Философия

Психология

Словари

Художественная литература

Общественно-политическая литера

Беседы о детской психиатрии-Буянов М. И.М.: Про свещение, 1986.— — 208 с.
Буянов М. И.
Беседы о детской психиатрии: Кн. для учителя.— М.: Про
свещение, 1986.— 208 с.
Книга, написанная в научно-познавательном стиле, призвана ответить на некоторые вопросы, возникающие в связи с воспитанием детей и подростков, обнаруживающих те или иные психически^ отклонения. Материал книги основан на многолетнем врачебном опыте автора — нзвестногд специалиста в области психиатрии и психотерапии детей и подростков.
Книга адресована педагогам всех специальностей, но будет полезна и работникам внешкольных
учреждений, родителям
ККК 57.33
ОТ АВТОРА
Всякий раз, когда приходится рассказывать педагогам об особенностях психики детей и подростков, о возможных отклонениях в
характере, приводящих к нарушению адаптации к школе, беседа неизменно заканчивается почти одним и тем же диалогом:
_для медиков, работников юстиции, учителей школ для умственно отсталых детей публикуются книги, в которых так или иначе освещаются проблемы детской и подростковой психиатрии. Для нас
же_в первую очередь сталкивающихся с аномалиями душевной
сферы учащихся массовых школ — такие книги вообще не издаются либо издаются очень мало. Нам негде получить нужную информацию, изложенную достаточно популярно.
— Но такой учебник создать непросто или, наверное, вообще невозможно.
— А нам и не нужен учебник. Пусть это будут хотя бы очерки, дающие общее представление о сути некоторых проблем детской психиатрии. Ведь мы, педагоги, зачастую понятия даже не имеем, например, о гипнозе, аутогенной тренировке и других приемах психотерапии. В произведениях художественной литературы, среди исторических персонажей нередко встречаются люди странные, необычные. А как нам относиться к этим странностям, мы не знаем.
— Разве может психиатр дать ответы на все случаи жизни?
— И не нужно отвечать на все вопросы. Нам нужно иметь общее представление, а уж в каждом конкретном случае мы как-нибудь разберемся, имея хотя бы элементарное представление о психиатрии.
— Мне много раз приходилось участвовать в разных психиатрических симпозиумах, конференциях, и каждый раз я обнаруживал, что среди психиатров, как, наверное, и среди представителей других наук, нет единства мнений (впрочем, на то они и ученые, чтобы беспрерывно спорить друг с другом). Поэтому всякая книга для педагогов массовых школ должна быть или очень объективной, т. е. переполненной цифрами, цитатами и ссылками на научные публикации, либо отражающей главным образом индивидуальный опыт автора, его раздумья и мнения.
Но если книга будет чересчур научной, то она не будет понятна педагогам; если же книга будет слишком популярной, то может вызвать раздражение коллег автора, которые будут упрекать его в том, что он не упомянул того или иного ученого, ничего не сказал о той или иной гипотезе, не привел данные такого-то сследователя. Совместить несовместимое невозможно.
— А вы и не совмещайте — напишите, что считаете необходимым в первую очередь...
~- Врач занимается больными, педагоги — здоровыми... ноцГ" Это верно, но верно и другое: среди интеллектуально пол-нных учащихся (между прочим, не только обычных, но и
ОГЛАВЛЕНИЕ
Отавтора............
Часть первая, из которой читатель узнает,
что такое психиатрия и кто такие детские психиатры
Три корня детской психиатрии
Психоневрологи или психиатры? — В начале пути.— «Главное — учить!» (лечебная педагогика и психиатрия).— «...И понимать» (психология и психиатрия).—Роршах и Россия.— Что такое психическое здоровье? — Профессия врача: лечить и излечивать.
Симптомы, симптомокомплексы, синдромы........... 22
«Во всем безумье этом есть своя система».— Эпидемия в Гонконге.— Бледные образы «Черного-108».
Профессия — психиатр................28
Клиницисты или расшифровщики лабораторных данных? — Опросник доктора Ирле.— Такие разные психиатры.— Кто первый описывает душевную болезнь?— П. П. Малиновский и его «Записки доктора».— Вторая книга и ее судьба.— Великая сила людей.
Частьвторая,
в которой рассказывается
о различных психических отклонениях
(в первую очередь о тех, которые вызываются или усиливаются дефектами межличностных отношений)
Большая и малая психиатрия..............41
Эндогенные заболевания................42
Королева без свиты.— Раннее слабоумие — считали раньше. Раннее ли и обязательно ли слабоумие? — сомневаются сейчас.— «Священная болезнь».— «Феномен Достоевского».
Не в ногу со сверстниками...............52
Нищие духом.— Тайна Каспара Хаузера.— Всемогущая депривация.— Отчего бывают задержки психического развития? — Одна из причин школьной неуспеваемости.
Эти многоликие неврозы................ 63
На нервной почве.— Школьные неврозы.— Депрессия в маске и без.— Почему у меня невроз, а у соседа нет? — Когда молчание — не золото.— Заикание и его формы.— Исповедь.— Диалог о синдроме Туретта.
Повреждения отдельных функций...... ...... 84
Когда не сидится на месте.— Если нарушен почерк.— Лентяи лентяям рознь.— Привычка? Досада? Злость? — Проклятая боль.— Недержание мочи.— Недержание кала.— В память несчастного Онана.
Незрелые личности.................107
«Вечная весна».— Кто вовремя не созрел.— Дисгармоничные инфантилы.— Маски лжи.— Привет от Хлестакова.
Пубертат и вокруг него................119
Несбывшиеся прогнозы.— Беспокойный возраст.— Только ли акселерация? — Похождения одной невесты.— «Не хочу есть!» — Новая болезнь.— Коварное зеркало.— Он или она? — Письмо матери.— Новый Лантье или самовлюбленный Нарцисс? — Перекати-поле.— Механизмы бродяжничества.— «В знак протеста».— Крик души.— Психопатология и жестокость.— Потомки маркиза де Сада.— Прощай, клептомания! — На краю пропасти.— Достоинства подросткового возраста.
Тяжелые люди...................152
Уродства характера.— Формы психопатий.— Лиза Хохлакова и другие.— Иско-ренимы ли психопатии? — Все с детства.— А что потом? — Нажитая патология.— Крайности воспитания.
Часть третья,
из которой читатель узнает о том,
как лечатся психические расстройства
и какое участие в этом могли бы иногда принимать педагоги
На заре психотерапии................173
Врач, лекарь или доктор? — Слово врач, а не враг.— Встреча в замке Иф.— Аббат-революционер.— Открытия доктора Месмера.— Сеансы на улице Клиши.— Крах одной затеи.
Владей собой...................183
Психотерапия ищет новые пути.— Больные лечат больных,— Школа общения.— Клин вышибается клином.— Йоги и лечение.— Когда применяется аутогенная тренировка? — Расслабьте ваши мышцы!
Психофармакология: надежды и возможности..........195
Колхида, Одесса, Вена.— Неожиданное открытие.— Психиатрия и хирургия.— Новая эра.— Нейролептический синдром
Педагоги — помощники врачей..............200
Рекомендуемая литература...........206

Цена: 150руб.

Назад

Заказ

На главную страницу

Hosted by uCoz