Математика

Физика

Химия

Биология

Техника и    технологии

Начальные сведения о рисунке и живописи-Э.М.Белютин Москва 1957 стр.100
Начальные сведения о рисунке и живописи-Э.М.Белютин Москва 1957 стр.100

РИСУНОК
Часто можно заметить, что человек, умеющий хорошо копировать с открыток и даже с картин, сам не в состоянии нарисовать или написать с натуры простейший предмет. Почему это происходит?
Перерисовывая изображенное дерево, дом, облако и т. д., рисующий занимается, по сути дела, перенесением с одного листа на другой различных линий и оттенков тона или цвета, из которых складывается изображение. Копируя, например, рисунок шара, он обычно делает круг и повторяет тушевку, то есть более или менее затеняет отдельные части круга и тем самым достигает впечатления объемности формы, которая была передана в оригинале художником. Рисующий не задумывается над тем, почему именно таким образом распределяется светотень, обозначен коп-тур, — работа его носит чисто механический характер. Но если перед ним положить настоящий деревянный шар, то он не увидит на нем пи четкой линии, обрисовывающей форму, ни знакомой тушевки. Шар представляет собой материальный трехмерный предмет. Наличие светотени на его поверхности позволяет глазу воспринимать его объем; этот объем необходимо построить на листе бумаги или на куске холста. В передаче на плоскости объемной формы и заключается основная задача как учебного рисунка, так и учебной живописи.
Необходимость найти соответствие между плоским листом и изображаемым на нем трехмерным предметом является, таким образом, главным затруднением для начинающего работать с натуры. Здесь возможны два пути. Рисующий может, придерживаясь того же приема, как при копировании с открытки, прежде всего наметить контурные очертания предметов, уловить и передать пятна теней, блики света. В этом случае он по-прежнему не будет отдавать себе отчета в том, что он рисует, чем определены в натуре те или иные светотеневые переходы и с какими особенностями строения данной формы они связаны. Подобный прием характерен, например, для так называемого контурного рисования.
Другой прием основывается на творческом подходе к искусству. Усилием своего воображения рисующий должен представить лист бумаги как бы имеющим глубину и в таком воображаемом пространстве изобра-
жать предмет, стараясь передать его реальную форму. Еще до того как начать рисовать или писать, художник составляет себе ясное представление о том, как устроена форма данного предмета, какое место занимает Он в пространстве относительно других окружающих его предметов, как располагается на нем светотень, благодаря которой воспринимается его объем. Короче говоря, каждая проводимая на бумаге линия, каждый мазок должны быть осознаны, должны служить построению формы. Здесь не может быть случайных линий, мазков, ничего не обозначающих точек, поставленных „для красоты", —все продумано, понято и сознательно построено художником в воображаемом пространстве листа.
Таковы два противоположных подхода к изображению формы на листе бумаги или холсте. Стремясь передавать природу как она есть на самом деле, художник изучает ее формы и тем самым познает окружающий его мир. Наоборот, воспроизводя лишь свои зрительные впечатления от предмета, добиваясь при этом даже правдоподобных изображений, художник, по существу, работает как копировщик, превращаясь в своего рода фотоаппарат. Каждый новый сделанный им рисунок не обогащает его никакими знаниями, ничему не учит. Поэтому в реалистическом искусстве возможен только первый путь — путь активного изучения окружающего нас мира. На нем основывалось творчество великих русских-художников — Александра Иванова, Репина, Сурикова, Серова, Врубеля и многих других мастеров. Но этот единственно правильный путь передачи природы определяет большой круг задач, который приходится решать, живописцу. „Живопись требует большого умственного труда, — писал Леонардо да Винчи, — потому что необходимость вынуждает ум живописца олицетворять собой ум самой природы и стать посредником между этой природой и искусством, изучая причины, вследствие которых мы видим предметы, и по каким законам это происходит". Только глубоко изучив законы натуры и законы искусства, художник может стать подлинным мастером своего дела.
Если сравнивать рисунок с живописью, то он может показаться более условным. Рисунок не передает цвета предметов, что не мешает, однако, нам воспринимать нарисованную сцену как вполне реальную, нарисованный предмет как вполне правдоподобный и соответствующий натуре. Такая убедительность графического изображения определяется тем, что рисунок обладает возможностью воспроизводить с помощью тона реальную форму, или, точнее сказать, строить ее путем воспроизведения характерных для этой формы светотеневых отношений. Ведь любой предмет, сцену мы видим потому, что они освещены. Свет делает возможным для нашего глаза восприятие окружающего, и это используется в рисунке, где с помощью различных оттенков светотени — тона — изображается на бумаге подобие реального предмета. Отвлекаясь от передачи цвета, художник посредством светотеневого рисунка может строже и последовательнее изучить форму предмета, понять ее строение, присущие ей особенности, или, как принято говорить, характер. Именно поэтому хоро-
СОДЕРЖАНИЕ
Рисунок ....................... 3
Живопись....................... 43-
Материалы рисунка и живописи. Оборудование рабочего места.................. 6&
Пояснения к иллюстрациям............ 72
Список иллюстраций................ 7&
Иллюстрации..................... 79

Цена: 150руб.

Назад

Заказ

На главную страницу

Hosted by uCoz