Математика

Физика

Химия

Биология

Техника и    технологии

Выразительные средства фильма-Н.Крючечников москва 1968 стр. 101
Выразительные средства фильма-Н.Крючечников москва 1968 стр. 101

ОТ АВТОРА
Если вы приобрели эту книжку с надеждой, что она научит вас обращаться с любительской кинокамерой, правильно определять выдержку при съемке, наводить на резкость, то есть элементарно грамотно снимать узкопленочные фильмы, то вы совершили ошибку. Это-не азбука любительского кино. Предлагаемая вашему вниманию работа рассчитана на подготовленного кинолюбителя. Она адресована тому владельцу кинокамеры, для которого изготовление первых фильмов, восхищавших родственников и знакомых только потому, что они узнавали себя на экране, является пройденным этапом. Книжка эта написана для тех, кто хочет заниматься самодеятельным кино всерьез и надолго и создавать фильмы, представляющие общественный интерес.
Помимо десятков тысяч кинолюбителей, снимающих в одиночку, в нашей стране существуют многие сотни самодеятельных киностудий, участники которых стремятся приобщиться к подлинному киноискусству. Мир профессионального кино, казавшийся еще совсем недавно далеким и недоступным рядовому человеку, раскрывает свои «тайны» перед многочисленной армией кинолюбителей. Овладение широких масс основами кинематографического искусства становится делом государственным. Программой партии, принятой XXII съездом, предусмотрено создание народных общедоступных киностудий, в работе которых мог бы принять участие любой трудящийся, имеющий к этому стремление и способности.
С широким развитием школьной и клубной киносети, а особенно с необычайным ростом телевидения перед кинолюбителями открываются заманчивые перспективы. Ведь и клубная сеть и телевиде-
1* 3
ние — это в основном узкая пленка. При относительно небольших размерах телевизионных экранов применение широкой пленки не дает заметного эффекта; вот почему фильмы для телевидения с успехом снимаются на узкой ленте. Таким образом, даже самый скромный обладатель простой и дешевой любительской кинокамеры получает возможность демонстрировать свои кинопроизведения народу.
Но для того чтобы создавать такие произведения, необходимо хорошо знать особенности киноискусства. На тысячу грамотных людей едва ли найдется один человек, умеющий писать ярко, выразительно, образно, то есть владеющий профессией литератора. Так и для того, чтобы стать настоящим кинематографистом, недостаточно владеть элементарной грамотой съемок. Кинолюбитель, желающий найти для своих фильмов большую аудиторию, должен не только знать, зачем и какую кнопку нужно нажимать при съемке, но уметь всесторонне использовать художественные возможности кинематографической техники: кинокамеры, объективов, осветительной аппаратуры, пленки и т. д.,— владеть навыками монтажа, композиции кадра и другими выразительными средствами кино.
К сожалению, в самодеятельном кино таких квалифицированных кинолюбителей пока что редкие единицы. Подавляющее большинство любительских фильмов еще очень далеки от произведений киноискусства. Даже в тех случаях, когда удается снять ценный, представляющий широкий общественный интерес материал, на экране мы видим, как правило, неряшливые по форме, скучные, порой даже малопонятные фильмы. Интересные замыслы так и остаются неосуществленными...
В среде кинолюбителей довольно прочно сложилось мнение что подлинное произведение киноискусства невозможно создать простыми техническими средствами кино. Появился даже особый тип «кинолюбителя», который свое свободное время тратит не на съемки, а на поиски дорогостоящей универсальной киноаппаратуры, с помощью которой якобы только и можно ставить настоящие фильмы.
Многим кинолюбителям, вероятно, невдомек, что такие^цедевры мирового кино, как «Броненосец «Потемкин» и «Мать», 'снимались киноаппаратурой значительно менее совершенной, чем большинство современных узкопленочных кинокамер. Наши крупнейшие кинодокументалисты Д. Вертов, М. Кауфман, И. Копалин, Э. Шуб и другие кинооператоры и режиссеры, работавшие еще в 20-х годах, не смели и мечтать о легкой ручной кинокамере с трехобъективной турелью, сверхширокоугольной оптикой и фотоэлектроэкспонометром, а нынешний кинолюбитель, имея узкопленочный аппарат такого типа (например, «Нева»), считает его недостаточно универсальным и ищет автоматический с трансфокатором и зеркальной наводкой. И находит. Потому что промышленность многих стран давно уже выпускает подобные суперуниверсальные любите ^ окне кинокамеры, оснащенные последними новинками кинотехники/
