Философия

Русский язык

Словари

Художественная литература

Общественно-политическая литера

Учебник языка дари. Часть 1-Островский Б.Я."Восточная литература" , 1994. - 371 с.
Островский Б.Я.
7 Учебник языка дари. Часть 1. — М.: Наука. Издательская фирма "Восточная литература" , 1994. - 371 с.
ISBN 5-02-016614-b
Учебник рассчитан на студентов I курса востоковедных вузов, может быть также использован для самостоятельного изучения языка дари.
Учебник состоит из 30 уроков, содержащих объяснительный материал по фонетике, графике, морфологии, синтаксису, лексике, а также фрагментарно — по словообразованию и стилистике языка дари, упражнения и поурочные словари. Большинство уроков содержат тексты на бытовую и страноведческую тематику.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Язык дари (другие его названия: фарси, фарсй-кабули, аф-ганско-персидский и кабульско-персидский) относится к иранской группе индоевропейской семьи языков. Дари, персидский и таджикский являются тремя близкородственными языками, восходящими к классическому новоперсидскому языку (который также называют языком дари) , известному величайшими литературными шедеврами средневекового Востока. /
Дари — один кз двух (наряду с пушту или пашто) основных официальных языков Афганистана. На языке дари говорит бо'льшая часть населения северных и центральных провинций страны. Подавляющее большинство жителей столицы Афганистана г.Кабула также пользуется языком дари. Различается несколько территориальных диалектов дари, причем диалект Кабула (так называемый кабули) служит основой устно-разговорной формы языка. Характерной чертой языка дари является резкое отличие устно-разговорной его формы от литературно-письменной.
Значение языка дари в жизни Афганистана весьма велико. Дари — основное средство межнационального общения разноязыкого населения страны, основной язык делопроизводства и внешних сношений государства, язык богатых литературных и культурных традиций. Средства массовой информации Афганистана (центральные органы прессы, радиовещание и телевидение) в одинаковой мере пользуются обоими официальными языками — пушту и дари.
Предлагаемый учебник предназначен для начального этапа изучения языка дари. Он составлен в соответствии с программой по языку дари для первого года обучения, утвержденной на кафедре иранской филологии Института стран Азии и Африки при МГУ. Для лиц, желающих самостоятельно овладеть языком дари, он может быть использован как самоучитель.
Учебник ставит следующие цели:
В области фонетики и графики. Выработать У студентов правильное произношение и интонацию на языке дари (в условиях вуза предполагается использовать учебник в сочетании с составленным на его основе лингафонным курсом). Выработать у студентов навыки письма и чтения в оригинальной графике1.
В области грамматики. Дать студентам достаточно полные сведения по морфологии языка дари (к концу 'первого года обучения знакомство с морфологическим стро-.
1 При наличии нескольких достаточно употребительных вариантов написания в качестве основного варианта в большинстве случаев выбран рекомендуемый в брошюре "Орфография языка дари"(^5^Ц I ^j^ oWj ) под редакцией Пуйя Фарьяби (Кабул, 1984).
ем в основном завершается). Дать основные сведения по синтаксису простого и сложного предложения языка дари.
В области лексики и словообразования. Заложить основы активного лексического запаса в объеме до 1>500 слов, преимущественно на материале бытовой лексики. Сообщить студентам некоторые элементарные сведения по словообразованию языка дари (детальное знакомство со словообразованием, включая словообразование арабоязычной лексики, предусматривается на втором году обучения).
В области стилистики. По стилистике языка дари, представляющей при овладении этим языком наибольшие трудности, в предлагаемом учебнике даются лишь самые фрагментарные сведения (углубленное изучение стилистики предусматривается на старших курсах). Тексты учебника составлены на литературном языке, в ряде случаев (особенно в диалогах) несколько приближенном к разговорному. Учебник состоит из 30 уроков, каждый из которых рассчитан в среднем на одну учебную неделю. Последний урок предназначен для повторения всего материала, пройденного на первом году обучения.
Автор глубоко признателен преподавателям и сотрудникам кафедр иранской филологии Института стран Азии и Африки при МГУ и Восточного факультета СПбГУ, принявшим участие в обсуждении учебника и сделавшим ценные за-
