уровне развития науки.
при изучении истории языкознания советские языковеды следуют
принципам, которые были определены В. И. Лениным применительно
В и™/?™ ФИЛОСОФИИ- На примере критики эмпириокритицизма
• п. Ленин сформулировал принципы, из которых исходит марксизм
в анализе и оценке той или иной философской школы: а) сравнение
ретических основ философии данной школы и диалектического ма-спКИЗМа: } опРеДеле"ие места данной школы среди других фило-«-ифских школ современности (или прошлого), чтобы видеть, откуда
1 См.: Ленин В. И. Поли. собр. соч. Изд. 5, т. 23, с. 40.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.............................
• ••.... 3
Глава 1. Зарождение науки о языке
§ 1. Языкознание в Древней Индии.................... ,
5 2. Греко-римское языкознание...................'.'.'! я
§ 3. Арабское языкознание......................'.'.'. 14
Глава 2. Языкознание XIV—XVIII веков
§ 1. Языкознание в эпоху Возрождения.................. . jg
§ 2. Первые попытки установления родства языков и их исторического изучения ................................. 18
§ 3. Всеобщая грамматика Пор-Рояля................... 20
§ 4. Теории происхождения языка..................... 21
§ 5. Философия языка в работах Ф. Бэкона, Р. Декарта, Д. Локка, Г. Лейбница, М. В. Ломоносова и А. Н. Радищева.............. 24
§ 6. Значение филологических трудов М. В. Ломоносова для развития русского языкознания.......................... 28
Глава 3. Общее и сравнительно-историческое языкознание начала XIX века
§ 1. Общее и сравнительно-историческое языкознание в России...... 31
§ 2. Общее и сравнительно-историческое языкознание в Западной Европе . . 35 § 3. Принципы доказательства родства языков (фонетические и грамматические
соответствия). Теория агглютинации Ф. Боппа............ 39
Глава 4. Лингвистическая концепция В. Гумбольдта
§ 1. Жизненный и творческий путь.................... 43
§ 2. Философские основы лингвистической концепции........... «
§ 3. Определение сущности языка. Учение о внутренней форме языка .... 4°
§ 4. Проблема соотношения языка и мышления............•
§ 5. Учение о происхождении и развитии языка. Морфологическая классифи-
кация языков............................ jg
§ 6. Антиномии языка........................• • 2?
§ 7. Критика учения В. Гумбольдта Н. Г. Чернышевским и А. А. Потебней .
Глава 5. Языкознание в России в 30—60-е годы XIX века
§ 1. Сравнительно-историческая проблематика в трудах И. И. Срезневского ^
§ 2. Общие проблемы языкознания в работах Ф. И. Буслаева......•
§ 3. Значение трудов Ф. И. Буслаева для развития сравнительно-историческог ^
языкознания............................ 69
§ 4. Лексикографическая деятельность В. И. Даля........... 72
§ 5. Русские революционеры-демократы о проблемах языка........
Глава 6. Лингвистические взгляды А. А. Потебяи
§ 1. Жизненный и творческий путь..................'.'.'. ^7
§ 2. Философские основы лингвистической концепции..........
302
'43:УчениеПо^еобвНеЯ.°?МЗИ языка «мышления..............
5. Теория грамматической Лопми....................
84 . еория грамматической формы .................... 88
6. Учение о предложении (теория стадиальности в развитии языка) .... 93
7. Значение лингвистических работ А. А. Потебни
79 84 88 93 97
Глава 7. Лингвистические взгляды А. Шлейхера
§ 1. Философские основы лингвистической концепции ........... 99
§ 2. «Биологическая» концепция языка ................... 102
§ 3. Понятие праязыка и теория родословного дерева ........... 105
Глава 8. Младограмматическая школа в языкознании § 1. Из истории младограмматической школы ............... 109
§ 2. Индивидуальный психологизм как основа лингвистической концепции
младограмматиков .......................... ПО
§ 3. Учение о звуковых законах и аналогии как важнейших факторах развития
языка ............................... 114
§ 4. Вопросы сравнительно-исторического языкознания в трудах младо-
грамматиков ............................. 1 18
§5. Проблемы синтаксиса в учении младограмматиков ........... 120
§ 6. Проблема изменения значений слов в трактовке Г. Пауля ....... 122
§ 7. Критика концепций младограмматиков в работах европейских и русских
языковедов (о так называемом «русском младограмматизме») ...... 125
Глава 9. Лингвистическая концепция Ф. Ф. Фортунатова
§ 1. Жизненный и творческий путь .................. . . 129
§ 2. Проблема языка и мышления .................. . . 130
