Философия

Русский язык

Словари

Художественная литература

Общественно-политическая литера

Английский язык в картинках-И.А.Ричардо Москва 1992 стр.542
К ЧИТАТЕЛЮ ЭТОЙ КНИГИ
Ни для кого не является большим секретом, что предисловия к книгам зачастую не читаются вообще или в лучшем случае удостаиваются беглого просмотра. Желательно, чтобы в данном случае эта достаточно краткая вступительная часть избежала подобной участи.
Хочется надеяться, что человек, обративший внимание на данное издание, решил всерьез заняться изучением английского языка. В силу этого ему необходимо: а) знать, какое именно пособие ему предлагается, какова его методика и в чем его достоинства; б) ознакомиться с требованиями, предъявляемыми к обучающемуся; в) получить самые краткие сведения по проблеме «Человек и его речь».
Предлагаемое пособие составлено по весьма оригинальной методике с включением иллюстраций и поясняющих текстов. Оно может быть использовано как начинающими, так и продолжающими изучение английского языка, в том числе и как полезный вспомогательный материал в дополнение к пособиям, базирующимся на иных подходах к изучению иностранных языков.
Эта книга ведет обучающегося от понимания элементарнейших вещей к осознанию самых глубинных явлений как внешнего, так и внутреннего мира человека. В нее включены сведения по самым различным областям человеческих знаний — от механики до философии, социологии, политики,— и все это излагается простым, не
отягощенным грамматическими сложностями языком, что и делает пособие особенно ценным для людей, желающих овладеть живой английской речью. Здесь обучающийся полностью огражден от присущих нашим учебникам «русско-английских» вкраплений. В данном пособии нет места тому стилю, который учащиеся достаточно ехидно окрестили «учебничным языком».
Хотелось бы особо отметить, что предлагаемое издание выгодно отличается от большинства учебников, составленных в нашей стране за многие десятилетия на основе грамматико-переводного метода, согласно которому процесс обучения сводился к заучиванию набора грамматических правил и приобретению довольно слабых навыков перевода. Результат подобной практики оказался весьма плачевным, и об этом можно сказать словами одного из ведущих американских ученых — Чарльза Фриза, специализирующегося по методологии и психологии преподавания, а также много сделавшего в области практической лингвистики: «Человек может обладать большим объемом информации о языке и совсем не уметь использовать этот язык».
Теоретическая грамматика и квалифицированный перевод, представляющий собой ценную профессию, являются самостоятельными дисциплинами в лингвистике, но овладеть ими можно лишь в результате поэтапного изучения языка, при котором практическую грамматику следует давать строго дозированно и не превращать ее в самоцель. Она должна плавно входить в общую ткань языка, с тем чтобы постепенно стать его прочным скелетом. Именно этому принципу и следуют авторы пособия.
Необходимо заранее предупредить читателя, что изучение иностранного языка — дело достаточно трудоемкое: это длительный процесс постепенного наращивания знаний и языковых навыков. Тот, кто обучался игре на музыкальных инструментах или занимался спортом
V!
профессионально, прекрасно поймет вышесказанное. Поэтому широко рекламируемые ныне предложения обучить иностранному языку за два месяца, за две недели или даже за пять дней представляются анекдотическими. Это не что иное, как беззастенчивая эксплуатация естественного стремления человека достичь результате" в наикратчайший срок, но здесь уместно напомнить известную английскую пословицу: «Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи».
Ян Амос Коменский (1592—1670), насколько известно, первым стал целенаправленно использовать картинки в книгах для начального обучения чтению и иностранному языку. Он открыл свой учебник (John AmosComenius. OrbisPiclus. Nurnberg, 1657) картинкой, воспроизведенной на последних страницах данного пособия. Весьма поучителен диалог, который сопровождает эту картинку: Учитель. Отрок, учись быть мудрым. Ученик. Что значит быть мудрым?
Учитель. Понимать правильно, поступать правильно и говорить правильно обо всем, что нужно знать.