СОДЕРЖАНИЕ
1
Общие сведения о звуковом составе и ударении. Звуки дари, не отличающиеся от соответствующих русских звуков. Согласные л, Ш, ж, &. Гласные и к у. Согласный у. Словарь.
Уро К 2
Общие сведения о грамматике. Простейшее предложение с глаголом-связкой. Употребление местоимения ин в роли определения. Вопросительные предложения с местоимениями ки и чи. Гласный а. Указательное местоимение ан. Вопросительные предложения с союзом йа. Словарь.
УРОК г....................... is
Гласные е и о. Употребление наречия бесйар. Употребление союзов -о и уа. Употребление обстоятельства места. Гласные § и о. Предложение с глаголом-связкой в отрицательной форме. Общий вопрос и ответ на него. Словарь.
Урок 4....................... 24
Общие сведения о графике. Буквы, не соединяющиеся с последующими буквами. Буквы v V ои «i* • Обозначение кратких гласных в середине слова. Некоторые сочетания букв. Буквы О и ^5. Чтение букв J я iS • Сочетания букв, имеющих
форму зубца. Удвоение согласных и его обозначение. Обозначение гласных в начале слова. Словарь.
Урок S....................... 34
Согласные х и/z. Употребление частицы haM. Личные местоимения. Спряжение глагола-связки. Употребление предлога аз.
Буква t . Буквы ?.,?.,?.» ?_. Управление прилагательных
дур и наздик. Буквы Ц1" и ц? . Чтение буквы j после ? . Словарь.
Урок 6....................... 45
Замечания о знаках препинания. Раздельное и слитное написание слов. Буква f . Буквы J , ^ и ,_?* . Замечания о слитном и раздельном написании внутри слова. Вопрос о причине и
367
ответ на него. Глагол-связка под ударением. Спряжение глагола lj^-ib в настоящем времени. Замечания о переводе предложений с глаголом jj^-ib на русский язык. Словарь.
Урок 7 ............ ........... 59
Согласные г и к. Буквы i_i и (jj . Согласные и ' . Буквы ?. и ?. . Буквы (j* . i_r" . i> и Ji . Обозначение согласного ' . Знак / "тануин"/. Словарь.
Урок 8 ....................... 70
Алфавит дари. Изафетная конструкция с качественным определением. Обозначение изафетного показателя на письме. Притяжательное определение. Произношение некоторых сочетаний со-
гласных в конце слова. Текст (_^*-Ь . Пояснения к тексту. Словарь.
Уро к 9 ...... . ........ ' ......... 81
Цифры и числительные до 20 . Сочетание существительного с количественным числительным и местоимением Дл» . Определе-
v
ние-наименование. Вопросительное местоимение |»1лГ~ . Неко-
торые особенности обозначения конечных гласных. Названия дней недели. Квалификативное определение. Количественные прилагательные. Замечания о фонетических вариантах слов. Относительное определение. Замечания о переводе изафетных конструкций на русский язык одним существительным. Замечания о переводе на дари русских прилагательных, образован-
ных от географических названий. Текст ol^-JUJl . Пояснения
к тексту. Употребление наречия Ьс5~ в изафетной конструкции. Словарь.
Урок 10 ........................ 97
Однородные определения. Неоднородные определения. Определение к существительному, выступающему в роли определения.
Изафетные предлоги. Текст AJU. . Пояснения к тексту. Словарь.
Урок 11 ....................... 109
Слитные местоимения. Правописание слитных местоимений. Образование форм сравнительной степени прилагательных и наречий. Синтаксическое употребление форм сравнительной степени. Числительные от 21 до 100. Сочетание числительного с существительным в роли именной части сказуемого . Поряд-
ковые числительные. Термины родства. Текст 368
Урок 12 ....................... 125
Общие сведения об образовании форм множественного числа существительных. Формы множественного числа существительных с суффиксами -ha и -ан . Согласование и несогласование с существительным в числе. Форма множественного числа существительных с суффиксом -от. Местоимения ••-«jb и ,»l»j' . Формы мно-
жественного числа существительных с суффиксами -ин, -ун,
^ _ 2?
-джссп. Текст U ^jjj . Пояснения к тексту. Словарь.
Урок 13 ....................... 139
Форма превосходной степени прилагательных. Формы множественного числа существительных, образованные посредством внутренней флексии. Замечания о значениях форм множественного числа существительных. Текст Jj^ . Пояснения к тексту. Словарь .
Урок 74 ....................... 151
Общие сведения о глагольных формах. Инфинитив простого глагола. Спряжение простых глаголов в сЬорме простого прошедшего времени. Интонация глагола-сказуемого в предложении. Оформление обстоятельств и дополнений, указывающих направление действия. Значение глаголов О-^Я и jj^-ib в форме про-
