Математика

Физика

Химия

Биология

Техника и    технологии

Учебник полифоний-Григорьев С Музыка, 1985. -304 с
Григорьев С., Мюллер Т. Учебник полифоний. 4-е изд. -Г-82 М.: Музыка, 1985. -304 с., нот.
Учебник полифонии, созданный педагогами Московской консерватория, получил широкое распространение в педагогической практике. В кем нашли отражение особенности закономерностей различных художественных стилей — строгого и свободного письма, а также русского народного многоголосия. Наряду с теоретическими разделами значительное место занимают практические задания.
ПРЕДИСЛОВИЕ (полифония как учебная дисциплина)
Цель учебного курса полифонии состоит в усвоении теории полифонического многоголосия и приобретении техники сочинения полифонической музыки. Таким образом, этот курс является одновременно теоретическим и практическим.
Курс разделяется на две части, из которых первая называется строгим письмом (строгим, стилем), вторая —свободны м письмом (свободным стилем). Эти названия частей курса соответствуют обозначениям, условно принятым в теории музыки для характеристики, с одной стороны, полифонии XV—XVI веков, с другой — полифонии последующего времени (в первую очередь полифонии Баха).
Такое разделение курса и содержание его частей во многом отражают существенные отличия строгого письма — художественного стиля хоровой полифонии a cappella, достигшего особой характерности и зрелости в XV—XVI веках, — от свободного письма — художественного стиля вокально-инструментальной и инструментальной полифонии, вершиной которого явилось творчество И. С. Баха. Эти отличия особенно ярко проявляются в области мелодико-тема-тической, ладогармонической и ритмической организации музыки, в принципах образования созвучий и многоголосной музыкальной ткани в целом. •
В учебном курсе строгого, а отчасти и свободного письма есть немало правил, которые либо часто обходились, либо вообще отсутствовали в художественной практике как строгого, так и свободного письма. Правила эти сложилась в музыкальной педагогике и представляют собой результат длительного, разностороннего отбора учебно-методических средств, способствующих овладению основами полифонического письма. Именно овладение основами полифонии, универсальными по отношению почти к любому музыкальному стилю, составляет главную цель учебного курса.
Однако такая цель нередко теряется в различных произвольных трактовках раздела строгого письма. Наряду с ошибочными попытками объявить его устаревшим и вообще ненужным, можно отметить еще две другие неверные точки зрения в этом вопросе. Первая связывает ^ последование частей курса я их содержание с необходимостью не только Отразить в учебной практике историческое последование двух стилей полифонии, но и как можно больше приблизить к ним характер работ учащихся. При таком подходе, который можно было бы определить как ложный историзм, вместо разностороннего изучения и надлежащей оценки выдающихся произведений минувших эпох часто получается вес-мысленное копирование отдельных черт того или иного полифонического стиля. редставители второй точки зрения требуют реформы, обновления и «оживле-
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие...... . .......,..........,....,. з
Введение
§ 1. Музыкальная ткань. Фактура.....,................. 5
§ 2. Одноголосное изложение....................... . . . 5
§ 3. Многоголосное изложение......................... 8
§ 4. Сравнительная характеристика типов многоголосия. Их взаимные связи................................... 16
§ 5. Сложное многоголосие ........................... 18
§ 6. Основные периоды истории полифонии (краткий обзор)'...... 21
'Раздел I ОДНОГОЛОСИЕ
Глава L Мелодия как составная часть полифонического многоголосия . . 22
§ 7. Мелодия.................................... 22
§ 8. Средства мелодической организации................... 22
§ 9. Общие закономерности строения мелодии......-...,...... 23
1. Звуковысотная линия......................... 23
2. Метр и ритм............................... 25
3. Ладотональность............................ 28
§ 10, Мелодика строгого и свободного письма............... 29
§ 11. Правила сочинения мелодий строгого письма............ 32
Задание.................................... 37
Раздел П ДВУХГОЛОСИЕ
