Математика

Физика

Химия

Биология

Техника и    технологии

Полное отражение света в простых опытах-МАНЕР В. В
МАНЕР В. В. Полное отражение света в простых опытах:
Учеб. руководство / Под ред. Я. А. Смородииского.— М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1986.— 128 с., ил.— (В-чка физ.-мат. пш.)
Содержит описание учебных опытов по полному отражению света от границы раздела оптически однородных сред и от слоисто-неоднородной среды. Предложены простые приборы и модели, в том числе рефрактометров, миража и фата-морганы. Описаны занимательные и поучительные опыты. Все опыты доступны п могут быть поставлены в школьном физическом кабинете или в домашних условиях. Проводя небольшие исследования, читатель познакомится с красивыми, интересными и практически важными оптическими явлениями, приобретет навыки экспериментальной работы.
Для учащихся средней и высшей школы, преподавателей, руководителей физических и технических кружков, а также лиц, занимающихся самообразованием.
Тяйл. 1. Ил. 86
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие..................... .
Г л а в а 1. Полное отражение света от границы раздела
оптически однородных сред......... 7
§ 1, Первое знакомство с полным отражением света ... 8 § 2. Преломление при переходе света из поды в воздух . . 10 § 3. Полное отражение света от поверхности жидкости 13 § 4. Всегда ли свет проходит через тонкий слой воздуха? 14 § 5. Измерение показателя преломления жидкости с помощью воздушного слоя.............. 15
§ 6. Фокус с использованием полного отражения .... 18 § 7. Наблюдение полного отражения света с помощью стеклянной пробирки................. 19
§ 8. Наблюдение полного отражения света с помощью
стеклянной воронки ............... 22
§ 9. Как с помощью стеклянной трубки оценить показатель
преломления жидкости.............i 23
§ 10. «Черное зеркало».................. 25
| 11. Появляющийся рисунок.............. 27
| 12. Законченная пластинка в плоской кювете..... 29
§ 13. Отражение от нагретой воды............ 30
§ 14. Стеклянный полуцилиндр, булавка, настольная лампа 33 § 15. Как, используя фокусирующее действие полуцилиндра,
измерить его показатель преломления....... 35
§ 16. Как с помощью полуцилиндра измерить показатель
преломления жидкости.............. 37
§ 17. Почему при преломлении на полуцилиндре глаз видит не
то, что получается на экране?......... , , 40
§ 18. Модель рефрактометра из полуцилиндра ....... 43
§ 19. Точечный источник света внутри стеклянной пластинки 46 § 20. Точечный источник света вблизи поверхности стеклянной пластинки................. 49
5 21. Рефрактометр из плоскопараллельной прозрачной
пластинки...................., 50
§ 22. Дифракция электронов и толщина экрана электроннолучевой трубки................, » 53
§ 23. Прохождение света через стеклянную палочку . , 56
§ 2't. Световод из оргстекла............... 53
§ 25. Как с помощью призмы сравнить показатели преломления жидкостей.................. 61
I 26. Почему полное отражение называется полным? . . 62
§ 27. Оптический контакт..............-. , 65
28. Исегда ли при полном отражении свет не проходит
через тонкий с л oii поздуха? ............ 70
$ 2',1. Опыт Мандельштама ................ 73
i 3d. Полное отражение инфракрасных лучей ....... 70
Полное отражение света от елочето-неоднород-
| 1. Распространение света в слоисто-неоднородной среде | 2. Распространите света в среде с постоянным градиен-
том показателя преломления ........... 88
| 3. Моделирование еиетоиого луча цепной линией .... ill
§ 4. Моделирование пучка лучей цепными линиями . . 94 | 5. Образец оргстекла с постоянным градиентом показателя
преломлении .................... 102
§ 6. Полное отражение света от слоисто-неоднородной среды 107
5 7. Эксперимент по полному отражению пнтн ..... Ш!)
1 8. Модели миража ................ 118
ь о Модель фата-морганы . , ...... , ...... J23
1РЕДИСЛОВИЕ
Предлагаемая вниманию читателя книга рассчитана -в первую очередь на учащихся старших классов средней школы и студентов-физиков педагогических институтов. Описанные в ней опыты позволяют экспериментально изучить явление полного отражения света и познакомиться с некоторыми практическими применениями этого явления. Основная задача книги — привить читателю вкус к экспериментальной работе и способствовать совершенствованию элементарных навыков экспериментатора, которые столь необходимы во многих областях человеческой
деятельности.
Часть из рекомендованных ниже опытов достаточно хороню известна; их включение в книгу объясняется только необходимостью предоставить читателю определенный тренировочный материал. Ссылки на литературу, описывающую известные опыты, отсутствуют по той причине, что не удалось надежно установить, кто именно их предложил. Такие опыты, по-видимому, допустимо считать физическим «фольклором». Следует, однако, отметить, что злоупотребления известным материалом допущены лишь в той мере, в какой удавалось изложить его под несколько иным углом зрения, чем раньше. Впрочем, подавляющее число экспериментов вряд ли знакомо читателю. Особое внимание в книге уделено иллюстрациям, поскольку можно надеяться, что именно они позволят вначале вызвать интерес читателя, а затем способствовать правильной постановке опытов.
Вся экспериментальная работа, положенная в основу фактического содержания книги, выполнена в лаборато-СКВ Глазовского государственного педагогиче-института им. В. Г. Короленко. Преподаватели фи института, учителя школ, студенты и учащиеся к ряда лет либо наблюдали демонстрации оишсан-
риях с ко го ;>.икп течение

Цена: 150руб.

Назад

Заказ

На главную страницу

Hosted by uCoz