§ 3. Учение о словосочетании ....................... 134
§ 4. Учение о форме слова ........................ 135
§ 5. Вопросы сравнительно-исторического языкознания в работах Ф. Ф. Фор-
тунатова ............................... 139
§ 6. Лингвистические взгляды А. А. Шахматова, Б. М. Ляпунова и М. М. По-
кровского ..... ............ . i ........ .... 144
Глава 10. Казанская лингвистическая школа § 1. Жизненный и творческий путь И. А. Бодуэна де Куртенэ ....... 150
§ 2. Философские взгляды И. А. Бодуэна де Куртенэ . . ...... ... 152
§ 3. Проблемы языка и речи, статики и динамики языка в работах И. А. Бо-
дуэна де Куртенэ и Н. В. Крушевского ................. 154
§ 4. Учение о языке как системе в работах И. А. Бодуэна де Куртенэ и Н. В.
Крушевского ............................. 158
§ 5. Знаковый характер языка в трактовке И. А. Бодуэна де Куртенэ и Н. В.
Крушевского ...... .......... . ............ 162
§ 6. Учение И. А. Бодуэна де Куртенэ о фонеме .............. 164
§ 7. Вопросы морфологической структуры в трудах И. А. Бодуэна де Куртенэ,
Н. В. Крушевского и В. А. Богородицкого .............. 168
§ 8. Вопросы сравнительно-исторического языкознания и типологии языков
в трудах представителей Казанской лингвистической школы ..... 172 § 9. Значение работ представителей Казанской лингвистической школы для
развития языкознания ... .................... 176
Глава 11. Лингвистическая теория Ф. де Соссюра
5 1. Жизненный и творческий путь .................... 178
§ 2. Истоки лингвистической концепции .................. 179
J 3. Определение языка. Теория языка и речи .............. 183
} 4. Язык как система ........................... 185
303
§ 5. Учение о лингвистическом знаке................... 188
§ 6. Учение о синхронии и диа-хронии................... 192
§ 7. Внешняя и внутренняя лингвистики.................. 194
§ 8. Значение лингвистической концепции Ф. де Соссюра для развития языкознания XX в............................ 193
Глава 12. Социология и языкознание
§ 1. История разработки проблем социологии языка ........... 199
§ 2. Становление марксистской социологии языка ............ 200
§ 3. Методологические основы французской школы социологической лингвистики ................................ 206
§ 4. А. Мейе о социальном характере языка и причинах языковых изменений 208
§ 5. А. Мейе как компаративист...................., 211
Глава 13. Структурная лингвистика
§ 1. Предпосылки возникновения структурализма............ 214
? 2. Пражский лингвистический кружок (Пражская школа функциональной
лингвистики) ............................. 215
§ 3. Проблемы фонологии и морфонологии................ 220
§ 4. Исследования пражских лингвистов в области грамматики...... 227
§ 5. Вопросы типологии языков и проблема языковых союзов ....... 230
§ 6. Копенгагенская школа структурализма (глоссематика)........ 233
§ 7. Эмпирический принцип лингвистической теории у глоссематиков . . . 236
§ 8. Процедура лингвистического анализа (по Л. Ельмелеву)....... 238
§ 9. Язык и речь в интерпретации Л. Ельмслева............. 243
§ 10. Язык как одна из семиотических систем (в понимании Л. Ельмслева) 245
§ U. Критика глоссематики в советском и зарубежном языкознании .... 246
§ 12. Американский структурализм (дескриптивная лингвистика)..... 248
| 13. Общеязыковедческая проблематика в дескриптивной лингвистике . . . 251
§ 14. Методы лингвистического анализа.................. 255
§ 15. Соотношение между различными ответвлениями структурализма . . . 263
Глава 14. Советское языкознание
§ 1. Диалектический и исторический материализм — философская основа ,-•
советского языкознания........................ 267
| 2. Языкознание в 20-е годы. Н. Я. Марр..............., 271
§ 3. Грамматическая концепция И. И. Мещанинова и проблемы синтаксической
типологии языка......................... . . 274
§ 4. Вопросы языкового строительства и социологическая проблематика в >:
советском языкознании........................ Р77
§ 5. Лингвистическая деятельность Л. В. Щербы............. 281
§ 6. Сравнительно-историческое языкознание в 50—60-е годы....... ?84
§ if Общеязыковедческие проблемы в работах советских лингвистов .... 286
§ 8. Структурализм и советское языкознание д ,............. 290
§ 9. Языкознание' на современном втапе . . '. i.............. 295
Указатель имен............................. 299

Цена: 150руб.

Назад

Заказ

На главную страницу

Hosted by uCoz