Глава П. Простой контрапункт в двухголосии................. 38
§ 12. Общая характеристика.......................... 39
§ 13. Основной принцип контрапунктирования голосов......... 41
§ 14. Контраст голосов в полифонии..................... 41
§ 15. Единство голосов в полифонии..................... 49
§ 16. Технические приемы построения двухголосных соединений ... 51
§ 17. Сбзвучия в двухголосии ......................... 51
§ 18. Классификация интервалов....................... 51
§ 19. Совершенные консонансы........................ 52
§ 20. Несовершенные консонансы....................... 54
§ 21. Диссонансы................................. 55
300
§ 22. Звуки (голоса) диссонирующего интервала............. 55
§ 23. Классификация применения диссонансов............... 56
§ 24. Диссонансы на сильной доле такта................... 56
§ 25. Диссонансы на слабой доле такта.................... 58
§ 26. Диссонансы на относительно сильной доле такта.......... 59
§ 27.Камбиата ................................... 59
§ 28. Связанные консонансы.......................... 60
Задания.................................... 60
Глава Щ. Сложный контрапункт в двухголосии..............• • 60
§ 29. Простой контрапункт .',...,,.................... 60
§ 30. Сложный контрапункт .......................... 60
§ 31. Классификация сложного контрапункта............... 61
§ 32, Вертикально-подвижной контрапункт. Прямые и противоположные перестановки........................... 62
§ 33. Цифровое обозначение интервалов, необходимое для их сложения и вычитания............................. 65
§ 34. Сложение и вычитание интервалов. Интервалы положительные и отрицательные............................ 67
§ 35. Положительные и отрицательные движения голосов........ 68
§ 36. Двойной контрапункт........................... 71
§ 37. Показатель вертикально-подвижного контрапункта (Jv)..... 71
§ 38. Наиболее употребительные виды двойного контрапункта..... 74
§ 39. Двойной контрапункт октавы...................... 75
§ 40. Двойной контрапункт дуодецимы................... 80
§ 41, Двойной контрапункт децимы...................... 84
§ 42, Сложный показатель двойного контрапункта............ 87
§ 43. Горизонтально-подвижной контрапункт................ 89
Задания.................................... 93
§ 44, Краткие сведения об обратимом контрапункте........... 93
Глава IV. Имитация в двухголосии ,....................... 97
§ 45. Общие понятия об имитации....................... 97
§ 46. Строение имитации. Основные виды ее................ 99
§ 47. Сочинение имитаций............................. ЮЗ
Задание .................................... 105
Методические указания.......................... Ю5
§ 48, Вертикально-подвижной контрапункт в имитации. Бесконечные каноны и канонические секвенции первого разряда ...... 106
§ '49. Техника сочинения двухголосного бесконечного канона первого разряда...................,............. 109
§ 50. Техника сочинения двухголосной канонической секвенции
первого разряда, . , . ,......,................... 114
Задания...... ,............................. 119
Раздел Ш ТРЕХГОЛОСИЕ
Глава V. Простой контрапункт..........................• 120
§ 51. Общая характеристика .,.,.,.................... 120
301
§ 52. Условия применения созвучий...................... 122
Задания......,....................;........ ^
Методические указания.......................... 124
Глава VI Сложный контрапункт в трехголосии................. щ
§ 53. Общи характеристика.......................... 124
§ 54. Тройной контрапункт октавы ...................... Щ
Задания................................... . 130
Гмва УЛ. Имитация в трехголосии........................ щ
§ 55. Простая имитация......., ...................... 1зд
§ 56. Каноническая имитация.......................... l$j«
Задания................................... . 134
§ 57. Методические указания.......................... 134
Глава МП. Полифонические формы......................... ЦЙ
§ 58. Полифонический период......................... 138
§ 59. Полифоническая двухчастная форма.................. 139
Задания.................................... 144
| 60. Методические указания.......................... 146
§ 61. Полифоническая трехчастная форма.................. 148
