Философия

Русский язык

Словари

Художественная литература

Общественно-политическая литера

Русский язык-Чешко Л. А. М.: Высш. шк., 1990.—333 с.
Чешко Л. А.
57 Русский язык: Для подготовительных отделений вузов: Учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп.— М.: Высш. шк., 1990.—333 с.
ISBN 5-06-000782-0
В пособии даны необходимые сведения по орфографии, пунктуации, морфологии, синтаксису, стилистике и культуре речи. Теоретический материал подкреплен системой упражнений различной степени сложности. Особое внимание уделяется трудным случаям правописания. Во второе издание (1-е— 1981 г.) внесены отдельные уточнения и дополнения.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Учебное пособие предназначается для слушателей подготовительных отделений негуманитарных факультетов вузов. Его главная цель — помочь учащимся овладеть навыками грамотного письма. Основное место в книге занимает материал по орфографии и пунктуации, поскольку знания слушателей подготовительных отделений в этом отношении оставляют желать лучшего. Орфографические и пунктуационные правила излагаются достаточно подробно и закрепляются значительным количеством упражнений различной степени сложности. При этом наибольшее внимание уделяется трудным случаям правописания. В книге кратко рассказывается также об основных принципах русской орфографии и пунктуации и разъясняется социальная значимость норм правописания. Сведения по фонетике, словообразованию, морфологии и синтаксису излагаются лишь в той мере, в какой они могут быть необходимы слушателям для более осознанного владения навыками правописания. Эти сведения сообщаются в форме справок.
Система упражнений пособия построена таким образом, что она дает возможность для комплексного построения занятий по орфографии и пунктуации. В начало книги, после «Введения», вынесено повторение тех правил пунктуации, которые, как представляется автору, особенно нужны слушателям уже на первых этапах обучения для самостоятельного выполнения различных письменных работ.
В подборе дидактического материала автор стремился учитывать типичные для учащихся ошибки, чтобы помочь их преодолению. Последовательно включаются упражнения с орфографическим словарем. Сделана также попытка более тесно связать работу по русскому языку с работой по литературе. В качестве текстов используются отрывки из художественных произведений, имеющихся в программе вступительных экзаменов в вузы, высказывания выдающихся критиков, известных исследователей литературы, ученых, публицистов и др. Предлагается материал для составления планов, конспектов, тезисов.
Чтобы способствовать повышению культуры речи слушателей, автор считает целесообразным кратко рассказать во «Введении» о русском языке и его основных стилях. В особом разделе «Стилистика и культура речи» рассматриваются вопросы, связанные с выразительными возможностями лексических и грамматических средств русского языка, и предлагаются упражнения, направленные на преодоление часто встречающихся в письменных работах учащихся ошибок в выборе слов, употреблении их форм, построении предложений. Из-за ограниченности времени, отводимого на русский язык учебным планом подготовительных отделений негуманитарных вузов, использование этого материала в большем или меньшем объеме, на аудитор-
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие.................. 3 -
Введение
§ 1. Язык как средство общения. Русский язык...... 5
§ 2. Стили литературного языка........... 7'*J
§ 3. Звуки русского языка. Ударение. Обозначение звуков • j
на письме................. 18 ,
Повторение основных сведений о предложен'и и и пунктуации
§ 4. Понятие о пунктуации............ 20
§ 5. Знаки препинания в конце самостоятельных предложений и между частями сложного предложения ...... '21
§ 6. Употребление запятой между однородными членами
предложения................ 30
§ 7. Цитаты и знаки препинания при них........ 34
ОРФОГРАФИЯ
§ 8. Понятие об орфографии............ 39
Правописание корней и приставок i
§ 9. Правописание безударных гласных в корне слова ... 45 § 10. Правописание чередующихся гласных в корне слова 48 § 11. Правописание звонких и глухих согласных. Непроизносимые согласные...../........• «Ч
§ 12. Правописание согласных и гласных в приставках . . . 5***.'
§ 13. Приставки пре- и при-. ........• . ... 8*&
§ 14. Двойные согласные............• ** ~"
Правописание гласных после шипящих и ц
§15. Бувдмв, if, it после шипящих; ы и и после ц.. . . . • • - *** § 16. Буквы о и «после шипящих и ц....... . . • <
32& -
Употребление букв ь, ъ, а
§ 17. Буква ь при обозначении мягкости согласных. Употребление б после шипящих........... 69
§ 18. Разделительные ъ и ь. Буква ы после приставок . ... 72
§ 19. Употребление буквы э............ . 73
Перенос слов
§ 20. Основные правила переноса слов......... 74
Употребление прописных букв
§ 21. Прописные буквы в собственных именах...... 78
Правописание частей речи
Правописание имен существительных
§ 22. Правописание падежных окончаний имен существительных ................. 82
