Математика

Физика

Химия

Биология

Техника и    технологии

Элементарная теория музыки-В.Вахромеев Москва 1962 стр.242
Элементарная теория музыки-В.Вахромеев Москва 1962 стр.242

ПРЕДИСЛОВИЕ
Второе издание учебника, «Элементарной -теории музыки> значительно переработано по сравнению с первым.
Если первое издание представляло собой пособие по элементарной теории музыки, предназначенное преимущественно для детской аудитории, то яри переиздании автор поставил своей целью расширить рамки использования учебника и сделать возможным применение era также в музыкальных училищах и вечерних школах общего музыкального образования.
Сообразуясь с указанным, весь текст учебника подвергся существенному пересмотру: внесены некоторые дополнения, в отдельных случаях изложение содержания изменено в сторону большей конкретизация, уточнены некоторые формулировки, музыкальный материал примеров пополней новыми образцами, в ряде глав уточнены вопросы для повторения и введены новые упражнения.
Как и в первом издании «Элементарной теории музыки», весь материал курса изложен в систематическом порядке с тем расчетом, чтобы учащиеся имели возможность самостоятельно находить в учебнике ответы на любые вопросы, касающиеся различных разделов теории музыки. В то же время в практической работе с учащимися автор настоятельно рекомендует педагогам исходить «з общепринятого метода изучения элементов музыки, предполагающего установление взаимосвязи средств музыкальной выразительности на основе анализа примеров музыки.
В качестве музыкальных примеров в учебнике приводятся народные ~ песни, образцы классической музыки, отрывки из произведений советских композиторов.
Кроме того, каждой теме учебника сопутствуют пояснительные нотные примеры-схемы. „
В'конце глав даны вопросы для повторения и материал для упраж^-: нений (устных, письменных и на фортепьяно}, который рассчитан главным образом на домашние задания учащихся, но может быть использован и в классных занятиях.
Так как свободное время учащихся, остающееся от классных занятий, ограничено, а время, предназначенное учебным планом для теории-
/ ' •" ' • " ' , ... '- ". .•• Л,' . , •:•••.
музыки обычно не допускает проведения в классе всех практических р» бот по освоению курса; можно рекомендовать в этих условиях следующий поряДок прохождения материала. Разделы теории музыки, изучение которых опирается на слуховые навыки, следует связывать с прохождением курса сольфеджио. Практические упражнения для развития слуховых "навыков надо проводить преимущественно в классе, а по другим разделам теории музыки давать учащимся материал для домашней работы. которая должна быть результатом самостоятельного и осмысленного усвоения учащимися пройденного на уроке.
* * *
/Пожелания, замечания и вопросы, котррые'могут' возникнуть у всех,
кто будет пользоваться настоящим пособием, автор просят направлять
но адресу: Москва, Мерзляковский пер,, д. 9, Училище при Московском
государственной консерватории, автору. ( i
' В. А. Ваяромес»
'Москва, 1958 г.
ВВЕДЕНИЕ
«Содержание музыки —это впечатления жизни, это мысли и чувства, выраженные в звуках»'.
Изложение содержания звуками (музыкой) подчиняется определенным правилам соотношений выразительных средств музыки. Эти правила сложились в результате многовековой народной и. классической музыкальной практики. '
Средства музыкального изложения и выразительности называются элементами музыки:
Учение об элементах музыки и их соотношении изложен^ в музыкально-теоретических дисциплинах; начальной из них является элементарная теория музыки.
Курс элементарной теории музыки служит задачам изучения основных элементов музыки вообще и мелодии в особенности.
