Математика

Физика

Химия

Биология

Техника и    технологии

Методика обучения химии-Кирюшкин Д. М М., «Просвещение», 1970,495 с. с илл.
Кирюшкин Д. М. и Полосин В. С.
К 43 Методика обучения химии. Учеб. пособие для пед. ин-тов. М., «Просвещение», 1970,
495 с. с илл.
Предлагаемое пособие для студентов педагогических институтов написано в соответствии с новой программой. Оно является одной из попыток соединить педагогическую теорию с педагогическим экспериментом. Авторы, используя как собственные работы, так и работы других исследователей, по-новому подходят к освещению вопросов методики преподавания химии в вредней школе.
ВВЕДЕНИЕ
Методика обучения химии выделилась в самостоятельную отрасль педагогической науки и стала развиваться в нашей стране после Великой Октябрьской социалистической революции, когда химия была включена в качестве обязательного учебного предмета в учебный план средней общеобразовательной школы. В связи с этим в учебные планы высших учебных заведений, подготавливающих учителей химии, был включен курс методики химии. Истоки важнейших методических идей обнаруживаются в научных и педагогических трудах великих русских химиков. Еще в первой половине XVIII в., когда химия представлялась ученым-естествоиспытателям как искусство делать опыты и описывать явления, М. В. Ломоносов ставил ее в ряд точных наук. Он высоко ценил роль теории в развитии наук о природе, впервые применил учение атомистов древних и средних веков в исследовании физических и химических явлений. В научных исследованиях он придавал большое значение физическому и химическому эксперименту и стремился к максимальной точности измерений, пользуясь в опытах по химии наиболее чувствительными по тому времени весами. Он придавал большое значение очистке веществ для определения их свойств.
М. В. Ломоносов сочетал теоретические исследования с решением практических вопросов большого государственного значения (открыл закон сохранения масс и написал руководство по металлургии). Этот великий учений был выдающимся педагогом и великим патриотом.
Выдающиеся русские ученые-химики правильно оценивали и развивали его идеи в своих научных и педагогических работах.
изучении нового
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ ОБЩИЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ
Введение.................
Глава L Содержание курса химии средней школы . ... . Знания, необходимые для понимания и усвоения периодической системы химических элементов . ........
Знания, необходимые для формирования основных химических понятий Связь обучения с жизнью, с практикой коммунистического строительства . . . . . '. '. . Учебный материал, необходимый для политехнического образования
Исторические сведения в курсе химии.....
Формирование мировоззрения учащихся .....
Научно-атеистическое воспитание ......
Последовательность изложения курса химии ,
Связь химии с другими предметами в процессе обучения Глава II. Методы обучения химии . . Глава III. Методы обучения, применяемые при
учебного материала *............
Методы наглядного. обучения . . . .
Применение ученического эксперимента при изучении нового учебного.
материала . . .... ... ,......, ...
Словесные методы обучения............
Глава IV, Методы, применяемые в процессе усовершенствования
знаний..................
Демонстрация химических опытов при повторении . . . ...
Демонстрация опытов при обучении применению знаний в учебной работе.................
Практические занятия по химии . . ,...... ,
Решение экспериментальных, задач.. . ... . . , ... ,
О развитии умений и навыков учащихся....... ....
Словесные методы при повторении . . . ... . . . .
Упражнения......... . . . . . ... .
Текстовые (качественные) химические задачи , . . . , Решение задач, содержащих арифметические расчеты ......
Глава V. Методы учета результатов обучения химии в средней школе Методы проверки знаний и умений учащихся . . . . . ,-,-'.
Учет результатов обучения на основе наблюдений на уроках . Глава VI. Организационные формы обучения химии . . . , ,
УрОки изучения нового учебного материала........
Содержание.................
Структура уроков ............ , ,
Общие суждения об уроке...........
Уроки изучения нового учебного материала и самостоятельные работы Уроки усовершенствования знаний и обучения их применению . .492
3
: 9
11
12
13
15
18 .
22 -
25
30
32
34 41
СЗ 78
Схема анализа лабораторных и практических занятий ..... 166
Программированное обучение........... 167
Причины возникновения программированного обучения . . . —
Экскурсии............v..... 175
Дополнительные факультативные и внеклассные занятия по химии в
средней школе............... 180
Виды и содержание внеклассной работы........ 184
Организация внеклассных занятий ...»...... 190
Глава VII. Научно-методическая работа учителя ; . . . . . 195
Составление годового календарного плана . •....... 196
Методические разработки тем . . . . » ... . . , . — '
ЧАСТЬ ВТОРАЯ,
ВВОДНЫЙ КУРС (первый год обучения химии) Глава I. Задачи и содержание вводного курса химии . . . . 205
Содержание вводного курса......... . ... — -
Последовательность изложения вводного курса химии .... . . . 208-
Развитие у учащихся умений и навыков .... . . . . 209
Глава II. Основные химические понятия . . . . . . . . 210
Предмет химии (первый урок по химии) . '» ... . . , . 211
Вещество и физическое, тело . . ... . . .... . . . . , 212
Физические свойства веществ......, . ... . . 213
Чистое вещество и смеси............. 215
Как объяснить различие свойств чистого вещества и смеси , , 216
Разделение смеси . .....;. . .-•_'. . • . . 219
План практической работы на тему «Очистка селитры от нерастворимых в воде примесей» . . . . . . . . ... 222