Некоторыми из них можно снимать, не заботясь об установке диафрагмы, скорости и даже наводке на резкость. Все это делается автоматически — знай нажимай кнопку. Основной потребитель такой продукции — богатый турист-буржуа, которому некогда думать о том, как снимать. Не случайно подобные киноаппараты прозваны немецкими кинолюбителями «Kamera fur Narren», тл есть камерьц для дураков. Из-за широкого применения автоматики они непомерно дороги.
Между тем даже самая простая узкопленочная кинокамера, стоящая всего несколько десятков рублей, в руках квалифицирован-
ного кинолюбителя может поистине творить чудеса. Примечательно, например что среди фильмов, отмеченных жюри на любительских конкурсах 1965 и 1966 годов в ГДР, Чехословакии и Югославии, были произведения, снятые простейшими 8-мм кинокамерами. Интересно, что среди этих фильмов были не только хроникальные, но научно-популярные и художественные, в том числе с участием актеров рисованные и кукольные.
'На III Всесоюзном смотре любительских фильмов (1966) был отмечен ряд кинопроизведений, снятых очень несложной узкопленочной аппаратурой, например, кинокамерами «Киев-16-С2». Лучшие из этих фильмов, поставленных на самодеятельных киностудиях и любителями-одиночками, от профессионального кино отличались только форматом пленки.
Для того чтобы добиться таких успехов, нужна не первоклассная техника (без нее можно обойтись), а владение точным, ясным, лаконичным и образным «языком» киноискусства.
Кинематография, несмотря на свою относительную молодость среди других искусств, накопила богатый арсенал художественных выразительных средств. О наиболее важных из них и рассказывается в этой книжке. Из всего несметного богатства автор отобрал лишь те выразительные средства кино, которые нетрудно реализовать в условиях любой самодеятельной киностудии. Основная цель этой работы — помочь киноколлективам в постановке художественных фильмов. Однако все разбираемые в книжке выразительные средства можно с успехом использовать и при съемке хроникально-документальных, а также научно-популярных фильмов, в которых монтаж, композиция кадра, свет, колорит и звук играют не менее важную роль, чем в постановочных фильмах с актерами.
Поскольку здесь рассказывается о выразительных средствах, осуществляемых самой простой съемочной техникой, автор полагает, что из этой работы может извлечь пользу также и кинолюбитель-одиночка, снимающий фильмы для узкого круга своих друзей и близких, "едь и «семейная хроника» смотрится с большим интересом и может „оставить подлинное эстетическое наслаждение, если она сделана с учетом выразительных возможностей кинокамеры и кинопленки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вы ознакомились с основными выразительными средствами кино, которые можно с успехом использовать при постановке фильмов на узкой пленке. Овладение этими основами поможет вам сократить дистанцию от первых опытов киносъемок до создания грамотных в техническом и художественном отношении фильмов.
Но для того чтобы стать творцом подлинных произведений киноискусства, этих элементарных знаний недостаточно. Те из вас, кто мечтает о серьезной работе в кинематографии, должны заняться глубоким изучением специальных трудов по мастерству кинодраматурга, кинорежиссера, оператора и других творческих профессий кино, следить за достижениями современного кино, постоянно обогащая свой опыт. А работа с этой небольшой книгой может послужить для вас лишь одним из первых этапов на сложном и большом пути в киноискусство.
СОДЕРЖАНИЕ
От автора................. 3
Восемь или шестнадцать?........... 6
Объектив — глаза кинозрителя ......... 11
Свет и цвет ................. 41
Кинокамера движется............. 53
Монтаж кинокамерой............. 65
Ножницы и клей............... 77
Слово, музыка, шум............. 87
Заключение................. 102

Цена: 150руб.

Назад

Заказ

На главную страницу

Hosted by uCoz