Философия

Психология

Словари

Художественная литература

Общественно-политическая литера

Психология-Крутецкий В. А. М.: Просвещение, 1980.—352 с., ил.
Крутецкий В. А.
S4 Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.— М.: Просвещение, 1980.—352 с., ил.
Книга написана в соответствии с программой курса психологии в педагогических училищах.
В учебнике раскрыты общие вопросы психологии, рассмотрены закономерности психических процессов, психической деятельности, эмоционально-волевая сфера личности, ее индивидуальные особенности, освещены вопросы возрастной и педагогической психологии, содержится материал для проведения практических работ.
-. 60вО!? _ ЧПе: _ _. ___
ОТ АВТОРА
Предлагаемая вниманию читателей книга представляет собой учебник по курсу «Психология» для учащихся педагогических училищ, написанный в полном соответствии с действующей программой по психологии для педагогических училищ.
В данном учебнике автор стремился реализовать принцип, на который указывается в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду» (1977),— сочетание достаточно высокого уровня научности материала с доступностью его для понимания учащимися при разгрузке от второстепенного материала.
Учебник предусматривает изучение основ общей, детской и педагогической психологии. Основная задача, которую преследовал автор,— ориентировать учащихся педагогических училищ'— будущих учителей — на правильное понимание сущности психических процессов и явлений и их развития в связи с формированием личности ребенка, школьника, сообщить учащимся сведения о возрастных психических особенностях детей и школьников, дать учащимся основные знания в области психологии обучения и воспитания и на этой базе обосновать важнейшие положения педагогики, помочь будущим учителям разбираться в собственной психической жизни и психической жизни детей, целенаправленно руководить их поведением и деятельностью. При изложении фактического материала автор последовательно старался исходить из принципа диалектического единства психического и физиологического (в связи с чем расширен раздел, посвященный нервной системе и мозгу), а также из принципа материалистического детерминизма — причинной обусловленности формирования и развития психических явлений условиями жизни и деятельности, обучения и воспитания. В соответствии с программой психологии для педагогических училищ в книге принята такая система изложения материала, когда рассмотрение вопросов развития у школьника тех или иных познавательных процессов и состояний (внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения), а также воли и характера начинается при прохождении соответствующих тем раздела общей психологии, при этом указывается лишь на общие условия и направление развития. В разделе «Основы возрастной психологии» полученные ранее данные обобщаются, систематизируются и синтезируются.
ОГЛАВЛЕНИЕ
От автора...........'..".; . ~ ....... g
Раздел, первый. Введение в психологию............ 5
Глава I.Предмет психологии, ее задачи и методы........ _
§ 1. Общее понятие о психике и психологии........ . _
§ 2. Материалистическое понимание психики......... g
§ 3. Значение и задачи психологии............. 14
§ 4. Методы психологии................. 16
Глава II. Мозг и. психика................. 28
§ 1. Строение нервной системы.............. —
§ 2. Кора больших полушарий мозга............. 33
§ 3. Работа нервной системы человека............ 37
Глава III. Развитие психики и сознания........... 46
§ 1. Развитие психики в животном мире.......... —
§ 2. Сознание человека и его общественная природа....... 52
Раздел второй. Личность и деятельность............. 57
Глава IV. Общее понятие о личности и путях ее формирования —
§ 1. Понятие о личности................ —
§ 2. Общественная природа личности и ее формирование..... 58
§ 3. Направленность личности............... 63
§ 4. Личность и коллектив................ 67
Глава V. Деятельность................. . 68
§ 1. Понятие о деятельности.............. —
§ 2. Структура деятельности.............• . . 70
§ 3. Виды деятельности................. 72
§ 4. Умение и навыки человека............... 78
§ 5. Привычки.................... 84
Глава VI. Внимание................... 86
§ 1. Внимание и его физиологические основы.......... —
§ 2. Виды и свойства внимания............... 91
§ 3. Развитие и воспитание внимания школьников....... 101
Раздел третий. Познавательные процессы личности......... 106
Глава VII. Ощущение.................. —
§ 1. Понятие об ощущении................ —
§ 2. Анализаторы как органы ощущений........... 107
§ 3. Виды ощущений.................. 109
§ 4. Общие закономерности ощущений........... 115
§ 5. Развитие ощущений................. 117
Глава VIII. Восприятие......'............ 120
§ 1. Восприятие и его физиологические основы........• •, —
