Математика

Физика

Химия

Биология

Техника и    технологии

Логика-Ивлев Ю. В. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 288 с.
Ивлев Ю. В.
!5 Логика: учеб. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 288 с.
ISBN 5-98032-316-3
Учебник соответствует программе курса логики для высших учебных заве* дений. В нем учтены последние научные разработки в этой области. В каждом разделе учебника приведены интересные упражнения, позволяющие легче усво>'. ить материал. ,;
Для студентов высших учебных заведений, учащихся гимназий, а также для всех желающих изучить логику шш усовершенствовать свои познания в этой науке.
УДК 16(075.8) .
ПРЕДИСЛОВИЕ
К ТРЕТЬЕМУ ИЗДАНИЮ
В последние десятилетия возрос интерес к логике в нашей стране и за рубежом. Логику стали преподавать на многих гуманитарных и естественно-научных факультетах традиционных университетов и других высших учебных заведений, а также в гимназиях. Это вызвано усложнением информационных процессов, в которые вовлечено большинство населения. В частности, расширение круга дисциплин, которые изучают в вузах, а также углубление их содержания, вызванное новыми научными результатами в соответствующих областях знания, требует повышения логической культуры как преподавателей, так и студентов. Обладая высокой .логической культурой, преподаватель ясно излагает материал, а студент легче его усваивает. Логическая культура позволяет лучше понимать содержание политических и иных жизненно важных концепций.
В сложившейся ситуации новые требования предъявляются и к содержанию учебных курсов логики. До сих пор в нашей стране, да и в некоторых других странах, преподают две логики: традиционную, основы которой заложил Аристотель, и современную. Традиционная логика -это логика, научное содержание которой ограничивается разработками, осуществленными в основном до середины XIX в. Изучение этой логики приносит пользу лишь при решении самых простых проблем. Сложные логические проблемы ей неподсильны. В середине XIX в. возник Новый раздел логической науки — символическая, или математическая, логика С 10-х годов XX в. методы символической логики стали применять для решения проблем логики традиционной, а также многих новых проблем, которые даже не могли быть поставлены традиционной логикой. Логика, в которой старые и новые проблемы решаются С использованием (иногда неявным) методов символической логики, называется современной.
Можно, конечно, поставить вопрос; почему в вузах преподаются две логики? Не преподаются же, например, две химии - химия ХЖ в. и химия XX—XXI вв. Причин такой ситуации несколько. Первая - это сложившаяся традиция. Вторая - недооценка логики и по этой причине краткость учебных курсов по этой дисциплине. Третья — отсутствие современных и в то же время простых для изучения и преподавания учебников. '' , ''
• - * -
Предлагаемая вниманию читателя книга является учебником по современной логике. Ее содержание апробировано автором I* мяогими преподавателями логики в течение длительного воемени. В данном учеб*
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие к третьему изданию . .......
Глава I. Предмет я змчешм логики..... § 1. Логика формальная и диалектическая.
§ 2. Из истории логики § 3. Значение логики .
II. Лопни • язык...............
§1. Язык как знаковая система.........
§2. Имена...............
§ 3. Семантические категории выражений языка
' ' '
Глава Ш.' .Лотка • методология. Основные методологические привцяпы дошсв.
§1. Место логики в методологии научного познания........ .'. . :;й
§ 2. Основные методологические принципы диалектической логики. . i-w J.S § 3. Основные методологические принципы формальной логики . . ...,.!^
ГлаваIV. Суждение. Вопрос. Норма . ,,,.,.............'....'. ^.^..л.1!
• .' А. Суждение . . •.;. .' . . .' .......•.....•.......?V.V':$f
§ 1. Простые суждения .. .• .'........ . .........--'^v' >•;$•
§ 2^ Сложные суждения ................-.•...•.,• .*);":'>--:';,.?,?i.
§ 3. Отношения между суждениями...........
§4. Отрицание суждений................
§ 5. Выражение суждений на языке логики предикатов. Язык логики i
тов.........................
Б. Логическая характеристика вопросов.......
В. Норма.........................
Глав*У. Умозаключение. .'. ... , ..... ...... ...., .. .' . . .;. .,., .;^М||
• ^Vi^j/ ;fi
• А. Дедуктивные умозаключения . ............... --''•:•,;;'
§ 1. Выводы логики высказываний................. v^
§ 2. Умозаключения, в которых выводы основываются как на связях I сказываниями, так и на внутренней структуре простых i Непосредственные умозаключения .........
' ' Категорический силлогизм.................... ||
Исчисление предикатов. Система натурального вывода
Пояснения '. ...... ............ .'.. .....
Семантические таблицы..................
Б. Индуктивные умозаключения................
§ 1. Обратная дедукция . . . ........... . ......
§2. Обобщающая индукция. . ..................
§3. Методы установления причинных связей между явлениями.
§4. Аналогия . .............. . . ..... . . . .
§5. Индукция и дедукция как методы познания. ........
286
Глава VI. Пошпяе .........................!..... 141
§ 1. Понятие как мысль особого вида. Логическая форма понятия. . . . .,, 141
§ 2. Признаки предметов и их виды..................... 144
§3. Содержание и объем понятия.................... . . 14S
§4. Виды понятий............................. 149
§5. Отношения между понятиями...................... 153
§6. Обобщение и ограничение понятий.......... ........ .158
Глава VII. Определение я классифмадая.................... 163
§1. Определение и приемы, сходные с определением........• • • • ">3
§2. Явные определения...........................169
§3. Неявные определения.......................... 171
§4. Правила определения. Ошибки в определениях............. 172
§ 5. Деление и его виды........................... 178
§6. Правила деления. Ошибки, возможные при делении......... . 180
§7. Классификация........................... . .' 183
Глава VIII. Логические н методологические основы аргументащш н квтмш . . . 194
§ 1. Аргументация и доказательство..................... 194
§2. Критика и опровержение........................ 199
§3. Стратегия и тактика аргументации и критики.............. 202
§4. Правила аргументации и критики, доказательства и опровержения ... 210
A. Правила по отношению к тезису. Возможные ошибки.........211
Б. Правила по отношению к аргументам. Возможные ошибки. . . ... 221
B. Правила и ошибки по отношению к форме аргументации н критики 230
Глава К. Формы развили звания....................... 244
§ 1. Проблема............................... . 244
§ 2. Гипотеза................................ 246
§ 3. Теория . . .............................. . 256
§4. Управленческое решение . . . ..................... 262
Понятие логической формы выработки управленческого решения. . . ,262
Схема логики выработки управленческого решения. ........ . . 266
Заключевне...............................'.:'•.. 277
Ответы в вепкяня .............................. . . 279
Литература................................... . 285

Цена: 150руб.

Назад

Заказ

На главную страницу

Hosted by uCoz