Математика | ||||
Методика преподавания математики в средней школе-Ю.Г.Колягин Москва 1975 стр.460 | ||||
Методика преподавания математики в средней школе
4 Общая методика. Учеб. пособие для студентов физ.-мат. фак. пед. институтов. М., «Просвещен не», 1975 462 с. ПРЕДИСЛОВИЕ В директивах XXIV съезда КПСС ярко отразилась характерная черта советского общества — единство государственной программы развития экономики, социальных отношений, науки, культуры и народного образования. Все мероприятия в области народного образования входят и входили составной частью в народнохозяйственные планы страны. В свою очередь, расширение целей и задач образования, перестройка его содержания, форм и методов осуществляются в связи с новыми требованиями техники производства и общественных отношений. Важно отметить, что направление повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в средних и высших учебных заведениях страны определяется не только научно-техническим прогрессом, но и задачами развития социалистических отношений между людьми: эти два фактора в советском обществе органически связаны друг с другом. На этом основана высокая социальная роль образования в СССР, подчеркнутая в программе КПСС и в решениях XXIII и XXIV съездов партии. А это, в свою очередь, подчеркивает важность задачи совершенствования учебно-воспитательного процесса в направлении одновременного улучшения обучения, развития и коммунистического воспитания учащихся и студентов. Сложившиеся к началу 9-й пятилетки содержание и формы организации высшего образования на этом этапе развития советского общества перестали удовлетворять требованиям к подготовке специалистов высшей квалификации. Современный педагог, врач, инженер и т, п. — это не только узкий «спец». Это человек высокой общей культуры, которому знакомы основы психологии работы с людьми. Это человек, владеющий навыками политической и общественной деятельности организатора. Поставленные в Директивах XXIV съезда КПСС такие задачи, как развитие социалистических отношений между людьми, развитие творческой инициативы трудя- щихся на производстве, привлечение широких масс трудящихся к управлению государством, повышение роли интеллигенции как организаторов и проводников научно-технического прогресса, настоятельно требуют резкого повышения воспитательной и обучающей эффективности высших учебных заведений. Реформы в области народного образования проводились, конечно, и раньше. Качественное отличие нынешней перестройки заключается в том, что она предусматривает значительное повышение уровня обучения, развития и воспитания одновременно во всех звеньях системы народного образования. В том, что благодаря взаимной обусловленности их успешной работы друг от друга обязательным становится комплексный подход в решении всех взаимосвязанных задач совершенствования учебно-воспитательного процесса, обеспечение надежности при выполнении любой из них, а также массовое внедрение в практику обучения всех достижений педагогической науки и передового педагогического опыта. На состоявшейся в Москве в августе 1971 года I Международной конференции педагогов социалистических стран отмечалось, что при помощи социалистической педагогики в странах социалистического содружества накоплен значительный опыт коммунистического воспитания масс (в широком смысле — это получение современного образования, всестороннее гармоническое развитие и воспитание нового человека, сочетающего духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство). Могут спросить: чем же тогда объяснить тот факт, что число нерешенных педагогических вопросов не только не уменьшается, но вроде бы даже возрастает? Та же Международная конференция в своем постановлении подчеркнула, например, актуальность проблемы, к решению которой только-только приступают, — проблемы интеграции исследований педагогов социалистических стран по разработке основ марксистско-ленинской педагогики. Этот парадокс действительно имеет место. Но он характерен для всех отраслей знания: чем шире область изученного, тем дальше простирается ее граница с незнанием, с нерешенными задачами. Общественное развитие выдвигает все новые и новые требования к уровню и содержанию образования и культуры населения. Наряду с общепедагогическими имеется много актуальных задач, связанных с перестройкой процесса обучения отдельным предметам, и особенно математике. «Как ни сложен и ни болезненен этот процесс перехода на новые программы и учебные планы, он абсолютно необходим, — считает академик А. Н. Колмогоров. — Модернизация преподавания математики в средней школе действительно нужна, поскольку за последние десятилетия существенно изменились требования к математике со стороны практики, с точки зрения тех потребностей в ней, которые испытывают современная наука, производство, экономика»1. Естественно поэтому, что в условиях работы общеобразовательной средней школы по новым программам роль учителя математики и требования к его подготовке резко возрастают. В силу этого, в соответствии с программой по методике преподавания математики [1.148]2, авторы настоящего пособия считают необходимым подвергнуть определенному качественному изменению методическую подготовку будущего учителя математики. Так, прежде всего, следует отказаться от обучения студентов «рецептурной методике» в пользу обучения методике творческого педагогического поиска, методике, учитывающей различные возможные варианты изложения школьного курса математики. Необходимо создать студентам наилучшие условия для глубокого проникновения в идейную сторону преподаваемого предмета, для глубокого познания связей математической науки с ее основами, отраженными в учебном предмете, с учетом достижений современной педагогической науки и опыта работы школ. В этой книге нашли свое отражение основные вопросы действующей программы по методике математики для пединститутов. Характерно, что вопросы общей и специальной методики математики рассматриваются здесь не по учебным предметам школьного математического цикла, а в соответствии с центральными идеями школьного курса математики (разумеется, с учетом особенностей каждого года обучения). Такая система изложения курса методики отвечает современным требованиям к подготовке учителя математики, давая возможность рассмотреть различные варианты организации обучения и оставляя за учителем право творческого выбора того или иного методического подхода в процессе обучения. При разработке содержания пособия авторы исходили из следующих положений: 1. В пособии должны быть изложены основные вопросы методической подготовки учителя математики (материал для теоретической подготовки, указания для самостоятельной работы, рекомендации к прохождению педагогической практики, указания к выполнению курсовых и дипломных работ). 