Математика

Физика

Химия

Биология

Техника и    технологии

История экономических учений-Ядгаров Я.С. М.: ИНФРА-М, 1999. - 320 с
Ядгаров Я.С. j
История экономических учений: Учебник для вузов. 3-е издание. — • М.: ИНФРА-М, 1999. - 320 с. \
N 5-86225-779-9
Учебник продолжает замысел, во многом реализованный автором в! вышедших ранее двух изданиях — сначала в «Экономике» (1996) и затем'1 в «ИНФРА-М» (1997): содействовать с деидеологизированных и неклас-сово-формационных позиций знакомству с особенностями эволюции те-j еретических направлений, течений и школ экономической мысли; способствовать формированию всесторонней профессиональной культуры экономиста.
В отличие от предыдущих изданий структура учебника существенно приближена к логике и последовательности положений новой учебной программы по дисциплине. В этой связи его содержание не только переработано, но и дополнено новой тематикой.
Предназначен для студентов экономических специальностей вузовч Может быть полезен всем, кто самостоятельно изучает историю экономических учений или стремится совершенствовать свои знания в этой
ОГЛАВЛЕНИЕ
От автора....................................................................................................7
Тема 1. Предмет, метод и структура курса истории
экономических учений...............................................................9
§1. Почему изучают историю экономических учений...................9
§2. О структуре курса истории экономических учений............... 10
Вопросы и задания для контроля........................................... 12
Список рекомендуемой литературы ....-................................... 12
Раздел первый
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ ДОРЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
Тема 2. Натурально-хозяйственная экономическая мысль
древнего мира и средневековья .............................................. 13
§1. Экономическая мысль древнего мира..................................... 13
§2. Экономическая мысль средневековья..................................... 16
Вопросы и задания для контроля...........................................21
Список рекомендуемой литературы ...............,.......................21
Тема 3. Меркантилизм — экономическая мысль периода
зарождения рыночных экономических отношений.............. 22
§1. Предмет и метод меркантилистской школы
экономической мысли ............................................................. 22
§2. Особенности раннего и позднего меркантилизма.................25
§3. Историческое значение меркантилизма..................................27
Вопросы и задания для контроля...........................................29
Список рекомендуемой литературы.......................................29
Раздел второй
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ НЕРЕГУЛИРУЕМЫХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Часть первая КЛАССИЧЕСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ
Тема 4. Общая характеристика классической политической
экономии....................................................................................30
§1. Что такое классическая политическая экономия...................30
§2. Этапы эволюции классической политической экономии.....33
§3. Особенности предмета и метода изучения классической
политической экономии..........................................................37
Вопросы и задания для контроля...........................................40
Список рекомендуемой литературы.......................................40
Тема 5. Первый этап эволюции классической политической
экономии...................................................................................4
§1. Экономическое учение У.Пстти...............................................4
§2. Экономическое учение П.Буагильбера....................................4(
§3. Ф.Кенэ — основоположник учения физиократов..................4'
§4. Экономическое учение А.Тюрго ..............................................5|
Вопросы и задания для контроля ........................................... 5J
Список рекомендуемой литературы....................................... 5
Тема 6. Второй этап эволюции классической политической
экономии. Учение Адама Смита..............................................б1
§1. Предмет и метод изучения...........,............................................ 6
§2. Особенности теоретических разработок..................................6
Вопросы и задания для контроля ........................................... 6!
Список рекомендуемой литературы....................................... 6'
Тема 7. Третий этап эволюции классической политической j
экономии................................................................................... 7CJ
§1. Экономическое учение Д.Рикардо...........................................70
.'. §2. Экономическое учение Ж.Б.Сэя..............................................7(3
§3. Экономическое учение Т.Мальтуса......................................... 83
Вопросы и задания для контроля...........................................89
Список рекомендуемой литературы....................................... 89
Тема 8. Четвертый этап эволюции классической политической }
экономии....................................................................................9Q
§1. Экономическое учение Дж.С.Милля....................................... 9С
§2. Экономическое учение К.Маркса............................................ 9]
Вопросы и задания для контроля ......................................... 1 id
Список рекомендуемой литературы..................................... 1 Ц
Часть вторая
ПРОТИВНИКИ КЛАССИЧЕСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ
Тема 9. Концепции реформ экономистов-романтиков.....................
§1. Экономическое учение С.Сисмопди...................................... 1 и
§2. Экономическое учение П.Прудона........................................ 12q
Вопросы и задания для контроля ......................................... Ill
Список рекомендуемой литературы..................................... 133
Тема 10. Антирыночпые доктрины социалистов-утопистов............. 134
§1. Общая характеристика утопического социализма
первой половины XIX в......................................................... 134
§2. Экономические воззрения Р.Оуэна, К.Сен-Симона j
и Ш.Фурье............................................................................... 13
Вопросы и задания для контроля......................................... 14!
Список рекомендуемой литературы..................................... 14;
Тема 11. Историческая школа Германии............................................ 143
§1. Общая'характеристика немецкой исторической школы ..... 143
§2. Методологические особенности исторической
. школы Германии .................................................................... 146
Вопросы и задания для контроля ......................................... 149
Список рекомендуемой литературы..................................... 149
Часть третья
МАРЖИНАЛИЗМ. ФОРМИРОВАНИЕ НЕОКЛАССИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