Всю свою жизнь мы не прекращаем учиться тому, как говорить правильно, понимать правильно, поступать правильно и, наконец, думать правильно. В этой непрерывной цепи попыток найти ответы на непрестанно возникающие вопросы язык людей является важнейшим звеном.
Никто не знает, когда и где начала зарождаться человеческая речь. Она, вероятно, развивалась медленно, разными путями и в разных человеческих сообществах. Очевидно лишь одно: только тогда, когда люди развили в себе способность общаться между собой посредством слов, они стали тем видом, который обрел название Homo sapiens (человек разумный). Неизвестно, с чьей легкой руки в обиход многих современных европейских языков вошли выражения «первая древней-
шая профессия», «вторая древнейшая профессия». Но существуют достаточно веские основания полагать, что первейшей из древних профессий было обучение языкам.
Развитие речи повлекло за собой и изменения в физиологии человека: мощный импульс к формированию и последовательному развитию получили отделы головного мозга, ответственные за речь. Неоспоримой является определяющая роль речи в обретении человеком влияния на окружающую среду, на других людей и на себя. Можно сказать, что именно речь сделала человека человеком.
Вслед за устной речью на путь длительного и сложного развития вступил язык письма. В начале письменный язык, как представляется, в основном являлся способом регистрации событий. Первые великие сказания и поэмы сохранялись в умах и памяти поэтов и переходили из уст в уста, прежде чем были записаны и дошли таким образом до следующих поколений. Изначально религиозные учения самых разнообразных конфессий, к примеру, буддизм и христианство, шли от слова, и лишь позже последователи Будды и Христа «вложили» слово в письмо. Даже Сократ, хотя и использовал книги, полагал, что обучение должно идти через устное слово и пример учителя.
В последующие века в процессе многоступенчатой эволюции письменный язык преобразовался в один из основных инструментов познания. Сквозь века прошло изречение философа, ставшее пословицей во многих языках мира: «Познай себя и ты познаешь весь мир». Именно через чтение и размышления о прочитанном мы начинаем понимать, насколько наши идеи и устремления зависят друг от друга, равно как и то, насколько зависят друг от друга люди и их сообщества.
Процесс изучения иностранного языка — явление, включающее множество аспектов: от обретения простых
VIII
автоматических навыков до восприятия абстрактных, концептуальных и этических понятий — и все это всего лишь в одном предложении. В идеале подготовка должна постепенно доводиться до высшей степени эффективности, обеспечивающей одновременное вовлечение сотен артикуляционных изменений и грамматическо-лексических выборов всего лишь за одну минуту. В силу всех этих причин нельзя ожидать чудесного разрешения всех проблем успешного обучения, опираясь лишь на какую-либо одну методику. Брать знания необходимо отовсюду и совершенствовать их всегда.
В настоящее время в нашей стране все большее распространение получают оригинальные (исполненные носителями языка) аудио- и видеокурсы английского языка. Магнитофон, а лучше видеомагнитофон или даже компьютер — это ваши первейшие помощники при изучении языка как с преподавателем (а квалифицированный преподаватель при всех условиях все-таки остается центральной фигурой), так и при самостоятельной работе. Весьма полезным будет также прослушивание курсов английского языка, ежевечерне транслируемых британской радиовещательной компанией Би-Би-Си.
Вместе с тем не следует пренебрегать и таким, простейшим на первый взгляд, приемом, как прослушивание записей песен, исполняемых популярными английскими и американскими певцами. Слух исподволь настраивается на мелодику и интонирование языка, а слово или даже отдельные фразы легче запоминаются через песню. Здесь, правда, нужно учесть, что, во-первых, для подобных прослушиваний необходимо отбирать только тех исполнителей, которые владеют если не идеально отточенной, то достаточно четкой дикцией. Во-вторых, особенно на первых порах, лучше прослушивать мелодии в медленном и среднем темпах. Для учебных целей мало пригодны столь многочисленные сейчас рок-группы. Более полезными для нас скорее могут ока-

Цена: 150руб.

Назад

Заказ

На главную страницу

Hosted by uCoz