Задание.................................... 151
§ 62. Методические указания.......................... 151
Раздел IV РУССКОЕ НАРОДНОЕ МНОГОГОЛОСИЕ
Глава ГХ. Полифония русской народной песни................. 156
§ 63. Общая характеристика .......................... 156
§ 64. Структура куплета.............................. 158
§ 65. Звукоряды, лады и интервалы...................... 163
§ 66. Цезуры и каденции............................. 172
§ 67. Вариационный цикл ..i.»*..».,.,,,.,.,.*,,!•,«* 17*
§ 68. Различные виды соотношения голосов ,,.,,.......,. . , . 173
§ 69. Трех-, четырех** пятиголосие в подголосочной полифонии. , . , . Ш
Задания ••,.,,,.,,,,•...•,..,,.,.•.,.......> 18*
Раздел V СВОБОДНОЕ ПИСЬМО
• - ' /•'
Глава X Общая характеристика двух- и трехголосия свободного
пнпьмя ,,,,..,, * ,,,,,,,,.,,,,,,,,,,.,.,,,•• 189,:
§ 70, Вводные замечания....,.....,.,................ -189
§ 71. Двухголрсне ..,..., f......................... 193^
§ 72, Трехголосна , ,. , 4 .,,..,,,..,.,.,,.......,,.,, 200
Раздел VI ФУГА
>'t'l',i
Глава XL Общая характеристика фуги..................• • • • 205 ,
« ' • , • :3
§ 73, Определения . ,.........,...........,.,,,,-,,, 205
§ 74.0 роли формы фуги ,........................... 205
/
Глава XII. Тема фуги , ,......,,.,,,,,,..,.,,,.,,...... 206
§ 75. Определение. Темы однородные и контрастные ,,,,,,,.,,. 206
§ 76. Ладотоналыня характеристика темы,.,,,..........., , 210
§ 77. Скрытое голосоведение I.,,,,,,,,,,,.,,.,,.,,,,,- 214
Задания..........,....,,,,,........,,,..,,, 216
§ 78. Методические указания.......................... 216
Глава XUL Ответ.................................... 216
§ 79. Определение................................. 216
§ 80. Реальный ответ.............................. . 217
§ 81, Тональный ответ.............................. 218
§ 82. Ритмические условия вступления ответа ............... 223
Задания.................................... 226
Глава XIV. Противосложение . .'.......................... 227
§ 83. Определение, Общая характеристика.................. 227
§ 84. Неудержанные противосложения.................... 229
§ 85. Удержанные противосложения.................... 230
Задания.................................... 235
Глава XV. Интермедия.........................---... 235
§ 86. Определение. Принципы развития.................... 235
§ 87. Тематическое содержание интермедии................. 236.
§ 88, Строение интермедии...........................• 243
§ 89. Выбор гармонического плана для интермедии........... . 246
Задания.................................... 248
Глава XVL Экспозиция трехголосной фуги на одну тему........... 249
„ ------ .......• ••---• 249
§ 91. Дополнительные проведения и контрэкспозшшя
- —------——«.в. ***** 1чг**ь*«<иМ11Л
§ 90. Определение. Общая характеристика
§ 91. Дополнительные проведения и контрэкспозшшя.......... 250
§ 92. Определение показателя вертикальной перестановки........
---- 253
Глава ХУЛ. Средняя часть однотомной фуги.
254 254
§ 93. Строение средних частей фуги ........,............
§ 94. Тональные планы средних частей.................... 257
§ 95. Перегармоинзации темы........."................ 259
Задание..................................... 260
Методические указания.......................... 260
§ 96. Стрела.................................... 260
Задания................ .................... 263
Глава ХУШ. Заключительная часть фуги......,....,,........ 263
§ 97, Общая характеристика.......................... 263
§ 98. Форма фуги в целом............................ 265
§ 99. Однотональные фуги............................ 273
Задание.................................... 278
§ 100. Анализ фугетты - образца для письменных работ......... 279
Задание................................... 282
§ 101, Методические указания ,........................ 283
Глава ХК. Двух- и четырехголосные фуги.......... .-......... 283
§ 102. Двухголосные фуги............................ ( 283
§ 103. Четырехголосные фуги . . . .......................' 284
Глава XX. Фуги с несколькими темами...................... 298
, § 104. Двойные фуги............................... 298
§ 105, Тройные фуги................................ 299

Цена: 150руб.

Назад

Заказ

На главную страницу