Философия

Русский язык

Словари

Художественная литература

Общественно-политическая литера

Введение в языковедение-Реформатский А. А. М.: Аспект Пресс, 2001.— 536 с.
Реформатский А. А.
15 Введение в языковедение: Учебник для вузов/Под ред. В. А. Виноградова. — М.: Аспект Пресс, 2001.— 536 с.
ISBN 5-7567-0202-4
Предлагаемая книга — пятое уточненное издание известного учебника (Реформатский А. А. Введение в языковедение. М., 1967), соответствующего стандартной программе курса «Введение в языкознание». Книга содержит развернутые сведения по всем основным разделам языкознания и может служить не только стандартным учебником, но и ценным справочником по вопросам общего языкознания.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие.......................................13
Глава I. Введение
§ 1. Почему язык не относится к явлениям природы........................15
§ 2. Язык как общественное явление ..............................................21
§ 3. Структура языка. Язык как
система.......................................27
§ 4. Язык и речь................................38
§ 5. Синхрония и диахрония...........44
§ 6. Связь языковедения с другими науками......................................50
Основная литература к материалу, изложенному в главе I (Введение)... 59
Глава П. Лексикология
§ 7. Слово как предмет лексикологии ...........................................60
§ 8. Типы слов в языке.....................74
§ 9. Равноименность и ее разновидности ...........................................80
§ 10. Полисемия.................................81
§ 11. Метафора...................................83
§ 12. Перенос по функции................84
§ 13. Метонимия................................86
§ 14. Синекдоха..................................89
§ 15. Омонимия..................................90
§ 16. Синонимы.................................96
§ 17. Антонимы................................101
§ 18. Табу и эвфемизмы..................104
§ 19. Этимология и «народная»
этимология...............................107
§ 20. Контекст и эллипсисы............112
§ 21. Терминология..........................115
§ 22. Лексикализация и идиоматика ...........................................126
§ 23. Фразеология............................131
§ 24. Словарный состав языка........133
§ 25. Лексикография........................151
Основная литература к материалу, изложенному в главе 11 (Лексикология)..........................155
Глава III. Фонетика
§ 26. Что такое фонетика................157
§ 27. Сведения из акустики.............159
§ 28. Анатомия речевого аппарата
и физиология органов речи.... 161 § 29. Классификация звуков речи ..169
§ 30. Согласные................................172
§ 31. Гласные.................................... 181
§ 32. Фонетическое членение речи . 190 § 33. Фонетические (звуковые) процессы.........................................195
§ 34. Позиционные изменения.
Ударение. Редукция.................196
§ 35. Аккомодации...........................201
§ 36. Ассимиляции...........................204
§ 37. Диссимиляции.........................204
§ 38. Прочие фонетические процессы .........................................208
§ 39. Фонемы, позиции, вариации
и варианты...............................211
§ 40. Система фонем и фонетическая
система языка...........................220
§ 41. Орфоэпия................................227
§ 42. Методы и приемы экспериментальной фонетики....................228
Основная литература к материалу, изложенному в главе III (Фонетика)...............................242
Глава IV. Грамматика
§ 43. Что такое грамматика.............244
§ 44. Грамматические способы
языков.......................................263
§ 45. Способ аффиксации...............264
§ 46. Агглютинация и фузия...........270
§ 47. Морфологический и этимологический состав слова..........275
§ 48. Чередования и внутренняя
^флексия.....................................276
§ 49. Повторы (редупликации).......287
§ 50. Сложения.................................289
§ 51. Способ служебных слов..........293
§ 52. Способ порядка слов..............303
§ 53, Способ ударения.....................305
§ 54. Способ интонации..................308
§ 55. Супплетивизм..........................310
§ 56. Синтетический и аналитический строй языков...............313
§ 57. Грамматические категории.....316
§ 58. Части речи...............................320
§ 59. Синтаксические единицы
языка.........................................324
§ 60. Синтагмы в составе простого
предложения............................330
§ 61. Предложение...........................330
§ 62. Обороты с потенциальной