Несмотря на то, что в целях обобщения знаний .необходи-мые сведения о каждом элементе включены в отдельные параграфы и главы учебника, учащийся должен помнить, что в музыке отдельный элемент (лад, тональность, метр, ритм, интервал, аккорд и другие) выявляет свою выразительность лишь в связи с другими средствами (элементами) музыкаль ного изложения.
Кроме основной задачи, о которой сказано выше, курс элементарной теории музыки преследует цель содействовать занятиям учащегося по специальности, помогая ему сознательнее усваивать музыкальный текст. Получаемые учащимся элементарные знания и навыки по разбору музыкального произведения (со стороны строения мелодии, а также етдель-. ных частей музыкального произведения) вносят рса^Ьстоя-тельную работу учащегося по специальности большее разнообразие и в свою очередь Помогают учащемуся правильно '
. ' Р. Г л не р. О профессии композитора я воспитании молодежи. «Советская музыка», \Щ J* 8, стр, 9,
СОДЕРЖАНИЕ '
Предисловие..............3
Введение . ..............;5
Глава первая. Звук.
§ 1. Физическая основа звука.........7
§ 2. Свойства музыкального звука....... . j
§ 3. Частичные тоны. Натуральный звукоряд.....' 8
§ 4. Музыкальная система. Звукоряд. Основные ступени и их •. .
• названия. Октавы . ..........10
§ 5. Музыкальный строй. Темперированный строй. Полутон и
целый тон. Производные ступени и их названия ... 11 -§• 6. Энгармонизм звуков . . . • . . -
К т гг---
7. Диатонические и хроматические полутоны и целые тоны § 8. Обозначение звуков по буквенной системе
Вопросы для повторения ........
Упражнения.....
12 12 14 15 16 Глава вторая. Нотное письмо.
§ 9. Нота. Длительности и их обозначения (начертания). Нотный стан..............19
§ 10. Ключи ..............21
§ 11. Знаки альтерации...........23
§ 12. Дополнительные знаки к нотам, увеличивающие длительность звуков.............24-
§ 13. Паузы..............25
§ 14. Запись двухголосия. Запись музыки для фортепьяно. Акколада. Запись музыки для ансамблей и хора . . . .26 § 15. Знаки сокращения нотного письма . . . . . . .30
Вопросы для повторения.........33
Упражнения ............34
Глава третья. Ритм и метр.
§ 16. Ритм. Основное и произвольное деление длительностей . 39>
§ 17. Акцент. Метр. Размер. Такт. Тактовая черта. Зата«т . . 4* § 18. Простые метры и размеры. Группировка длительностей в
тактах простых размеров . ........ 43'
§ 19. Сложные метры и размеры. Относительно сильные доли.
Группировка длительностей в тактах сложных размеров . 50 § 20. Смешанные метры и размеры. Группировка длительностей
в тактах смешанных размеров........57
§ 21. Переменные размеры . . . . • ... • . - 62
§ 22. Синкопа.............. 63
§ 23. Группировка в вокальной музыке . . . . ' . - . 66'
§ 24. Темп ... . . ........... 67
§ 25. Приемы ' дирижирования........ . 69
§ 26. Значение ритма, метра и темпа в музыке . . . . . 72'
< Вопросы для повторения . . . •..... 75
Упражнения . ...... .... 76
242
Глава четвертая. Интервалы.
§ 27. Интервал.............. 87
§ 28. Количественная и качественная величина интервалов. Простые интервалы. Диатонические интервалы . . . . 88 § 29. Увеличенные и уменьшенные интервалы (хроматтические).
Энгармоническое равенство интервалов . .... 91
§ 30. Обращение интервалов.......... 92
§ 91. Составные интервалы.......... 94
§ 32. Консонирующие и диссонирующие интервалы .... 95
Вопросы для повторения......... 97
Упражнения . . . ...... 98
Глава пятая. Лад и тональность.
§ 33. Устойчивые звуки. Тоника. Неустойчивые звуки. Их разрешение. Лад............102
§ 34. Мажорный лад. Гамма натурального мажора. Ступени мажорного лада. Названия, обозначения и свойства ступеней мажорного лада........., 103
§ 35. Тональность. Мажорные тональности диезные и бемольные.
Квинтовый круг. Энгармонизм мажорных тональностей . 107
§ 36. Гармонический и мелодический мажор.....113
