Математика

Физика

Химия

Биология

Техника и    технологии

Сборник задач и практических упражений по астрономии-Б.А.Воронцев Москва 1974 стр.270
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие к шестому изданию............. 5
Введение........................ 7
I. Интерполирование (задачи 1 — 10)......... Ю
II. Небесная сфера (задачи 11—33).......... 15
III. Системы небесных координат (задачи 34—100) 19 IV. Кульминация светил. Определенно географической широты и координат небесных светил (задачи
101 — 169).................... 32
V. Рефракция (задачи 170—188).......... 40
VI. Видимое движение Солнца (задачгт 189—217) 43
VII. Определенно времени и долготы (задачи 218 — 302) 46
VIII. Календарь (задачи 303—324)........... 60
IX. Восход и заход светил (задачи 325—303)..... 62
X. Прецессия (задачи 364—380)........... г>8
XI. Задачи, решаемые с помощью небесного глобуса
(I—XIV)....................- 71
XII. Движение планет (задачи 381— 460)...... 76
XIII. Параллакс и аберрация (задачи 407—506) .... 93
XIV. Земля (задачи 507—574)............ 100
XV. Движение и фазы Луны (задачи 575—619) .... 111
XVI. Затмения (задачи 620—654)............ 11(5
XVII. Тяготение (задачи 655—733)..........^ • • 122
XVIII. Астрономические приборы и методы (задачи 734 —
805)....................... 132
XIX. Луна (задачи 806—826).............. 1/l3
XX. Планеты (задачи 827-874)............ I'**»
XXI. Кометы (задачи 875—910)............. *51
XXII. Метеоры и метеориты (задачи 911—944)...... 157
XXIII. Солнце (задачи 945—991)............ 164
1* Я
XXIV. Движения и природа звезд (задачи 992—1084) 171
XXV. Двойные звезды (задачи 1085—1123)...... 187
XXVI. Переменные звезды и новые звезды (задачи 1124—
1154)..................... 197
XXVII. Строение Вселенной (задачи 1155—1176) .... 204
XXVIII. Смешанный раздел (задачи 1177—1200) .... 210 XXIX. Задачи по космонавтике (задачи 1201—1229) , , , 214
Ответы и решения..................... 221
Приложении....................... 256
ПРЕДИСЛОВИЕ К ШЕСТОМУ ИЗДАНИЮ
Предыдущие издания настоящего сборника задач и практических упражнений по общей астрономии были, в сущности, первыми учебными пособиями такого рода в мировой литературе. Через тридцать лет после выхода в свет сборник был издан в 1969 г. в Оксфорде в переводе на английский язык, и зарубежные его рецензенты отмечали, что по изданию учебников и пособий Советский Союз стоит впереди стран Запада.
Наш сборник предназначен для развития активности учащихся и более глубокого усвоения курса общей астрономии, т. е. элементарных основ астрономии. Он рассчитай на курсы общей астрономии, читаемые на физико-математических и географических факультетах педвузов и университетов. В некоторой мере этот задачник может быть использован в гидро-метеорологических, мореходных и подобных им вузах и техникумах, а также любителями астрономии для самообразования.
Во всех главах выделен круг задач, которые прямо соответствуют школьному курсу астрономии. Это задачи I концентра, тогда как задачи II концентра ближе к программам и возможностям вузов. Прошлые издания нашего сборника, дающие к тому же материал для проведения и практических измерений, доступный ранее лишь в немногих обсерваториях, широко использовались учителями школ как для классной, так и для кружковой работы но астрономии и космонавтике. Мы обращаем особое внимание учителей на знакомство учащихся (по материалам в приложении) с распространенными методами астрофизических измерений, имеющими широкое применение в астрофизической практике.
За 11 лет, прошедших со времени предыдущего издания сборника, появились небольшие задачники и практикумы, расширившие круг предложенных нами практических заданий. К сожалению, в них часто встречаются задачи, сформулированные нечетко, расплывчато или двусмысленно, не позволяющие учащимся дать точный ответ. В предыдущих изданиях указывалось, какие источники нами использовались. Здесь мы прибавили еще «Задачи для юного космонавта» А. В. Ротаря (изд-во «Просвещение», Москва, 1965). Задачи, принадлежащие автору сборника, мы отметили буквами В В в скобках. Их около 300. Источники других, по-видимому, оригинальных задач, мы также отмечаем в скобках.
Перед каждой главой сборника дается краткая теория и приводятся соответствующие формулы. Такие введения, отмеченные цифрами I и II, соответствуют задачам первого или второго концентра. Иногда представлен только один из них, когда глава содержит только легкие задачи (в пределах школьного курса), либо, наоборот, задачи, требующие непременно больших знаний.
К настоящему изданию весь текст был пересмотрен с учетом современных достижений науки. Задачи по космонавтике имелись в большом числе и в предыдущем издании. Здесь мы их дополняем главой XXIX.
Для того чтобы наряду с шестым изданием сборника можно было бы пользоваться и предыдущими (что на практике часто бывает необходимо), номера задач оставлены прежними, а новые задачи вынесены в последнюю главу. Большую работу по проверке задач и ответов к ним в предыдущих изданиях проделали проф. П. П. Паренаго и М. А. Борчев.
ВВЕДЕНИЕ (Как решать астрономические зацачи)
Задачи, помещенные в разделах сборника под заголовком «Первый концентр», требуют знаний в объеме программы средней школы. Под заголовком «Второй концентр» помещены более трудные задачи; однако сведения из математики и физики, необходимые для их решения, редко выходят за пределы элементарной тригонометрии и физики.