Химические явления. Первоначальные сведения об атоме . . . . 227
Физические и' химические явления . . . . . . . . . —
'Первоначальные сведения об атоме . , ,...... 228
Типы химических реакций ........... . . . 233
Реакции разложения -, ... . , . . . ,: . . . 234
Реакции соединения ............. 237
Реакции замещения . s........ • . . . 239:
Общая характеристика механизма химических реакций . . . ... 242
Химические элементы.............. 243
Простые и сложные вещества . . . ... . . • , . . 244 -
Масса атома и атомные массы элементов........ 245 .
Международное обозначение химических элементов . . . . , 246
Атомно-молекулярная теория ........ . . , . 247
Основные законы химии. Химический язык ... ь .... 248
Зако'н постоянства состава ........... —
: Химический язык . . . . . ... . . . . . . 250: '
-Закон сохранения массы веществ , . . . . . . . ; 256'
Значение закона сохранения массы . . . . . . . , . . 264
Глава III. Кислород. Озон. Воздух. Горение. Валентность . . . 268
Кясйррод.....„.......... , . •—
• : физические свойства кислорода....... . . . 268
Химические свойства кислорода . . . . . ... . ', 271
Окисление. Окислы . . . . . ... ... . " 273
Озон; . , , . . . . . ........ . . . .278
493
Воздух ,............ t ...... 279
Воздух в природе и использование его в промышленности . . 281
Горение.....г........._. . . _ .
Валентность............ . ... . .285.
Глава IV. Водород. Кислоты. Соли . . , . . . . . . 28?
Водород............. '.',•.'.'." —
Получение водорода $ лаборатории и изучение его свойств . . 292 Кислоты................. . ........ ... 295
Г л а в а V. Вода. Основания. Растворы......... 297
Вода.........•'•".-" 1. . . ; . . . >-•.•••—•
Основания.................. 300:
Растворы ... . ,........; .... —
Изменение растворимости твердых веществ при изменении температуры -302
Глава VI. Основания. Кислоты. Окислы. Соли . . . . . . 3"0'8'
Основания...... . . . ..;.;. . . . 316
Кислоты ,.............. . • \ 32.0
Окислы.....,...... . 827
Соли................;.'.". ".' 329
Ч А С Т Ь Т Р Е Т Ь Я
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ОСНОВНОГО КУРСА НЕОРГАНИЧЕСКОЙ И ОБЩЕЙ ХИМИИ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛ!
Глава I. Периодический закон и система химических элементов
Д. И. Менделеева . . ... ........333
Изучение периодического закона и системы химических элементов
{первый вариант, до ознакомления с электронной теорией) . . 334
Изучение периодического закона и системы химических элементов
(второй вариант на основе строения атомов) . . . . . . 345
Изучение периодической системы и ознакомление учащихся с электронной теорией строения вещества (третий вариант) . :. . .349-
Глава II. Строение вещества . . . . . .... , . 361
Строение атомов элементов малых периодов . . , .... 357 Строение атомов элементов больших периодов . . .... . 3§?
Глава III. Теория электролитической диссоциации .... .368
Значение темы в курсе химии, содержание и последовательность из-
ложения.................—.
Г л а в а IV. Галогены.............. $88
Хлор.................. s 38$
Бром. Иод. Фтор .......... . . ... р»
Общая характеристика галогенов как естественной группы химиче- |L^
ских элементов.............. *•"
Глава V. Подгруппа кислорода. Закономерности течения химических . * реакций............... «• < *"*•
• •• - - - • • - *u_
Сера.................... .-..fcfl*,-
Сероводород и сероводородная кислрта ........
Двуокись серы......г.......
Сернистая кислота и ее соли ..........
404
Серный ангидрид и серная_ кислота......... 407
Скорость химических реакций ... . •• • • • • • ' 411
Химическое равновесие............. 412
Производство, серной кислоты............ 4J5
Обзор элементов шестой группы...........
Глава VI. Азот и фосфор............
АЗОТ . . . .'..«-:..;.-•. „ • .- .• . ....
Аммиак, его состав и свойства.......... 419
Окислы азота........,..... 426
Азотная кислота...... • . . ... . . . 428
Общие понятия о химическом производстве........ 432
Фосфор................... 433
Соединения фосфора............. 436
Минеральные удобрения ...... .... , . . . . 437
Общая характеристика элементов группы азота . ... . . . 439
Глава VII. Углерод и кремний.......... 439
Углерод . . . а , . . •'........... 441
Окись углерода.............. 442
Двуокись углерода............. 443
Угольная кислота и ее соли........... 444
Круговорот углерода в природе . . ........ 445
Кремний . . . . . , ... . .. . . .. . • . . —
Соединения кремния . ... . . . . . , . . . 446
Коллоиды . . = ............... 447
. Силикатная промышленность........... 450
Общая характеристика элементов группы углерода..... 451
Глава VIII. Методика изучения металлов ........ 452
Общие сведения о металлах ............ 454
Сплавы....., , . . . . ....... 456
Глава IX. Щелочные и щелочноземельные металлы . . . . . 457
Щелочные металлы . .... . ... ........ . . . . —
Натрий и его соединения........... —
Калий и его соединения............ 459
Группа щелочных металлов............. —
Щелочноземельные металлы ........ . . . . 460
Глава X. Алюминий. Железо. Коррозия металлов. ..... 464
Алюминий..................—
Соединения алюминия . . . . . . . '. "'•. . . . 405
Железо ...»............... 467
Соединения железа . . . .. . . . . .'..... . . 468
Коррозия металлов ,........... 469
Элементы семейства железа............ 478
Глава XI. Металлургия . ... . ... . . . , , 479
Общие способы производства металлов . . . . . . . , —
Производство чугуна . . . . . . . . . . . . . . «481
Производство стали.......,......485
Основные проблемы черной металлургии........489
Производство алюминия . , . . , _. . . .... . 490

Цена: 150руб.

Назад

Заказ

На главную страницу

Hosted by uCoz