Тема 12. Общая характеристика маржинализма ................................ 150
§1. Что такое маржинализм и «маржинальная революция»...... 150
§2. Особенности этапов «маржинальной революции»............... 153
Вопросы и задания для контроля ......................................... 157
Список рекомендуемой литературы..................................... 157
Тема 13. Субъективизм теорий первого этапа «маржинальной
революции»........................................................................... 158
§1. Экономическое учение К.Мспгера........................................ 158
§2. Экономические воззрения О.Бсм-Баверка и Ф.Визера....... 164
§3. Маржинальные концепции У.Джевопса и Л.Вальраса........ 170
Вопросы ,и задания для контроля......................................... 173
Список рекомендуемой литературы..................................... 174
Тема 14. Формирование неоклассического направления
экономической мысли как второй этап «маржинальной революции»........................................................................... 175
§1. Экономическое учение А.Маршалла..................................... 175,
§2. Экономическое учение Дж.Б.Кларка..................................... 180
§3. Концепция общего экономического равновесия
В.Парето.................................................................................. 185
Вопросы и задания для контроля......................................... 188
Список рекомендуемой литературы ..................................... 189
Раздел третий
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ РЕГУЛИРУЕМЫХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Часть первая
ЗАРОЖДЕНИЕ ТЕОРИЙ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ ОБЩЕСТВА НАД ЭКОНОМИКОЙ И РЫНКА С НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИЕЙ '
Тема 15. Возникновение социально-институционального
направления экономической мысли.................................. 190
§1. Общая характеристика институциопализма.......................... 190
§2. Концепции реформ основоположников
ипституционализма................................................................ 193
Вопросы и задания для контроля......................................... 198
Список рекомендуемой литературы..................................... 199
Тема 16. Теории рынка с несовершенной конкуренцией ................ 200
§1. Теория монополистической конкуренции Э.Чемберлина... 201 §2. Экономическая теория несовершенной конкуренции
Дж.Робинсон.......................................................................'.... 209
Вопросы и задания для контроля......................................... 211
Список рекомендуемой литературы..................................... 212
Часть вторая
ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
Тема 17. Ксйисианство......................................................................... 213
§1. Экономическое учение Дж.М.Кейнса................................... 214
§2. Неокейнсианские модели государственного
регулирования экономики..................................................... 221
Вопросы и задания для контроля......................................... 224
Список рекомендуемой литературы..................................... 224
Тема 18. Нсолибсрализм....................................................................... 226
§1. Концепция социального рыночного хозяйства.................... 227
§2. Чикагская школа монетаризма............................................... 231,
Вопросы и задания для контроля ......................................... 23
Список рекомендуемой литературы..................................... 23
Часть третья
ЭВОЛЮЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ДОКТРИН ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
Тема 19. Концепция неоклассического синтеза................................. 23
§1. Зарождение концепции «неоклассического синтеза».......... 23
§2. О новых версиях концепции «неоклассического синтеза» .. 23'
Вопросы и задания для контроля......................................... 23;
Список рекомендуемой литературы..................................... 23
Тема 20. «Олимп» современной экономической мысли:
«Экономикс» П.Самуэльсона.............................................. 23;
§1. Основные вехи научной биографии ...................................... 23
§2. Краткий очерк истории экономических доктрин................. 24:
§3. «Ветер перемен» П.Самуэльсона............................................ 24
Вопросы и задания для контроля......................................... 24J
Список рекомендуемой литературы..................................... 24
Примечания................................................................;.......................... 24
Тестовые контрольные вопросы по дисциплине.............................. 29
Примерный перечень экзаменационных (зачетных) билетов
по курсу «История экономических учений».......................
Важнейшие термины и понятия......................................................... 31
Моим родителям — Ядгаровым Семену Михайловичу и Софии Николаевне— посвящается
От автора
В данном, третьем издании учебника, как и в предыдущих двух, изложение материала осуществлено с нетрадиционных теоретико-методологических позиций. Нетрадиционных в том смысле, что в нем исключен идеологизированный принцип характеристики эволюции экономической мысли и поэтому отсутствует деление теорий экономистов на «западную», «буржуазную», «пролетарскую» и т.п. Кроме того, в структуре учебника экономические учения различных эпох, этапов и периодов классифицируются не по клас-соио-формационному критерию, а по критерию перерастания натурально-хозяйственных отношений в рыночные экономические отношения, в том числе регулируемые государством.
Учебник подготовлен на базе значительного числа первоисточников, в числе которых труды крупных авторитетов современности в области экономической науки, включая нобелевских лауреатов по экономике. Это, по замыслу автора, позволит читателю, с одной стороны, познакомиться с непосредственными теоретическими суждениями так называемых классиков и неоклассиков либо кейнсианцев и неолибералов, а с другой — лучше осмыслить различные оценки и интерпретации творческого наследия предста-нителей основных школ и направлений экономической мысли.
Из 20 тем, выделенных в учебнике, первая посвящена вопросам предмета и метода изучения истории экономических учений и особенностям структуры этой учебной дисциплины. Вторая и третья темы охватывают экономические учения дорыночной эпохи. С 4-й но 8-ю тему речь идет об эволюции классической политической экономии, а с 9-й по 11-ю — о творческом наследии противников этого направления экономической мысли. Сущность маржинализ-ма и особенности формирования неоклассического направления экономической мысли рассматриваются с 12-й по 14-ю тему.
Наконец, с 15-й по 20-ю тему излагается новейшая история экономической мысли, своеобразие которой заключается в обосновании институциональных концепций социального контроля общества над экономикой, теорий рынка с несовершенной конкурен-

Цена: 150руб.

Назад

Заказ

На главную страницу

Hosted by uCoz