Математика

Физика

Химия

Биология

Техника и    технологии

Элементарная теория музыки-В.Вахромеев Москва 1959 стр.243
Элементарная теория музыки-В.Вахромеев Москва 1959 стр.243

ПРЕДИСЛОВИЕ
Второе издание учебника «Элементарной теории музыки» значительно переработано по сравнению с первым.
Если первое издание представляло собой пособие по элементарной теории музыки, предназначенное преимущественно для детской аудитории, то при переиздании автор поставил своей целью расширить рамки использования учебника и сделать возможным применение его также в музыкальных училищах и вечерних школах общего музыкального образования.
Сообразуясь с указанным, весь текст учебника подвергся существенному пересмотру, внесены некоторые дополнения, в отдельных случаях изложение содержания изменено в сторону большей конкретизации, уточнены некоторые формулировки, музыкальный материал примеров пополнен новыми образцами, в ряде глав уточнены вопросы для повторения и введены новые упражнения.
Как и в первом издании «Элементарной теории музыки», весь материал курса изложен в систематическом порядке с тем расчетом, чтобы учащиеся имели возможность самостоятельно находить в учебнике ответы на любые вопросы, касающиеся различных разделов теории музыки. В то же время в практической работе с учащимися автор настоятельно рекомендует педагогам исходить из общепринятого метода изучения элементов музыки, предполагающего установление взаимосвязи средств музыкальной выразительности на основе анализа примеров музыки.
В качестве музыкальных примеров в учебнике приводятся народные песни, образцы классической музыки, отрывки из произведений советских композиторов.
Кроме того, каждой теме учебника сопутствуют пояснительные нотные примеры-схемы.
В конце глав даны вопросы для повторения и материал для упражнений (устных, письменных и на фортепьяно), который рассчитан главным образом на домашние задания учащихся, но может быть использован и в классных занятиях.
Так как свободное время учащихся, остающееся от классных занятий, ограничено, а время, предназначенное учебным планом для теории
музыки обычно не допускает проведения в классе всех практических работ по освоению курса, можно рекомендовать в этих условиях следующий порядок прохождения материала. Разделы теории музыки, изучение которых опирается на слуховые навыки, следует связывать с прохождением курса сольфеджио. Практические упражнения для развития слуховых навыков надо проводить преимущественно в классе, а по другим разделам теории музыки давать учащимся материал для домашней работы, которая должна быть результатом самостоятельного и осмысленного усвоения учащимися пройденного на уроке.
Пожелания, замечания и вопросы, которые могут возникнуть у всех, кто будет пользоваться настоящим пособием, автор просит направлять по адресу: Москва, Мерзляковский пер., д. 9, Училище при Московской государственной консерватории, автору.
В. А. Вахромеев М.осква, 1958 г.
ВВЕДЕНИЕ
«Содержание музыки — это впечатления жизни, это мысли и чувства, выраженные в звуках»1.
Изложение содержания звуками (музыкой) подчиняется определенным правилам соотношений выразительных средств музыки. Эти правила сложились в результате многовековой народной и классической музыкальной практики.
Средства музыкального изложения и выразительности называются элементами музыки.
Учение об элементах музыки и их соотношении изложено в музыкально-теоретических дисциплинах; начальной из них является элементарная теория музыки.
Курс элементарной теории музыки служит задачам изучения основных элементов музыки вообще и мелодии в особенности.
Несмотря на то, что в целях обобщения знаний необходимые сведения о каждом элементе включены в отдельные параграфы и главы учебника, учащийся должен помнить, что в музыке отдельный элемент (лад, тональность, метр, ритм, интервал, аккорд и другие) выявляет свою выразительность лишь в связи с другими средствами (элементами) музыкального изложения.
Кроме основной задачи, о которой сказано выше, курс элементарной теории музыки преследует цель содействовать занятиям учащегося по специальности, помогая ему сознательнее усваивать музыкальный текст. Получаемые учащимся элементарные знания и навыки по разбору музыкального произведения (со стороны строения мелодии, а также отдельных частей музыкального произведения) вносят в самостоятельную работу учащегося по специальности большее разнообразие и в свою очередь помогают учащемуся правильно
1 Р. Г лиэр. О профессии композитора и воспитании молодежи. «Советская музыка», 1954, № 8, стр. 9.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие..........
Введение..........• • • • . у
5
Глава первая. Звук.
§ 1. Физическая основа звука ........ ~>
§ 2. Свойства музыкального звука -.....' -г
§ 3. Частичные тоны. Натуральный звукоряд .!."!' ft § 4. Музыкальная система. Звукоряд. Основные ступени и их
названия. Октавы......... i/v
§ 5. Музыкальный строй. Темперированный строй. Полутон и
целый тон. Производные ступени и их названия . ц
§ 6. Энгармонизм звуков..........'.12
§ 7. Диатонические и хроматические полутоны и целые тоны '. 12
§ 8. Обозначение звуков по буквенной системе . ... 14
Вопросы для повторения......... ц;.
Упражнения............ j^
Глава вторая. Нотное письмо.
§ 9. Нота. Длительности и их обозначения (начертания). Нотный стан............. . 19
§ 10. Ключи.............| 21
§ 11. Знаки альтерации........... 23
§ 12. Дополнительные знаки к нотам, увеличивающие длительность звуков............ 24