предикативностью...................334
§ 63. Типы простых предложений.. 336
§ 64. Сложное предложение............338
§ 65. Сочинение...............................343
§ 66. Внесение..................................344
§ 67. Сложное синтаксическое
целое.........................................345
Основная литература к материалу, изложенному в главе IV (Грамматика)............................345
Глава V. Письмо
§ 68. Общее понятие о письме
и предпосылки письма........... 347
§ 69. Этапы и формы развития
начертательного письма..........350
§ 70. Графика....................................364
§ 71. Алфавит....................................366
§ 72. Орфография.............................371
§ 73. Транскрипция..........................375
Основная литература к материалу, изложенному в главе V (Письмо)....................................384
Глава VI. Классификация языков
§ 74. Языки мира.............................386
§ 75. Возможности классификации языков.......................................388
§ 76. Первые опыты генеалогической классификации языков...........388
§ 77. Сравнительно-исторический метод в языковедении.................393
§ 78. Генеалогическая классификация языков.......................................411
§ 79. Типологическая (морфологическая) классификация языков.... 443
Основная литература к материалу, изложенному в главе VI (Классификация языков)...........456
Глава VII. Происхождение языка, образование и историческое развитие языков
§ 80. Постановка вопроса................457
§ 81. Происхождение языка............458
§ 82. Образование языков...............464
§ 83. Основные закономерности
развития языков.......................466
§ 84. Исторические изменени
словарного состава языка......471
§ 85. Изменения в фонетике
и фонетические законы..........478
§ 86. Исторические изменения
грамматического строя............487
§ 87. Языки родо-племенного
строя.........................................490
§ 88. Первые государства и их
языки........................................493
§ 89. Языки феодального периода.. 494 § 90. Возникновение наций
и национальных языков..........500
§91. Языковые отношения эпохи
капитализма.............................509
§ 92. Языковые проблемы в СССР
и Российской Федерации.......515
Основная литература к материалу, изложенному в главе VII (Происхождение языка, образование и историческое развитие языков) .......517
Предметный указатель.....................519
АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ РЕФОРМАТСКИЙ И ЕГО КНИГА
В 1947 г. на прилавках книжных магазинов появилась небольшая по объему книга в мягком бежевом переплете, изданная «Учпедгизом» приличным по тому времени тиражом в 55 тыс.экз., но тем не менее быстро разошедшаяся и столь же быстро ставшая знаменитой среди преподавателей и студентов. На титульном листе значилось: «А. А. Реформатский. Введение в языковедение. Пособие для учительских институтов». Скромное определение жанра и предназначения книги не могло заслонить очевидного факта — ее выход был знаменательным событием не только в сфере преподавания общего языкознания, но и в сфере отечественной науки о языке.
Педагогическая значимость этой книги 47-летнего ученого состояла в том, что она являла собой первый учебник нового типа, содержавший современное изложение одного из важнейших филологических курсов и полностью соответствующий нормативной программе. Но это было не то новое слово, которое строится на отрицании предшествующей традиции; для А. А. преемственность развития научной мысли была не риторической абстракцией, а живо ощущавшейся им духовной связанностью ученых разных поколений. Он сам полушутя, полусерьезно называл себя внуком Ф. Ф. Фортунатова — основателя Московской лингвистической школы и одного из наиболее крупных языковедов России.
Секрет такого «родственного» самоопределения помогает раскрыть посвящение, помещенное на обороте титульного листа учебника: «Памяти автора „Краткого введения в науку о языке», моего дорогого учителя Д. Н. Ушакова посвящаю свой труд». Д. Н. Ушаков, обессмертивший свое имя редактированием «Толкового словаря русского языка» (в обиходе именуемого «ушаковским»), был для А. А. больше, чем преподавателем по университету и руководителем по аспирантуре, — А. А. считал его своим «научным отцом», а поскольку Дмитрий Николаевич («отец») был воспитанником («сыном») Фортунатова, то из этого следовало, что А. А., любимый ученик Ушакова, приходится Филиппу Федоровичу «внуком» в науке!
А. А. дорожил и гордился своим научным «родством», но верность Учителям никогда не становилась для него основанием чураться ново-

Цена: 150руб.

Назад

Заказ

На главную страницу

Hosted by uCoz