Математика | ||||
Учебник по логике-Гетманова А.Д. М.: «ВЛАДОС», 1995. — 303 с. | ||||
Гетманова А.Д.
'44 Учебник по логике. 2-е изд. — М.: «ВЛАДОС», 1995. — 303 с. ISBN 5-87065-009-7 Второе издание книги, ориентированной на программу преподавания логики в вузах, подготовлено с исправлениями и дополнениями. Книга также может быть использована в качестве учебного пособия с школах, гимназиях, лицеях и колледжах. Для развития творческого мышления учащихся по центральным темам курса приведены задачи и упражнения. В книгу включена новая глава, раскрывающая этапы развития логики как науки и основные направления современной символической логики. Введение Человек, к какой бы исторической цивилизации он ни принадлежал, нуждается в истине. И первобытные люди, и наши современники, познавая окружающий их мир, стремятся получить истину. Обладание истинным знанием одним людям приносит радость и удовлетворение, другим, наоборот, горе: сильных истина зовет на подвиг, у слабых — парализует волю, приводит их к пессимизму и растерянности. Но, несмотря ни на что, все люди стремятся к истине, получению новой информации о мире, в котором они живут. Обладание истиной продвигает всех нас вперед на нелегком пути познания. Но добыть истинное знание, пусть даже не полное, не окончательное, всегда нелегко. Порой это связано с самопожертвованием. Известны подвиги многих выдающихся ученых, отдавших свою жизнь служению людям, добывавших истину для блага человечества. Итальянский ученый и философ Джордано Бруно, развивавший гелиоцентрическую космологию Коперника и выдвинувший концепцию о бесконечности и бесчисленном множестве миров Вселенной, был обвинен в ереси и сожжен инквизицией в Риме. Ряд ученых-физиков, изучавших радиоактивность, подверглись радиоактивному облучению. Некоторые ученые-микробиологи проводили эксперименты на себе. Люди хотят знать не только законы природы и сущность общественных явлений, но и тайны человеческого мозга. Еще в XVII в. английский философ Ф. Бэкон говорил о том, что знание и могущество человека совпадают. Однако тернист путь к истине. Как образно сказал К. Маркс, «в науке нет широкой столбовой дороги, и только тот может достигнуть ее сияющих вершин, кто, не страшась усталости, карабкается по ее каменистым тропам»1. Чтобы расширить возможности познания, человек создал микроскоп и телескоп, радио и телевидение, ЭВМ и космическую ракету, луноход и искусственные спутники планет, которые позволили ему глубже и полнее познавать свойства природных и социальных явлений. Изобретены различные методы познания, расширяющие возможности разума человека: моделирование и математические методы, в том числе методы теории вероятностей, физический з Оглавление Введение........................................ 3 Глава L Предмет • значение логики...........:........... ^ \. Мышление как предмет изучения логики.................. 8 2. Понятие о логической форме и логическом законе. Основные этапы развития лотки и ее значение в познании................. 14 f 3. Логика и язык.................................. 18 Глава П. Поижпе.................................. 27 j 1. Понятие как форма мышления........................ 27 I Z Содержание и объем понятия......................... 29 j 3. Виды понятий.................................. 30 ! 4. Отношения между понятиями........................ 32 5. Определение понятий.............................. 36 6. Деление понятий. Классификация...................... 46 7. Ограничение и обобщение понятий..................... 52 { 8. Операции с классами (объемами понятий)................. 54 Глава Ш, Суждение................................ 65 !1. Общая характеристика суждения....................... 65 2. Простое суждение............................... 67 3. Сложное суждение и его виды........................ 72 4. Выражение логических связок (логических постоянных) в естественном с ., *?"«....................................... 77 § 5. Отношения между суждениями по значениям истинности........ 80 § 6. Деление суждений по модальности...................... 83 Глава IV. Основные законы (принципы) правильного мышления....... 88 § 1. Понятие о логическом законе......................... 88 § 2. Законы логики и их материалистическое понимание........... 90 § 3. Использование формально-логических законов в обучении....... 101 Глава V. Умозаключение............................. ПО § 1. Общее понятие об умозаключении...................... ПО § 2. Дедуктивные умозаключения......................... 113 § 3. Выводы из категорических суждений посредством их преобразования 115 § 4. Простой категорический силлогизм..................... 119 § 5. Сокращенный категорический силлогизм (эвтимема)........... 123 § 6. Сложные и сложносокращенные силлогизмы (полисиллогизмы, сориты, эпихейрема).................................. 124 § 7. Условные умозаключения........................... 130 § 8. Разделительные умозаключения....................... 135 9. Условно-разделительные (лемматические) умозаключения........ 138 10. Непрямые (косвенные) выводы....................... 148 11. Индуктивные умозаключения и их виды................. 150 12. Виды неполной индукции.......................... 151 13. Индуктивные методы установления причинных связей......... 156 14. Дедукция и индукция в учебном процессе................. 159 15. Умозаключение по аналогии и его виды. Использование аналогий в процессе обучения...............•................ 164 Глава VL Логические основы теории аргумевтацви.............. 179 1. Понятие доказательства............................ 179 2. Прямое н непрямое (косвенное) доказательство.............. 183 302 § 3. Понятие опровержения............................ 185 § 4. Правила доказательного рассуждения. Логические ошибки, встречающиеся в доказательстве и опровержении.................. 187 § 5. Понятие о софизмах и логических парадоксах.......•....... 192 § 6. Доказательство и дискуссия.......................... *=*4 Глава УЛ. Гипотеза................................ 202 § 1. Гипотеза как форма развития знаний.................... 202 § 2. Построение гипотезы и этапы ее развития................. 205 § 3. Способы подтверждения гипотез....................... 207 § 4. Опровержение гипотез............................. 209 § 5. Примеры гипотез, применяющихся на уроках в школе.......... 210 Глава УШ. Роль логики в процессе обучения.................. 213 § 1. Логическая структура вопроса........................ 213 § 2. К. Д. Ушинский и В. А. Сухомлинский о роли логики в процессе обучения в начальной школе........................... 221 § 3. Развитие логического мышления младших школьников......... 224 § 4. Развитие логического мышления учащихся в средних и старших классах на уроках литературы, математики, истории и других предметов 227 Глава К. Этапы развития логики как науки и освоввые яаправлеяш современной символической логики........................... 232 § 1. Краткие сведения из истории класической н неклассической логик . . 232 § 2. Развитие логики в связи с проблемой обоснования математики .... 256 § 3. Многозначные логики . . :.......................... 259 § 4. Интуиционистская логика........................... 269 § 5. Конструктивные логики............................ 272 § 6. Модальные логики............................... 275 § 7. Положительные логики . . .......................... 279 § 8. Паранепротиворечивая логика........................ 281 Заключение...................................... 285 Литература...................................... 287 Список символов................................... 288 Предметшо-вмеяиой указатель............................ 291 Примечания...................................... 295 Цена: 150руб. |
||||