§ 37. Минорный лад. Гамма натурального минора. Ступени минорного лада и . их свойства . .......115
§ 38. Гармонический и мелодический минор. Тональности минора. Параллельные тональности. Квинтовый круг минорных тональностей . . . . . . . . . . . . . . 117
§ 39. Одноименные тональности. Некоторые черты сходства и различия мажора и минора.-Значение мажорного и минорного лада в музыке............125
Вопросы для повторения . ........12S
Упражнения ........... . 130
Глава шестая. Интервалы в тональностях мажора и минора.
§ 40. Интервалы натурального мажора и натурального минора . 134 § 41. Интервалы гармонического мажора и гармонического минора. Характерные интервалы........ 137
§ 42. Устойчивые и неустойчивые интервалы. Различие между устойчивостью и консонансом, неустойчивостью консонанса и диссонансом. Разрешение диссонирующих интервалов. Разрешение неустойчивых интервалов по тяготению . . 138
' Вопросы для повторения ......... 144
Упражнения....... .... 145
Глава седьмая. Аккорды. . (
§ 43. Аккорд. Трезвучие. Виды трезвучий. Консонирующие и
диссонирующие трезвучия. Обращение трезвучий . . . 150
§ 44. Главные трезвучия в мажоре и миноре. Соединения главных
трезвучий.........'.....152
§ 45. Побочные трезвучия мажора и минора. Трезвучия на ступенях натурального и гармонического мажора и минора . 154
§ 46. Септаккорд. Доминантсептаккорд и его обращения. Разрешение доминантсептаккорда и его обращений . . ... 156
§47. Вводные септаккорды. Септаккорд II ступени. Аккорды в
музыке..............158
Вопросы для повторения.........161
Упражнения............ 162
243
"лава восьмая, лады «а|>»м..-.. . ,
§ 48., Общие ""Замечания . . . .........„.
§ 49. Диатонические семиступенные лады народной музыки.
Пентатоника . . ..........,171
§ 50. Переменные лады. Переменный параллельный лад я мажо-
ро-минор. Другие лады . . . . . . . . . 177
- - Вопросы для повторения .........- 179
Упражнения . . . . • ..i . . . . . . . 180
Глава девятая. Родство тональностей. Хроматизм.
§51. Родство тональностей ... . . . . . . .187
§ 52. Хроматизм. А'льтерация.......... 188
§ 53. Хроматическая гамма. Правописание хроматической гаммы. 190 Вопросы для повторения . . '-. . . . . . . 192
.........192
ЬОПрисю м-— --
Упражнения........
Глава десятая. Определение тональности. Транспозиция.
§ 54. Определение тональности . V . . •..... 194
§ 55. Транспозиция . . . . . . . . . . . . 196
Вопросы для повторения .... .^ .... 198
Упражнения . . . ...... . . . . . 198
Глава одиннадцатая. Модуляция.
§ 56. Модуляция и отклонение......... 201
§ 57. . Модуляция в родственные тональности..... 202
Вопросы для повторения ......... 205
Упражнения . . . . . . . ... . . 206
Глава двенадцатая. Мелодия.
§ 58. Значение мелодии в музыкальном произведении. Мелодии
народной музыки (п'есйи).........210
§59. Направления мелодического движения и его диапазон.
Проходящие и вспомогательные звуки . . . . . . 216
§ 60. Членение мелодии на части (общее покатав о музыкаль-яом синтаксисе). Построение. Цезур». Период. Предложение. 'Каденция. Фраза. Мотив........•
§ 61. Динамические оттенки и их связь с мелодическим развитием. Обозначение динамических 'оттенков . . . § 62. Разбор взаимодействия, отдельных элементов мелодии на
примерах ... ., . • . • •.....
' Вопросы для повторения .........—-
Упражнения . . . . •• '; ..... . . . 226
Глава тринадцатая. Мелизмы. Знаки некоторых приемов исполнения. § 63. Мелизмы: форшлаг, мордент, группетто, трель . . 230 § 64. Знаки некоторых приемов исполнения '.. . . .... 234
Вопросы для повторения . . . . . . . • • • 237
Упражнения . . . . .-.-''......237
Краткий справочник музыкальных терминов ,.......238
Указатель литературы . . . . . • . • • . • • • .241
219
220
221 226

Цена: 150руб.

Назад

Заказ

На главную страницу

Hosted by uCoz