Математика

Физика

Химия

Биология

Техника и    технологии

Теория и конструкция автомобилей-В.М.Кленников Москва 1967 стр.310
В книге рассматриваются основные эксплуатационные свойства автомобиля и конструкции механизмов трансмиссии, ходовой .части и органов управления на примерах наиболее распространенных отечественных автомобилей.*"
Книга отвечает учебной программе предмета «Автомобили» для автомобильно-дорожных техникумов по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей». Таблиц 8. Иллюстраций 217. Литературных источников 22.
V
ВВЕДЕНИЕ
f\ течественные автомобили широко используются во всех обла-^ стях народного хозяйства и вследствие высоких эксплуатационных свойств пользуются большим спросом за рубежом.
Советская автомобильная промышленность, созданная на базе тяжелой индустрии, прошла славный путь от первого советского грузового автомобиля АМО-Ф15, выпущенного в 1924 г., до современных комфортабельных легковых автомобилей и самосвалов большой грузоподъемности.
Директивами XXIII съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1966—1970 гг. предусматривается довести выпуск в 1970 г. до 600—650 тыс. грузовых и 700—800 тыс. легковых автомобилей. Общий выпуск возрастет с 616,4 тыс. автомобилей в 1965 г. до 1360—1510 тыс. в 1970 г.
Предусматривается увеличение выпуска автомобилей повышенной проходимости, автобусов большой вместимости, автопоездов и специализированных автомобилей для перевозки товаров народного потребления; будет освоено производство автомобилей грузоподъемностью 65 т и выше.
Только в сельское хозяйство за пятилетие (1966—1970 гг.) будет направлено 1 100 тыс. грузовых автомобилей и 275 тыс. автомобильных прицепов. Предусматривается значительное увеличение выпуска прицепов, самосвалов, специальных автомобилей для перевозки сельскохозяйственных грузов, автокранов, тракторных погрузчиков и других погрузочно-разгрузочных средств.
Большое влияние на создание новых конструкций автомобилей, освоение и совершенствование технологических процессов производства и улучшение эксплуатации автомобилей оказывают научно-исследовательские и теоретические работы советских ученых.
Теория автомобиля — это наука, изучающая эксплуатационные свойства автомобилей, разрабатывающая методы и критерии оценки этих свойств. Теория автомобиля используется при проектировании новых автомобилей, их испытаниях, а также при выборе типа автомобилей в соответствии с требованиями эксплуатации.
Теория автомобиля как самостоятельная наука в нашей стране стала развиваться после Великой Октябрьской социалистической революции советскими учеными во главе с создателем отечественной научной автомобильной школы акад. Е. А. Чудаковым.
Однако некоторые исследования в области колесных экипажей, в том числе и автомобильной техники, проводились отдельными учеными как в России, так и за рубежом еще в конце XIX и начале XX вв.
В 1905 г. знаменитый русский ученый Н. Е. Жуковский исследовал движение трехколесной тележки и установил основные явления, возникающие при качении жестко связанных между собой колес, имеющих различные диаметры. Эти работы в дальнейшем легли в основу исследований дополнительных нагрузок в жестком приводе к ведущим колесам.
В 1912 г. немецкий ученый проф. Ридлер построил стенд с беговыми барабанами для испытания автомобилей.
К числу первых исследований законов движения автомобиля относится работа проф. Н. Е. Жуковского «К динамике автомобиля», в которой изложена теория движения автомобиля на повороте. Эта работа была опубликована в 1917 г. Также в 1917 г. было выполнено исследование рулевой трапеции проф. Б. К. Млод-зеевским.
В 1918 г. при Высшем совете народного хозяйства была создана научная Автомобильная лаборатория, которая позднее была реорганизована в Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт — НАМИ. Под руководством проф. Н. Р. Брилинга и Е. А. Чудакова в НАМИ были выполнены исследования, послужившие основой для дальнейшего развития теории автомобиля. Этот институт явился первым центром формирования научных кадров в области автомобильной техники, в нем впервые были начаты плановые работы по конструированию и испытаниям автомобилей.
Основные работы по теории автомобиля написаны акад. Е. А. Чудаковым. Своими многочисленными трудами он охватил широкий комплекс проблем и вопросов динамики, экономики и устойчивости автомобиля. Глубокая разработка общих научных положений теории автомобиля позволила широко вести теоретические и экспериментальные исследования автомобилей.
Дальнейшее развитие теория автомобиля получила в работах учеников и последователей акад. Е. А. Чудакова — профессоров Г. В. Зимелева, Б. С. Фалькевича, Н. А. Бухарина, Я. М. Певз-нера, Д. П. Великанова и др.
Большое влияние на развитие науки об автомобиле оказали также работы зарубежных ученых, таких как В. Камм, Е. Марк-вард, П. Хельдт, Р. Эберан, А. Янте и др.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.................................. 3
Частьпервая
ТЕОРИЯ АВТОМОБИЛЯ
Глава /. Эксплуатационные свойства автомобиля и силы, действующие
на автомобиль.......................... 5
§ 1. Эксплуатационные свойства автомобиля............ ~ 5
§ 2. Скоростная характеристика двигателя............ 7
