Математика

Физика

Химия

Биология

Техника и    технологии

Изготовление наглядных пособий по химии А.П.Панус Москва 1963 стр.51
Изготовление наглядных пособий по химии А.П.Панус Москва 1963 стр.51

Одной из крупнейших задач, намеченных в Программе КПСС, принятой на XXII съезде КПСС, является всемерное развитие химической промышленности, полное использование во всех отраслях народного хозяйства достижений современной химии, в огромной степени расширяющей возможности роста народного богатства, выпуска новых, более совершенных и дешевых средств производства и предметов народного потребления.
Для решения этой задачи необходимы кадры, прочно знающие основы наук, в частности химии, знакомые с современными ее достижениями, владеющие определенными умениями и навыками и готовые приложить свои силы в дальнейшем развитии химической науки и промышленности. Подготовке таких людей способствует обучение химии в средней школе как в процессе классных занятий, гак и разнообразной внеклассной работы.
В данном пособии отражен многолетний опыт внеклассной работы по химии, проводимой автором в средней школе. Описаны приемы обучения учащихся необходимым политехническим навыкам, организации и проведению лабораторных опытов и практических работ.
В данной брошюре учитель познакомится и с наглядными пособиями, сделанными членами химического кружка, и с подробным описанием способов их изготовления.
ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ХИМИИ
Работа на уроках химии, как показывают наблюдения, не может удовлетворить запросов и интересов всех учащихся, так как в каждой школе, в каждом классе есть ученики и ученицы, которые хотят знать больше, выполнять дополнительные практические задания. Особенно это желание проявляется при изучении основных химических производств. Учащиеся стремятся испытать свои силы в изготовлении как действующих приборов, так и макетов, дающих конкретное представление о современных химических производствах.
Творческие склонности школьников выявляются при создании не только макетов производств, но и других наглядных пособий, которые помогут лучше усвоить тот или иной материал, изучаемый на уроках химии. Кроме того, многие ученики интересуются постановкой опытов по анализу почв, удобрений, практическому использованию удобрений на колхозных полях.
Широко развернуть работу по изготовлению приборов и постановке опытов на уроках химии не удается. Это можно сделать на внеклассных кружковых занятиях. Здесь можно развивать творческие способности учащихся и .удовлетворять их любознательность; ученики могут здесь испытать свои силы и определить, на что они способны.
Во внеклассную работу мы вовлекаем не только тех, которые проявляют повышенный интерес к химии, но и учащихся, на первых порах мало интересующихся химией и имеющих по этому предмету невысокую успеваемость,— таких примерно половина состава кружка.
При правильной постановке работы в кружках дети создают материальные ценности, которые с успехом ис-
3 А. М. Пануо
пользуются в качестве наглядных пособий. Полученные в кружках знания они могут применить в колхозах, совхозах -и лабораториях.
Большая роль в постановке внеклассной работы принадлежит учителю — руководителю кружка. На первых занятиях основная задача его — увлечь и заинтересовать членов кружка, чтобы они четко и ясно представляли цель и задачи порученной им работы, чтобы работа соответствовала их желаниям и способностям. Лишь тогда можно рассчитывать на успех дела.
В работе кружка часто встречаются трудности, и тут учителю важно вовремя прийти на помощь учащимся и показать, что эти трудности лишь кажущиеся и их можно преодолеть.
Организуя работу кружка, учитель должен уметь выполнять все виды работ, чтобы оказать нужную помощь не только словом, но и делом. Для этого ему нужно предварительно самому хорошо изучить как теоретически, так и практически те работы, которые будут выполнять учащиеся.
Из своего опыта работы мы часто убеждаемся, что один и тот же ученик, занимаясь в кружках у разных руководителей, достигает неодинаковых результатов: у опытных руководителей он творит чудеса, а у неопытных ничего не создает и, разочаровавшись, прекращает посещать занятия.
При организации кружков необходимо вовлекать в них учащихся различных классов. Это дает возможность всегда иметь уже испытанных и опытных учеников, которые могут быть помощниками руководителя и бригадирами отдельных групп, что значительно облегчает работу.
Химический кружок при Веневской средней школе работает давно. В нем участвуют 18—20 мальчиков и девочек из VIII—X классов. В начале года я знакомлю учащихся с планом занятий. Подробно объясняю виды работ, указываю, сколько человек должны готовить то или иное пособие, и предлагаю по желанию объединиться в группы-бригады.
Для изготовления коллекции создается группа из трех человек, а для подготовки прибора или макета — от трех до пяти. Изготовление коллекций обычно поручается девочкам, а приборов и макетов — мальчикам. 4
Однако от такого распределения учащихся бывают отступления.
В химическом кружке занимаемся также и приготовлением реактивов.
Каждая группа снабжается соответствующей литературой, и ей дается одна-две недели на обдумывание плана работы. На последующих занятиях с каждой группой проводятся беседы, и при этом уточняются размеры пособия, материалы, из которых будет создаваться пособие, их оформление, уточняется список дополнительной литературы, определяется место изготовления приборов (какие части будут сделаны в лаборатории, а какие в школьной мастерской) и решаются различные другие вопросы. После таких бесед учащиеся приступают к работе.
Занятия кружка проводятся три раза в неделю, каждое из которых длится примерно три часа.
Опыт показал, что если заниматься один раз в неделю, то невозможно в течение года изготовить сложный макет или прибор, а это вызывает у учащихся разочарование. Но у нас не каждая группа работает три раза в неделю: это могло бы неблагоприятно отразиться на учебе школьников. Обычно на каждом занятии присутствовало не больше трех-четырех бригад, благодаря чему учителю легко руководить их работой и самому активно участвовать в изготовлении приборов.
* * *
Основное направление в работе нашего химического кружка — оказание помощи школе в оборудовании химического кабинета, чтобы в нем можно было выполнять все лабораторные и практические работы, эффективно ставить демонстрационные опыты, знакомить учащихся с основами химических производств. Не имея оборудованного кабинета по химии, немыслимо проводить политехническое обучение.
Создавая наглядные пособия и другое оборудование, я прививаю учащимся практические навыки и повышаю их образовательный уровень по химии.
Опыт работы показал, что привитие учащимся практических навыков нужно начинать с конструирования простейших приборов для проведения лабораторных и 2* 5

Цена: 150руб.

Назад

Заказ

На главную страницу

Hosted by uCoz