§ 13. Паузы.............. 25
§ 14. Запись двухголосия. Запись музыки для фортепьяно. Акколада. Запись музыки для ансамблей и хора .... 26
§ 15. Знаки сокращения нотного письма....... 30
Вопросы для повторения......... 33
Упражнения............ 34
Глава третья. Ритм и метр.
§ 16. Ритм. Основное и произвольное деление длительностей . 39
§ 17. Акцент. Метр. Размер. Такт. Тактовая черта. Затакт . . 44 § 18. Простые метры и размеры. Группировка длительностей в
тактах простых размеров......... 47
§ 19. Сложные метры и размеры. Относительно сильные доли.
Группировка длительностей в тактах сложных размеров . 50 § 20. Смешанные метры и размеры. Группировка длительностей
в тактах смешанных размеров........ 57
§ 21. Переменные размеры . ......... 62
§ 22. Синкопа.............. 63
§ 23. Группировка в вокальной музыке....... 66
§ 24. Темп............... 67
§ 25. Приемы дирижирования......... 69
§ 26. Значение ритма, метра и темпа в музыке..... '*
Вопросы для повторения........ 75
Упражнения....... ....'"
242
Глава четвертая. Интервалы.
§ 27. Интервал.............. 87
§ 28. Количественная и качественная величина интервалов. Простые интервалы. Диатонические интервалы .... 88 § 29. Увеличешше и уменьшенные интервалы (хроматические).
Энгармоническое, равенство интервалов..... 91
§ 30. Обращение интервалов..........* 92
§ 3*1. Составные интервалы.......... 94
§ 32. Консонирующие и диссонирующие интервалы .... 95
Вопросы для повторения......... 97
Упражнения............ 98
Глава пятая. Лад и тональность.
§ 33. Устойчивые звуки. Тоника. Неустойчивые звуки. Их разре-
решение. Лад............102
§ 34. Мажорный лад. Гамма натурального мажора. Ступени мажорного лада. Названия, обозначения и свойства ступеней мажорного лада........' . .103
§ 35. Тональность. Мажорные тональности диезные и бемольные.
Квинтовый круг. Энгармонизм мажорных тональностей . 107
§ 36. Гармонический и мелодический мажор.....113
§ 37. Минорный лад. Гамма натурального минора. Ступени минорного лада и их свойства........115
§ 38. Гармонический и мелодический минор. Тональности минора. Параллельные тональности. Квинтовый круг минорных тональностей.............117
§ 39. Одноименные тональности. Некоторые черты сходства и различия мажора и минора. Значение мажорного и минорного лада в музыке...........125
Вопросы для повторения.........12В
Упражнения............130
Глава шестая. Интервалы в тональностях мажора и минора.
§ 40. Интервалы натурального мажора и натурального минора . 134 § 41. Интервалы гармонического мажора и гармонического минора. Характерные интервалы........137
§ 42. Устойчивые и неустойчивые интервалы. Различие между устойчивостью и консонансом, неустойчивостью консонанса и диссонансом. Разрешение диссонирующих интервалов. Разрешение неустойчивых интервалов по тяготению . .138
Вопросы для повторения.........144
Упражнения....... .... 145
Глава седьмая. Аккорды.
§ 43. Аккорд. Трезвучие. Виды трезвучий. Консонирующие и
диссонирующие трезвучия. Обращение трезвучий . . .150
§ 44. Главные трезвучия в мажоре и миноре. Соединение главных
трезвучий..............152
§ 45. Побочные трезвучия мажора и минора. Трезвучия на ступенях натурального и гармонического мажора и минора . 154
§ 46. Септаккорд. Доминантсептаккорд и его обращения. Разрешение доминантсептаккорда и его обращений . . .156
§ 47. Вводные септаккорды. Септаккорд II ступени. Аккорды в
музыке..............158
Вопросы для повторения.........161
Упражнения............162
243
Глава восьмая. Лады народной музыки.
§ 48. Общие замечания........... 167
§ 49. Диатонические семиступенные лады народной музыки.
Пентатоника............. 171
§ 50. Перемеиные лады. Переменный параллельный лад и мажо-
ро-минор. Другие лады......... 177
Вопросы для повторения . ........ 179
Упражнения............ 180
Глава девятая. Родство тональностей. Хроматизм.
§ 51. Родство тональностей.......... 187
§ 52. Хроматизм. Альтерация.......... 188
§ 53. Хроматическая гамма. Правописание хроматической гаммы. 190
Вопросы для повторения ......... 192
Упражнения.......... .192
Глава десятая. Определение тональности. Транспозиция.
§ 54. Определение тональности......... 194
§ 55. Транспозиция............. 196
Вопросы для повторения......... 198
Упражнения............ 198
Глава одиннадцатая. Модуляция.
§ 56. Модуляция и отклонение......... 201
§ 57. Модуляция в родственные тональности . . . . . 202
Вопросы для повторения......... 205
Упражнения............ 206
Глава двенадцатая. Мелодия.
§ 58. Значение мелодии в музыкальном произведении. Мелодии
народной музыки (песни).........210
§ 59. Направления мелодического движения и его диапазон.
Проходящие и вспомогательные звуки...... 216
§ 60. Членение мелодии на части (общее понятие о музыкальном синтаксисе). Построение. Цезура. Период. Предложение. Каденция. Фраза. Мотив........ 219
§ 61. Динамические оттенки и их связь с мелодическим развитием. Обозначение динамических оттенков..... 220
§ 62. Разбор взаимодействия отдельных элементов мелодии на
примерах.............. 221
Вопросы для повторения......... 226
Упражнения............ 226
Глава тринадцатая. Мелизмы. Знаки некоторых приемов исполнения.
§ 63. Мелизмы: форшлаг, мордент, группетто, трель . . 230
§ 64. Знаки некоторых приемов исполнения...... 234
Вопросы для повторения.......' . 237
Упражнения............ 237
Краткий справочник музыкальных терминов....... 238
Указатель литературы............. 241

Цена: 150руб.

Назад

Заказ

На главную страницу

Hosted by uCoz