Математика

Физика

Химия

Биология

Техника и    технологии

Теория решения задач-Р.Бенерджи Москва 1972 стр.220
Теория решения задач-Р.Бенерджи Москва 1972 стр.220

В книге- сделана попытка аксиоматически построить теорию искусственного интеллекта. Используя аппарат алгебры и элементарные теоретико-множественные понятия, автор с единых позиций опи- -сывает задачи и методы решения, возникающие в различных областях умственной деятельности. Особое внимание уделено собственно теории решения задач, в частности стратегиям поиска решений, теории игр двух лиц и проблемам, Связанным 6 распоз- • Лаванйем образов и обучением понятиям.
Книга представляет интерес для математиков различных специальностей, а также для научных работников и инженеров, занимающихся теорией управления, распознаванием образов и математическим программированием. Она доступна студентам старших курсов.
Предисловие редактора перевода
Автор этой книги описывает «теорию решения задач» как объединение изучения эмпирических подходов и результатов с попытками унифицировать решение больших комбинаторных задач. Если бы автор сам придерживался сколько-нибудь строго своего определения, вероятно, можно было бы возражать против того, что теорий решения задач должна заниматься только комбинаторикой. Но на самом деле эта небольшая по объему книга затрагивает несколько крупных современных направлений исследований, не объединенных до сих пор одним названием, и изложение ведется на одном языке, с одних позиций. Демонстрация возможности такого единого подхода сама по себе является важным шагом в исследованиях.
К большим достоинствам книги, пожалуй, следует отнести позицию автора, который охотно делится своими соображениями относительно слабых мест или малой проработанности тех или иных алгоритмов и намечает пути последующих ис* следований. Такая позиция не может не импонировать читателю, начинающему работу -в данной области. Книга свободна от того, о чём хорошо сказал американский математик К. Ланцош: «Многие современные научные сочинения написаны неким полумистическим языком как бы специально для того, чтобы создать у читателя тягостное ощущение постоянного присутствия какого-то супермена». Вместе с тем эта книга не является легкой, хотя автор и говорит, что пользуется только элементарной частью аппарата теории множеств и математической логики. Это действительно так, но известный уровень математической культуры для чтения
книги просто необходим.
Заметно, что математическая сторона дела все-таки привлекает внимание автора в большей степени, чем собственно теоретико-системная, поэтому читатель, интересующийся методологией, пожалуй, будет разочарован, особенно после знакомства с такими книгами, как сбррник под редакцией Э. Фейгенбаума и Дж. Фельдмана «Вычислительные машины и мышление» (изд-во «Мир», М., 1967). Однако «Теория решения задач» выгодно отличается от этого сборника существенно более высоким уровнем строгости" изложения;
Оглавление
Предисловие редактора перевода .... ........... б
Предисловие автора к русскому изданию ............7
Предисловие.........................9
Глава 1. Введение.................... 15
1.L Поле деятельности................. 15
1.2. Общее описание основных моделей........... 21
1.3. Теоретико-множественный подход к распознаванию образов . 25
1.4. Построение книги................. 34
Глава 2. Задачи и методы их решения............. 35
2.1. Введение.................... 35
2.2. Некоторые свойства М-ситуаций........... 35
2.3. W-задачи и М-ситуации............... 38
2.4. Простой пример W-задачи: Ханойская башня ...... 43
2.5. Другой пример: Логик-теоретик........... 46
2.6. Стратегии и их описание.............. 50
2.7. Оценки: метод определения стратегий......... 54
2.8. Стратегии, основанные на Г'............. 59
2.9. Стратегии,'основанные на подцелях, — Универсальный решатель задач...............'.....62
2.10. Поясняющие замечания о поиске выигрышных последовательностей ................... 68
Глава 3. Игры и методы, их решения.............. 74
3.1. Введение.................... 74
3.2. Игровые ситуации и стратегии............ 75
3.3. Выигрышные решения в плоских играх......... 80
3.4. Пример — игры класса Ним............. 89
3.5. Другой пример — игры типа тик-так-то......... 91
3.6. Стратегии оценивания в плоских играх ......... 96
3.7. Стратегии, основанные на декомпозиции графа...... 105
3.8. Некоторые примеры построения стратегий ....... 117
3.9. Аппроксимация стратегий в играх типа тик-так-то.....120
3.10. Распознавание форсирующих ситуаций с помощью линейных оценок ....................127
Глава 4. Описание образов.................133
4.1. Введение....................133
4.2. Некоторые основные идеи и их обсуждение........135
4.3. Понятия — описательный язык............14Э
4.4. Алгоритм распознавания, использующий представления . . . 145
4.5. Конъюнктивные и простые понятия...........155
4.6. Обобщенный описательный язык; синтаксическая аксиоматика* 165
4.7. Другие описательные языки'!..'........... 183
Глава 5. Обучение и обобщение ........ .......188
5.1. Введение .....................188
5.2. Обучение конъюнктивным понятиям........... 189
5.3. Обучение простым понятиям............ . 194
5.4. Проблемы обучения и выделения признаков.......196
5.5. Обобщение — формирование понятия и описательные языки . 205
5.6. Обучение играм посредством обобщения — важность описательных языков..................212
Цитированная литература ................. 216
Библиография .................... 219
Именной указатель...............".....220
Предметный указатель..................221

Цена: 150руб.

Назад

Заказ

На главную страницу

Hosted by uCoz