Математика

Физика

Химия

Биология

Техника и    технологии

Методология развития научного знания-Сб. статей М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — 158 с
Методология развития научного знания-Сб. статей М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — 158 с

Методология развития научного знания/Сб. статей. Под редакции А. А. Старченко и Д. Шульце. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — 158 с
В сборник включены работы известных советских и немецких философ по широкому кругу проблем методологии, логики, науковедения. Рассма.™ ваемые вопросы .решаются с позиций диалектожо-матермалиотаческой гносеол* гни и имеют нелоередствещюе практическое значение" для' теории и практик управления наукой; - : .-' .г •...../ ' _ , . j . '
Сборник представляет интерес для научных работников, преподавател аспирантов и студентбв, занимающихся проблемами науковедения.
ПРЕДИСЛОВИЕ
В современных условиях научно-технической революции все большее внимание представителей естествознания, общественных и технических наук привлекают проблемы методологии науки. Важное место среди них отводится анализу структуры научных теории, соотношения различных уровней науки, прежде всего эмпирического и теоретического; вопросам обоснования научных теории. В последние годы усилия многих исследователей сосредоточены на выявлении внутренних закономерностей и структурных особенностей развития научных знаний, а также влияния логических, психологических, исторических и других факторов на темпы, направления научных исследований.
Настоящее исследование по методологии развития научного знания включает три взаимосвязанных раздела: логико-методологическая проблематика; науковедческие аспекты; методология ис-торико-научных исследований. В его подготовке принимали участие ученые Московского и Берлинского университетов, а также ученые Института истории естествознания и техники АН СССР и Института теории и организации науки АН ГДР.
Раздел по обще-методологическим аспектам развития научных знаний открывается статьей В. Ж. Келле о роли науки как особого вида духовного производства. Наука при этом рассматривается как единство конкретного и абстрактного труда, включающая различные типы складывающихся в процессе научной деятельности отношений. Среди них отмечаются: (1) технологические отношения по производству нового знания; (2) управленческие отношения, включающие определенные формы организации планирования научного труда; (3) внутринаучные организационно-нравственно-психологические социальные отношения, значение которых растет с возрастанием общественного значения науки.
Логический подход к анализу моделей развития научного знания представлен в статье Д. П. Горского и А. Л. Никифорова. V нему примыкает выявление методологической функции теории ар!\ментации в процессе интенсивного развития науки, осуществленное в статье А. А. Старченко. Дедуктивно-помологические мо-объяснения анализируются Н. Ц. Жамбалдагбаевым. Роль 'характеристик знания в развитии науки выявляет
с
СОДЕРЖАНИЕ
[реднсловие................. 3
Раздел I. Общеметодологические и историко-научные исследования
Келле В. Ж. Наука как вид духовного производства..... 5
И у л ьц е Д. Развитие новых областей знания и проблемы классифи-
j нации наук................12
Старченко А. А. О методологической функции теории аргументации 20 Ив лев Ю. В. Место логики в методологии научного познания . . 25 (Горский Д. П., Никифоров А. Д. Логический анализ моделей
развития научного знания ............ 34
(Вендель Г. Развитие организационных форм науки как объект исто-
рико-научных исследований............38
имофеев И. С. Проблема концептуализации историко-научного знания ............... ; : v 45
Раздел II. Развитие научного знания
П а р т а и X. Исследовательская ситуация как форма развития науки 55 Кузина Е. Б. К вопросу о роли негативных характеристик знания в
развитии науки............... 60
Кнооп Ф. Научное предсказание: логико-методологический анализ . 71 Хай ч В. О функциях вопроса в развитии научного знания .... 76 Вольф Я- Открытия и решения как факторы развития научного знания.................; 81
Раздел III. Логико-методологические проблемы
Войшвилло Е. К. Методологическое значение релевантной логики . 88 Смирнова Е. Д. Логика, научные идеализации и онтологические допущения ................ 94
Киреев Д. И. Проблема истины в теории суждения Гегеля и современность ................ 109
Меськов В. С. Некоторые вопросы научной систематизации . . . 118
Кузнецов В. Г. Интерпретация понятия «существование» в логике . 134 Жамбалдагбаев Н. Ц. О дедуктивно-помологических моделях
объяснения................ 147
Маркин В. И. Теорема полноты в .логике внутренних модальностей . 154

Цена: 150руб.

Назад

Заказ

На главную страницу

Hosted by uCoz