Математика

Физика

Химия

Биология

Техника и    технологии

Учебник по логике-Гетманова А.Д. М.: «ВЛАДОС», 1995. — 303 с.
Гетманова А.Д.
'44 Учебник по логике. 2-е изд. — М.: «ВЛАДОС», 1995. — 303 с.
ISBN 5-87065-009-7
Второе издание книги, ориентированной на программу преподавания логики в вузах, подготовлено с исправлениями и
дополнениями. Книга также может быть использована в качестве учебного пособия с школах, гимназиях, лицеях и колледжах. Для развития творческого мышления учащихся по центральным темам курса приведены задачи и упражнения. В книгу включена новая глава, раскрывающая этапы развития логики как науки и основные направления современной символической логики.
Введение
Человек, к какой бы исторической цивилизации он ни принадлежал, нуждается в истине. И первобытные люди, и наши современники, познавая окружающий их мир, стремятся получить истину. Обладание истинным знанием одним людям приносит радость и удовлетворение, другим, наоборот, горе: сильных истина зовет на подвиг, у слабых — парализует волю, приводит их к пессимизму и растерянности. Но, несмотря ни на что, все люди стремятся к истине, получению новой информации о мире, в котором они живут. Обладание истиной продвигает всех нас вперед на нелегком пути познания.
Но добыть истинное знание, пусть даже не полное, не окончательное, всегда нелегко. Порой это связано с самопожертвованием. Известны подвиги многих выдающихся ученых, отдавших свою жизнь служению людям, добывавших истину для блага человечества. Итальянский ученый и философ Джордано Бруно, развивавший гелиоцентрическую космологию Коперника и выдвинувший концепцию о бесконечности и бесчисленном множестве миров Вселенной, был обвинен в ереси и сожжен инквизицией в Риме. Ряд ученых-физиков, изучавших радиоактивность, подверглись радиоактивному облучению. Некоторые ученые-микробиологи проводили эксперименты на себе.
Люди хотят знать не только законы природы и сущность общественных явлений, но и тайны человеческого мозга. Еще в XVII в. английский философ Ф. Бэкон говорил о том, что знание и могущество человека совпадают.
Однако тернист путь к истине. Как образно сказал К. Маркс, «в науке нет широкой столбовой дороги, и только тот может достигнуть ее сияющих вершин, кто, не страшась усталости, карабкается по ее каменистым тропам»1.
Чтобы расширить возможности познания, человек создал микроскоп и телескоп, радио и телевидение, ЭВМ и космическую ракету, луноход и искусственные спутники планет, которые позволили ему глубже и полнее познавать свойства природных и социальных явлений.
Изобретены различные методы познания, расширяющие возможности разума человека: моделирование и математические методы, в том числе методы теории вероятностей, физический
з
Оглавление
Введение........................................ 3
Глава L Предмет • значение логики...........:........... ^
\. Мышление как предмет изучения логики.................. 8
2. Понятие о логической форме и логическом законе. Основные этапы
развития лотки и ее значение в познании................. 14
f 3. Логика и язык.................................. 18
Глава П. Поижпе.................................. 27
j 1. Понятие как форма мышления........................ 27
I Z Содержание и объем понятия......................... 29
j 3. Виды понятий.................................. 30
! 4. Отношения между понятиями........................ 32
5. Определение понятий.............................. 36
6. Деление понятий. Классификация...................... 46
7. Ограничение и обобщение понятий..................... 52
{ 8. Операции с классами (объемами понятий)................. 54
Глава Ш, Суждение................................ 65
!1. Общая характеристика суждения....................... 65
2. Простое суждение............................... 67
3. Сложное суждение и его виды........................ 72 4. Выражение логических связок (логических постоянных) в естественном
с ., *?"«....................................... 77
§ 5. Отношения между суждениями по значениям истинности........ 80
§ 6. Деление суждений по модальности...................... 83
Глава IV. Основные законы (принципы) правильного мышления....... 88
§ 1. Понятие о логическом законе......................... 88
§ 2. Законы логики и их материалистическое понимание........... 90
§ 3. Использование формально-логических законов в обучении....... 101
Глава V. Умозаключение............................. ПО
§ 1. Общее понятие об умозаключении...................... ПО
§ 2. Дедуктивные умозаключения......................... 113
§ 3. Выводы из категорических суждений посредством их преобразования 115
§ 4. Простой категорический силлогизм..................... 119
§ 5. Сокращенный категорический силлогизм (эвтимема)........... 123
§ 6. Сложные и сложносокращенные силлогизмы (полисиллогизмы, сориты, эпихейрема).................................. 124
§ 7. Условные умозаключения........................... 130
§ 8. Разделительные умозаключения....................... 135
9. Условно-разделительные (лемматические) умозаключения........ 138
10. Непрямые (косвенные) выводы....................... 148
11. Индуктивные умозаключения и их виды................. 150
12. Виды неполной индукции.......................... 151
13. Индуктивные методы установления причинных связей......... 156
14. Дедукция и индукция в учебном процессе................. 159
15. Умозаключение по аналогии и его виды. Использование аналогий в процессе обучения...............•................ 164
Глава VL Логические основы теории аргумевтацви.............. 179
1. Понятие доказательства............................ 179
2. Прямое н непрямое (косвенное) доказательство.............. 183
302
§ 3. Понятие опровержения............................ 185
§ 4. Правила доказательного рассуждения. Логические ошибки, встречающиеся в доказательстве и опровержении.................. 187
§ 5. Понятие о софизмах и логических парадоксах.......•....... 192
§ 6. Доказательство и дискуссия.......................... *=*4
Глава УЛ. Гипотеза................................ 202
§ 1. Гипотеза как форма развития знаний.................... 202
§ 2. Построение гипотезы и этапы ее развития................. 205
§ 3. Способы подтверждения гипотез....................... 207
§ 4. Опровержение гипотез............................. 209
§ 5. Примеры гипотез, применяющихся на уроках в школе.......... 210
Глава УШ. Роль логики в процессе обучения.................. 213
§ 1. Логическая структура вопроса........................ 213
§ 2. К. Д. Ушинский и В. А. Сухомлинский о роли логики в процессе обучения в начальной школе........................... 221
§ 3. Развитие логического мышления младших школьников......... 224
§ 4. Развитие логического мышления учащихся в средних и старших классах на уроках литературы, математики, истории и других предметов 227
Глава К. Этапы развития логики как науки и освоввые яаправлеяш современной символической логики........................... 232
§ 1. Краткие сведения из истории класической н неклассической логик . . 232
§ 2. Развитие логики в связи с проблемой обоснования математики .... 256
§ 3. Многозначные логики . . :.......................... 259
§ 4. Интуиционистская логика........................... 269
§ 5. Конструктивные логики............................ 272
§ 6. Модальные логики............................... 275
§ 7. Положительные логики . . .......................... 279
§ 8. Паранепротиворечивая логика........................ 281
Заключение...................................... 285
Литература...................................... 287
Список символов................................... 288
Предметшо-вмеяиой указатель............................ 291
Примечания...................................... 295

Цена: 150руб.

Назад

Заказ

На главную страницу

Hosted by uCoz