Материал сборника по характеру своему делится на задачи «на сообразительность» в области астрономии, па упражнения и задачи, иллюстрирующие основные астрономические методы или результаты, и на упражнения по вычислению величин, играющие в астрономической практике большую роль.
При решении многих задач первого рода очень удобно пользоваться небесным глобусом (раздел XI), заменяя его в случае необходимости чертежом. Чертей;, сделанный хотя бы от руки, значительно облегчает пространственные представления. В упражнениях второго рода надо стремиться к тому, чтобы нужные измерения (фотографии пли чертежа) производились как можно тщательнее и точнее. Чем ближе будут полученные результаты к общепринятым табличным данным, тем лучше освоена решающим задачи методика астрономических исследований, основанных на точности измерений. Большинство числовых задач может быть решено с точностью до трех значащих цифр, и потому весьма рекомендуется вычисление с помощью логарифмической линейки. Пользование линейкой или таблицами логарифмов необходимо при решении очень многих задач. Задачи на вычисление различных величин по более сложным формулам требуют строгой последовательности вычислений. Они приучают к аккуратности при расчетах
вообще. Наилучшей практикой в этом отношении являет-ся решение задач на преобразование координат и на вычисление эфемерид. В таких случаях, изучив нужные формулы и последовательность их применения, следует прежде всего составить схему для вычислений. Это зпа-чит, что нужно заранее выписать колонкой обозначения величии, подлежащих нахождению по таблицам или получаемых в процессе вычисления. Эти обозначения величин надо располагать друг под другом в порядке последовательности вычислений и затем в готовую схему вписывать числовые значения этих величин. Цифру надо писать под цифрой, тогда их легко складывать или вычитать. Подобные аккуратно проводимые вычисления легко потом проверить или разыскать в них ошибку, что начинающим приходится делать нередко. Пример составления схемы и ее заполнения дан на стр. 25.
При любых вычислениях желательно соблюдать правила действий с приближенными количествами и не делать вычислений с большей точностью, чем точность данных задачи; например, если в условии даны числа с тремя значащими цифрами, нет никакого смысла вести вычисления с пятизначными логарифмами. Следует также иметь в виду, что углам, даваемым с точностью до 0°,1, обычно соответствуют трехзначные логарифмы, углам с точностью до 0',1 обычно соответствуют четырехзначные логарифмы, углам с точностью до 1" обычно соответствуют пятизначные логарифмы.
При вычислениях справа внизу у логарифма пишется значок п (negativus), если соответствующее ему число отрицательно. Логарифм произведения (или частного) представляет сумму (или разность) логарифмов, и потому, если число складываемых (или вычитаемых) друг с другом логарифмов, отмеченных буквой п, нечетное, то значок и приписывается и к сумме (или к разности) логарифмов, так как при этом произведение (или частное) получается отрицательным. Если число складываемых или вычитаемых логарифмов со знаком п четное, то у логарифма суммы или разности значок п не нужен — результат положителен. Следует стремиться вычитание логарифма всегда
заменять сложением. При этом ошибки получаются реже.
1 Вычесть Iga все равно, что прибавить lg— или прибавить
дополнение lg а до нуля (сокращенно don lg a или д lg a). Например, Jg (5 : 0,3) = lg 5 — lg 0,3 = 0,699 — (9,477—
8
__ 10), или иначе lg (5 : 0,3) = 0,699 + 0,523. Число 0,523 и есть дополнение логарифма 9,477—10. Дополнением логарифма 7,315—10 будет 2,685, и наоборот.
В некоторых задачах нужные числовые данные не приведены, и учащийся сам должен найти их в таблицах, помещенных в приложении. Большинство типовых задач снабжено подробными решениями.
Не следует смущаться тем, что иногда в различных задачах приведены несколько различные числовые данные для одной и той же величины. Это происходит по трем причинам. Иногда смысл задачи заключается не в точности вычислений, а в том, как к ним подойти,— тогда даются округленные данные, чтобы сократить самые вычисления. В других случаях различие данных происходит оттого, что под одним и тем же названием подразумеваются слегка различные величины. Например, под словом «год» можно подразумевать простой календарный год в 365 суток, или високосный год в 366 суток, или среднюю длину календарного года — 365,25 суток, или продолжительность тропического года 365,24220... суток, которая к тому же с течением времени очень медленно и мало, но все же меняется. Наконец, астрономия — это непрерывно совершенствующаяся наука. Числовые значения изучаемых ею величин постоянно определяются заново все более и более точно. Кроме того, бывает, что разные ученые получают немного различные результаты, и было в праве составителя задачи оказать больше доверия тем или другим числовым данным.
В задачах второго концентра каждого раздела применение дифференциального исчисления требуется лишь в исключительных случаях и ограничивается нахождением обычной или логарифмической производной.
Для решения некоторых задач требуется иметь «Астрономический календарь» на данный год. Полезно иметь для справок и так называемую «Постоянную часть» этого календаря, содержащую числовые данные, не меняющиеся от года к году.

Цена: 150руб.

Назад

Заказ

На главную страницу

Hosted by uCoz