§ 23. Правописание суффиксов имен существительных ... 89 § 24. Слитное и раздельное написание не с именами существительными ................ 93
Правописание имен прилагательных
§ 25. Правописание падежных окончаний имен прилагательных ................... 96
§ 26. Правописание суффиксов имен прилагательных .... 103 § 27. Слитное и раздельное написание не с именами прилагательными .................109
Правописание сложных имен существительных и прилагательных
§28. Общие правила написания сложных слов......112
§ 29. Правописание сложных имен существительных . ... 114 § 30. Правописание сложных имен прилагательных .... 117
Правописание имен числительных
§ 31. Правописание количественных и порядковых имен
; числительных............... 121
329
Правописание местоимений
§ 32. Правописание личных, неопределенных и отрицательных
местоимений................125
Правописание глаголов
§ 33. Правописание личных окончаний глаголов. Буква б в глаголах. Не с глаголами............. 131
§ 34. Правописание суффиксов глаголов........ 144
Правописание причастий
§ 35* Правописание окончаний и суффиксов причастий . . . 147 § 36. Правописание и и нн в отглагольных прилагательных
и причастиях................. 156
§ 37. Правописание не с причастиями и отглагольными прилагательными на -мый.............161
Правописание деепричастий
§ 38. Правописание гласных перед суффиксами -в, -вши. Не
с деепричастиями.............. 166
Правописание наречий
§ 39. Гласные и буква ь в конце наречий........ 172
$ 40. Правописание к и км в наречиях. Не с наречиями. Не
и ни в местоименных отрицательных наречиях .... 175
§ 41. Правописание наречий через дефис, слитно и раздельно 179
Правописание предлогов
§ 42. Написание предлогов через дефис, слитно и раздельно 188
Правописание союзов
193
§ 43. Слитные и раздельные написания союзов . . . . . •
Правописание частиц
IQQ
J 44. Написание частиц раздельно или с дефисом..... '*"'
§ 45. Правописание не с различными частями речи (Повторение)...................200
§ 46. Правописание на..............204
ПУНКТУАЦИЯ
§ 47. Повторение сведений о простом предложении.....209
§ 48. Употребление тире между членами предложения . . . 209 § 49. Знаки препинания в предложениях с повторяющимися союзами и обобщающими словами при однородных членах..................212
Знаки препинания при обособленных членах предложения
§ 50. Обособление определений ........... 217
§ 51. Приложения и их обособление ...........221
§ 52. Обособление обстоятельств. Уточняющие члены предложения. Обособление дополнений ........ 226
I. Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями .............226
II. Обособление обстоятельств, выраженных существительными............229
III. Обособление уточняющих членов предложения.
Обособление дополнений ........ 231
§ 53. Сравнительные обороты ............234
Знаки препинания в предложениях с вводными
словами, обращениями, словами-предложениями
да и нет, междометиями
§ 54. Вводные слова и вводные предложения.......236
§ 55. Обращения. Слова-предложения да и нет. Междометия 241
Знаки препинания в сложных предложениях
§ 56. Повторение сведений о сложном предложении .... 244 § 57. Знаки препинания в сложносочиненном предложении 245
§ 58. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении ................ ... 251
331
I. Сложноподчиненные предложения с одним при- I
даточным.............. 25J
II. Сложноподчиненные предложения с несколькими '
придаточными.......... .' . > 254
§ 59. Бессоюзные сложные предложения и знаки препинания
в них................... 258
Прямая речь
§ 60. Знаки препинания при прямой речи и диалоге. . . . . 263
СТИЛИСТИКА И КУЛЬТУРА РЕЧИ
Лексика и фразеология
§ 61. Слово и его лексическое значение. Точность словоупо- ;
требления.................. 267
§ 62. Многозначность слова............ 269
§ 63. Омонимы. Их употребление........... 270
§ 64. Синонимы. Их употребление.......... 273
§ 65. Антонимы. Их употребление.......... 27в
§ 66. Заимствованные слова и их употребление ...... 278
§ 67. Употребление устаревших слов и неологизмов . . . . 282
§ 68. Использование слов, ограниченных в сфере употребления 287
§ 69. Употребление стилистически ограниченной лексики 289
§ 70. Фразеологизмы и их употребление........ 292
ГРАММАТИКА Морфология
§ 71. Употребление некоторых форм имени существительного 296
§ 72. Употребление некоторых форм имени прилагательного 29?
§ 73. Употребление некоторых форм имени числительного 301
§ 74. Употребление некоторых местоимений и их форм . . . 303
§ 75. Употребление некоторых форм глагола ....... 305
§ 76. Употребление некоторых форм причастий...... 30S
J 77. Употребление деепричастий и их форм ...,.•• "'"
I
Синтаксис
§ 78. Некоторые особенности порядка слов в простом пред- ^
ложении................. *?*
§ 79. Порядок слов в предложениях с обособленными и необособленными распространенными определениями 317
§ 80. Замена придаточных предложений причастными и деепричастными оборотами......'......318
§ 81. Об устранении ошибок в построении сложноподчиненных
предложений................322
Список условных сокращений............324

Цена: 150руб.

Назад

Заказ

На главную страницу

Hosted by uCoz