Математика

Физика

Химия

Биология

Техника и    технологии

Занимательная теория музыки-Виноградов Г
Виноградов Г., Красовская Е.
49 Занимательная теория музыки.— М.: Сов. композитор, 1991.—192 с.
ISBN 5-85285-067-5
Читателю хорошо знакомы такие книги, как «Занимательная физика», «Занимательная химия», «Занимательная биология». «Занимательная теория музыки» пополняет ряд этих изданий.
В доступной популярной форме знакомит она с основами музыкальных знаний, содержащихся в традиционном учебнике. Богатейший мир звуков рассматривается сквозь призму всеобщего закона симметрии, служащего единым стержнем для естественно-научного и гуманитарного способов познания, поэтому закономерно обращение авторов к лингвистике, бионике, математике, физике, химии, социологии. Именно это смещение в область других наук делает книгу увлекательной и углубляет эрудицию читателей.
Для педагогов и учащихся музыкальных учебных заведений, а также для широкого круга любителей музыки.
Предисловие
Авторы элементарной теории музыки считают, что книгу нужно начать с кратких сведений из области общей эстетики. Необходимость этого диктуется следующими соображениями.
1. Педагогическая практика показывает, что наша молодежь, в общем, стихийно стремящаяся к искусству, не задумывается над его теоретическими вопросами, не осознает значения и роли искусства, в частности музыки, в жизни общества и отдельной личности. Общеобразовательная школа только сейчас делает попытки ввести в программу обучения курс эстетики.
Естественно, что акцент ставится на самом эстетическом воспитании, особенно в младших классах, а не на теоретических вопросах эстетики. Что касается школьников старших классов, то обязанность педагогов всех специальностей учить их мыслить, самостоятельно делать выводы и заключения, приобщить к чтению не только беллетристики, но и популярной литературы по различным вопросам науки, искусства, этики, эстетики...
К сожалению, в наших библиотеках, читальных залах пока еще мало литературы, в которой сложные проблемы освещались в яркой и доступной форме. Мы можем назвать следующие книги: «Занимательная физика» Я. Перельмана, «Необычное литературоведение» С. Наровчатова, «Занимательные математические игры» Е. Гика, «Через задачи — к программированию» В. Касаткина, «Дерзание духа» А. Лосева, «500 музыкальных загадок» Я. Экерта *.
2. Как ни странно, в музыковедческих трудах как будто солидных, серьезных авторов до сих пор нет единого мнения о том, что является материальной основой искусства музыки.
С позиций нашего скромного педагогического труда мы не можем полемизировать с профессиональными философами и эстетиками. Позволим себе сослаться на книгу Н. Корыхаловой «Интерпретация музыки». Автор справедливо критикует некоторых зарубежных и советских специалистов, называющих нотный текст матери ал ьной основой музыки **. В результате нашего многолетнего общения с учениками подросткового возраста мы не раз наблюдали, что большинство из них делает ту же ошибку. Но все же из группы в пятнадцать — двадцать человек хоть один на вопрос: что является физическим материалом музыки — отвечает правильно — звук.
Когда говорят о современных достижениях науки и техники, иной раз упоминают: «...то, что теперь .известно любому школьнику, стало азбучной истиной, потребовало многих веков напряженной работы человеческой мысли, исследований, опытов, гипотез».
В нашем случае все наоборот: то, что понятно и бесспорно, правда не для любого школьника, а для самых смышленых из них, почему-то является проблематичным для целого ряда философов, эстетиков, искусствоведов (музыковедов) и прочих специалистов того же типа.
Итак, мы надеемся, что приведенные соображения о желательности и необходимости введения краткого очерка общей эстетики доказаны.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие.................... 4
Глава первая
Краткие сведения об искусствах различных видов....... 5
Глава вторая
О звуке...................... II
Глава третья
Музыкальная система................. 18
Глава четвертая
Нотное письмо.................... 29
Глава пятая
Ритм и метр................... . 39
Глава шестая
Глава без названия................. 56
Глава седьмая
Лад, тональность, гамма................ 00
Глава восьмая
Интервалы.................... 89
Глава девятая
Аккорды..................... 108
Глава десятая
Лады народной музыки................ 118
Глава одиннадцатая
Хроматическая гамма................ 128
Глава двенадцатая
Мелодия..................... 132
Глава тринадцатая
Модуляция.................... 141
Глава четырнадцатая
Транспозиция................... 147
Глава пятнадцатая
Мелизмы..................... 151
Глава шестнадцатая
Аббревиатура, или Знаки сокращенного нотного письма..... 158
Глава семнадцатая
Фактура..................... 163
Глава восемнадцатая
О музыкальной терминологии.............. 181
Послесловие.................... 184
Приложение.................... 186
Список использованной и рекомендуемой литературы..... 188

Цена: 150руб.

Назад

Заказ

На главную страницу