2. Лекционный курс — далеко не единственный источник познаний студента. Не менее важной является самостоятельная работа по изучению учебно-методической литературы и непосредственного опыта обучения математике в школе. ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие ........................ 3 Введение.......................... 8 Глава I. Предмет методики преподавания математики § 1. Характеристика математики—науки и математики—учебного предмета в средней школе ................... 13 § 2. Цели преподавания математики в средней школе....... 18 § 3. Всемирное движение за реформу преподавания математики в прошлом и настоящем ................... 19 § 4. Реформа математического образования в советской школе ... 30 § 5. Воспитание в процессе обучения математике.......... 33 Глава II. Научные методы в математике и ее преподавании § I. Общая характеристика методов научного исследования .... 40 § 2. Наблюдение и опыт в преподавании математики....... — § 3. Сравнение в преподавании математики ........... 43 § 4. Анализ и синтез в преподавании математики......... 46 § 5. Обобщение и абстрагирование в преподавании математики ... 55 § 6. Заключение ....................... 60 Глава III. Формы мышления в процессе изучения математики § 1. Введение ........................ 63 § 2. Математические понятия ................. 64 § 3. Методика введения математических понятий в школьном курсе математики ....................... 72 § 4. Типичные ошибки учащихся при овладении математическими понятиями ........................ 76 § 5. Математические суждения и умозаключения......... 80 § 6. Основные виды математических суждений.......... 83 § 7. Необходимость и достаточность ............. 87 § 8. Обобщение определений математических понятий и теорем . . *. 90 § 9. Индукция и дедукция в преподавании математики...... 93 § 10. Аналогия в преподавании математики............- 109 § 11. Методика обучения математическим суждениям и их доказа- « тельствам ....................... 115 § 12. О символике математических записей в школьном обучении. . . 124 Глава IV. Развитие математического мышления учащихся и постановка математических задач § 1. Общие черты Математического образования и роль математического мышления..................... 130 § 2. Общая характеристика развивающегося математического мышления .......................... 133 § 3. Основные компоненты математического мышления и дидактические пути их развития у учащихся ............. 136 § 4. Роль и место задач в обучении математике.......... 160 § 5. Обучение учащихся эвристической деятельности в процессе решения задач ...................... 168 Глава V. Принципы, методы и формы обучения математике § 1. Основные дидактические принципы в обучении математике . . . 195 § 2. О методах и формах обучения математике........... 204 § 3. Эвристический метод обучения математике ......... 212 § 4. Метод активного обучения (обучение на моделях) ....... 228 § 5. Метод программированного обучения в преподавании математики .......................... 246 § 6. Основные традиционные методы обучения математике..... 253 § 7. Проблемное обучение математике ............. 265 § 8. Индивидуализация обучения математике ........... 281 § 9. Наглядные пособия и технические средства информации прямой связи в преподавании математики .............. 286 § 10. Технические средства обратной связи в обучении математике. 290 Глава VI. Организация обучения математике 5 1. Урок как основная форма организации обучения математике. 300 § 2. Система подготовки учителя к урокам............ 309 * 3. Построение уроков основных типов............. 319 § 4. Проверка и оценка знаний учащихся по математике..... 327 § 5. Специфика обучения математике в вечерней (сменной) средней общеобразовательной школе ............... 333 Глава VII. Внеклассная работа учащихся по математике и методика ее проведения § 1. Цели, содержание и основные формы внеклассной работы по .математике в средней школе ................. 336 § 2. Кружковые занятия по математике и методика их проведения. 340 § 3. Работа учащихся с дополнительной литературой при обучении математике ....................... 345 § 4. Факультативные занятия по математике и методика их проведения ......................... 355 § 5. Школы и классы с углубленным изучением математики и специфика их работы ..................... 360 Глава VIII. Математика как учебный предмет в начальных классах средней школы § 1. Проблема обучения и развития младших школьников в процессе преподавания начального курса математики ......... 375 § 2. Современная постановка преподавания математики в начальных классах средней школы.................. 383 § 3. О некоторых перспективных исследованиях в направлении дальнейшей модернизации начального курса математики..... 388 Глава IX. Некоторые вопросы общей методики обучения математике (материал для семинарских занятий) Введение.............................. 399 § 1. Цели и содержание обучения математике в средней школе . . . 400 § 2. Обучение учащихся математическим понятиям......... 402 § 3. Обучение математическим суждениям............. 405 § 4. Методы научного познания в школьном курсе математики. Обучение учащихся умозаключениям............... 407 § 5. Обучение доказательству или опровержению математических суждений 410 § 6. Математические задачи и обучение учащихся их решению . . 412 § 7. Методы обучения математике.................. 415 § 8. Построение системы уроков по учебной теме курса математики 418 § 9. Построение урока математики................. 420 § 10. Особенности обучения математике в вечерней (сменной) школе . 422 § 11. Факультативные занятия по математике........... 424 § 12. Содержание и формы внеклассной работы по математике .... 426 ГлаваХ. О профессионально-практической подготовке учителя математики * § 1. Рекомендации к проведению педагогической практики .... 428 § 2. Краткие методические рекомендации студенту-практиканту по подготовке и проведению урока; примерная схема психолого-педагогического и методического анализа уроков математики. 434 § 3. О курсовых и дипломных работах по методике математики . . . 439 Список литературы..................... 447 Цена: 150руб. |
||||