стого прошедшего времени. Обороты, употребляемые при сопоставлении двух событий во времени. Приставочные глаголы. Спряжение приставочных глаголов в форме простого прошедшего времени. Слеварь.
Уро к 15 ....................... 165
Сложные глаголы. Составное количественное определение. Употребление слова ^ . Названия частей суток. Обозначение времени. Глаголы, употребляемые тол*ко с прямым дополнением. Текст ?;О" . Пояснения к тексту. Словарь.
Урок 16 ....................... 180
Объектный послелог. Общие условия употребления объектного послелога. Возвратное местоимение. Некоторые случаи употребления объектного послелога. Словарь.
Уро к 17 ....................... 189
Артикль. Некоторые случаи и способы выделения объекта. Некоторые обороты, употребляемые при встрече и прощании. Текст AL>r> • Пояснения к тексту. Словарь.
У рек 18 ....................... 203
Числительные свыше ста. Афганские названия европейских месяцев. Обозначение дат. Сведения об афганском календаре. Рамочные конструкции. Текст 7ejl>" . Пояснения к тексту. Словарь .
369
Урок 19 ......... . . ............ 217
Прошедшее процессуальное время. Спряжение простых глаголов в форме прошедшего процессуального времени. Спряжение сложных глаголов в форме прошедшего процессуального времени. Спряжение приставочных глаголов в форме прошедшего процессуального времени. О передаче действия в прошлом. Прямая и
косвенная речь. Текст i/1!)-5 • Пояснения к тексту. Словарь.
Урок 20 ....................... 233
Основа настоящего времени. Спряжение глаголов в форме на-стояще -будущего времени. О значении форм настояще-будуще-
го времени. Текст JL, . Пояснения к тексту. Словарь.
Урок 21 ........... • ............ 246
Общие сведения о наклонениях. Спряжение простых глаголов в форме повелительного наклонения. Спряжение сложных глаголов в форме повелительного наклонения. Спряжение приставочных глаголов в форме повелительного наклонения . Некоторые
формулы вежливости. Текст O>iLj' . Пояснения к тексту. Сло-варь.
Уро к 22 ....................... 259
Спряжение глаголов в форме аориста. Спряжение глаголов в форме прошедшего времени сослагательного наклонения. Спря-
жение глагола (У^Ь в формах повелительного и сослагательного наклонения. Способы выражения вероятности и предположения. Сочетания с глаголом ^X-^'I^J'. Словарь.
Урок 23 ............... , ....... 270
Придаточное предложение цели. Употребление форм аориста при некоторых модальных глаголах. Употребление форм аориста в
косвенном приказании. Сочетания глагола (j^-J Ь с личными
формами глаголов. Безличные обороты с модальными глаголами. Словарь .
Урок 24 ....................... 280
Форма страдательного залога простых и приставочных глаголов . Форма страдательного залога сложных глаголов. Текст
, oU-*JliJl J* lSjl-*Jb J •— -*'jj . Пояснения к тексту. Словарь.
Урок 25 ........ ............... 291
Краткая форма глагола-связки. Общие сведения о перфектных формах глагола. Спряжение глаголов в форме перфекта. Неко-
торые случаи употребления перфекта. Текст оЦ-<Ь . Пояснения к тексту. Словарь.
370
Урок 26 ........................ 304
Формы аориста в самостоятельном употреблении. Употребление форм аориста при модальных оборотах с глаголом-связкой. Некоторые значения форм простого и процессуального прошедшего
времени. Некоторые формулы вежливости. Текст 61~й-< . Пояснения к тексту. Словарь.
Урок 27 ....................... 320
Спряжение глаголов в форме будущего литературного времени. Общие сведения о сложноподчиненных предложениях с придаточными определительными. Соотносительные слова в придаточном определительном. Употребление артикли при слове, определяемом придаточным определительным. Употребление в придаточном определительном форм сослагательного наклонения. Словарь.
Урок 28 ....................... 334
Спряжение глаголов в форме преждепрошедшего времени. Употребление форм преждепрошедшего времени в простом предложении. Употребление форм преждепрошедшего времени в некоторых типах сложноподчиненных предложений. Особенности употребления глаголов состояния. Словарь.
Урок 29 ....................... 345
Общие сведения об условном периоде . Условный период с реальным условием. Условный период с нереальным условием.
Текст О b*^J . Пояснения к тексту. Словарь.
Урок 20 ............. ' .......... 359

Цена: 150руб.

Назад

Заказ

На главную страницу

Hosted by uCoz