§ 2. Основные особенности восприятия............ 122
§ 3. Развитие восприятия я наблюдательности у детей.....• • 126
Глава IX. Память .................. . 129
§ 1. Память и ее значение................ —
§ 2. Физиологические основы памяти........' ' ' ' чч
§ 3. Процессы памяти................. |Ц*
§ 4. Виды памяти................... |36
§ 5. Запоминание и условия его эффективности.......... *
§ 6. Забывание и борьба с ним..............J|?
§ 7. Индивидуальные особенности памяти...........j^a
§ 8. Развитие памяти у детей..............._
Глава X. Мышление и речь.................*~^
§ 1. Понятие о мышлении................~
§ 2. Речь и ее функции.................jj?°
§ 3. Операции мышления.................
§ 4. Основные формы мышления..............J °<;
§ 5. Индивидуальные особенности мышления человека......lob
§ 6. Виды речи........_............;!.
§ 7. Развитие мышления и речи у детей............1/1
Глава XI. Воображение . . ................1''
§ 1. Понятие о воображении.............
§ 2. Виды воображения
§ 3. Развитие воображения у детей
.......179
.„.,„„,„. __г_____ ^ ____ ...........184
Раздел четвертый. Эмоционально-волевая характеристика личности . . . .186
Глава XII. Эмоции и чувства...............~
§ 1. Общее понятие об эмоциях и чувствах..........Г~
§ 2. Особенности эмоций.................|j-j?
§ 3. Виды чувств....................'цд
§ 4. Развитие эмоций и чувств у детей............;••••*
Глава XIII. Воля....................20"
§ 1. Общее понятие о воле................~
§ 2. Анализ волевого действия..............J^*
§ 3. Волевые качества личности..............~^
§ 4. Развитие и воспитание воли у детей...........(••;•
Раздел пятый. Психологические особенности личности.......
Глава XIV. Темперамент.................
§ 1. Понятие о темпераменте................ ~
§ 2. Физиологические основы темперамента..........~^L
§ 3. Характеристика темпераментов............
§ 4. Учет темпераментов детей в учебно-воспитательной......~
работе........ .............~^
Глава XV. Характер...................*"
§ 1. Понятие о характере.................~
§ 2. Черты характера..................уу>
§ 3. Формирование характера и пути его воспитания.......jjj™
Глава XVI. Способности..................
§ 1. Понятие о способностях и их природе...........~
§ 2. Виды способностей................^|1
§ 3. Способности и личность................<•>/?.
§ 4. Условия развития способностей у детей..........^.п
Раздел шестой. Основы возрастной психологии...........
Глава XVII. Введение в возрастную психологию.........~
§ 1. Общие закономерности психического развития........~
§ 2. Понятие возраста и возрастных особенностей........?9д
Глава XVIII. Развитие ребенка в раннем и дошкольном детстве . .
§ 1. Развитие ребенка в раннем и преддошкольном возрасте .... „~
§ 2. Развитие ребенка в дошкольном возрасте......... ^еп
§ 3. Готовность ребенка к обучению в школе......... ^5^
Глава XIX. Психологические особенности младшего школьника ....
" § 1. Общая характеристика возраста.............„Г^
§ 2. Учебная деятельность младшего школьника.........^5^
J 3. Особенности развития познавательных процессов........^5
§ 4. Формирование личности в младшем школьном возрасте . . . .
Глава XX. Психологические особенности подростка и старшего „_„
школьника....................
§ 1. Общая характеристика подросткового возраста........^яо
§ 2. Учебная деятельность и труд подростка..........„ял
§ 3. Формирование личности в подростковом возрасте . . . .
351
§ 4. Развитие эмоционально-волевой сферы и общения......288
§ 5. Интересы и способности подростков........... 290
§ 6. Некоторые психологические особенности старшего школьника . . . 292 § 7. Трудовая деятельность и выбор профессии старшими школьниками .....................296
Раздел седьмой. Основы педагогической психологии.........298
Глава XXI. Основы психологии обучения...........—
§ 1. Учение и его закономерности..............—
§ 2. Формирование у школьников научных понятий ....... 303
§ 3. Формирование активного, самостоятельного, творческого
мышления ....................307
§ 4. Индивидуализация обучения..............311
Глава XXII. Основы психологии воспитания..........314
§ 1. Общие закономерности формирования личности школьника ... —
§ 2. Психологические основы воспитательного воздействия.....320
§ 3. Роль коллектива в процессе воспитания..........326
§ 4. Психологические основы воспитательного воздействля труда . . . 329
§ 5. Индивидуальный подход в воспитании...........333
Глава XXIII. Некоторые вопросы психологии учителя.......338
§ 1. Личность советского учителя..............—
§ 2. Педагогические способности.............339
Некоторые методические указания к выполнению практических заданий 346 Литература.......................349

Цена: 150руб.

Назад

Заказ

На главную страницу

Hosted by uCoz