§ 3. Радиусы автомобильного колеса................ 8
§ 4. Механический к. п. д. трансмиссии...............9
§ 5. Силы, действующие на ведущие колеса автомобиля..... 10
§ 6. Тяговая характеристика автомобиля............. 11
§ 7. Силы сопротивления движению................ ,12
§ 8. Радиальные реакции на колесах неподвижного автомобиля 18
| 9. Сила сцепления колес с дорогой............... 19.
Глава П. Тяговая динамика автомобиля................ 2^,
§ 10. Тяговый баланс......................... 2;Ь
§ 11. Динамическая характеристика автомобиля..........„ 23,-"
§ 12. Решение эксплуатационных задач при помощи динамической ..'.
характеристики......................... 2jfc
§ 13. Мощностной баланс автомобиля................ 2»
§ 14. Примеры расчета динамических параметров автомобиля .,
ЗИЛ-130............................. 31»
§ 15. Ускорение автомобиля..................... Ян
§ 16. Динамическое преодоление подъемов............. 44"
§ 17. Движение автомобиля накатом................ 42
Глава III. Тяговые испытания автомобиля............... 43
Глава IV. Тормозная динамика...................'. . 51
§ 18. Процесс торможения автомобиля............... 5|~*
§ 19. Уравнение движения автомобиля при торможении..... Я|'ч
§ 20. Измерители тормозных свойств................ ЯВ '
d[ ft
Глава V. Топливная экономичность автомобиля............ SJR*
Л(
§ 21. Измерители топливной экономичности............. ' «Ц>
§ 22. Экономическая характеристика автомобиля.......... SW&
§ 23. Расход топлива при неустановившемся движении автомобиля > в» 1й'
§ 24. Влияние эксплуатационных факторов на экономичность авто- 'л
мобиля.............................. ,. |1К
§ 25. Пути повышения топливной экономичности автомобиля ... - ч*."'
§ 26. Нормы расхода топлива.................... Щ$
Глава VI. Автопоезда........................... 67
• | 27. Тяговые свойства автомобиля-тягача............ 67
I 28. Топливная экономичность автопоезда............. 69
§ 29. Вес прицепов автопоезда.................... 70
§ 30. Типы автопоездов........................ 71
Глава VII. Управляемость и устойчивость автомобиля........ 74
§ 31. Управляемость автомобиля................... 74
| 32. Колебания управляемых колес................ 80
I 33. Стабилизация управляемых колес и углы их установки ... 82
§ 34. Устойчивость автомобиля.................... 85
Глава VIII. Проходимость автомобиля................. 91
§ 35. Тяговые и опорно-сцепные измерители проходимости .... 91
§ 36. Геометрические параметры проходимости........... 94
§ 37. Влияние конструкции автомобиля на его проходимость ... 96
Глава IX. Плавность хода автомобиля................. "98
§ 38. Колебания автомобиля..................... 98
§ 39. Способы повышения плавности хода автомобиля....... 105
Часть вторая
КОНСТРУКЦИЯ АВТОМОБИЛЕЙ
Глава X. Сцепление, коробка передач и раздаточная коробка .... 109
§ 40. Типы трансмиссий....................... 109
§ 41. Сцепление............................ 111
§ 42. Привод сцепления........................ 123
§ 43. Коробка передач........................ 127
§ 44. Гидромеханическая передача.................. 138
§ 45. Раздаточная и дополнительная коробки........... 147
Глава XI. Карданная и главная передачи, дифференциал, полуоси 154
§ 46. Карданная передача....................... 154
§ 47. Критическое число оборотов карданного вала........ 160
§ 48. Главная передача........................ 161
§ 49. Дифференциал.......................... 172
§ 50. Полуоси............................. 175
§ 51. Привод к передним ведущим колесам............. 177
§ 52. Заднее расположение силового агрегата........... 179
Глава XII. Ходовая часть автомобиля................ . 181
§ 53. Рамные и безрамные конструкции автомобилей........ 181
§ 54. Передний и задний мосты................... 184
§ 55. Подвеска автомобиля...................... 187
| 56. Амортизаторы............................ J96
§ 57. Подвеска двух задних мостов................. 197
§ 58. Типы колес и ободов...................... 199
§ 59. Шины............................... 203
5 60. Централизованное регулирование давления воздуха в шинах 209
| 61. Размеры шин......................-..-.. 215
Глава XIII. Рулевое управление .................... 216
§ 62. Передаточное число рулевого управления.......... 216
§ 63. Рулевой механизм........................ 217
( 64. Рулевой привод......................... 223
, § 65. Усилители рулевого управления................ 226
Глава XIV. Тормозная система..................... 238
§ 66. Типы тормозных систем .................... 238 '.•'
§ 67. Тормозные механизмы...................'. . 241'
§ 68. Дисковый тормоз......................... 254
§ 69. Тормозной привод........................ 256 '
Глава X V. Кузова автомобилей и дополнительное оборудование . . . 283
§ 70. Кузова легковых автомобилей................. 283
§ 71. Кузова автобусов ........................ 288
§ 72. Кузова грузовых автомобилей и дополнительное оборудование ............., . . '................ 293 -
Глава XVI. Перспективы развития конструкции автомобилей .... 303
Приложение................................ 308
Литература................................. 309

Цена: 150руб.

Назад

Заказ

На главную страницу

Hosted by uCoz