Математика | ||||
Зорин В. В. Пособие по математике для поступающих в вузы, 1969)-. Пособие разъясняет основные понятия элементарной математики. Все пояснения даются применительно к тем требованиям, которые предъявляются к поступающим в вузы. Пособие предназначается для лиц, готовящихся н конкурсным экзаменам в вуз. 109 рис., 37 библиограф. | ||||
ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ Настоящее пособие предназначено для тех, кто имеет соедаее образование и готовится к конкурсным экзаменам по математике при поступлении в высшие учебные заведения." Пособие призвано организовать повторение разделов математики в такой последовательности итак, чтобы сосредоточить главные усилия учащихся на узловых принципиальных вопросах программы. - Основное внимание в кем уделено разъяснению тех понятий, которые имеют решающее значение в формировании математической культуры учащихся и являются существенно необходимыми для успешного изучения курса математики высшей школы. Оно также знакомит читателя с характером задач и уровнем требований, предъявляемых по математике к поступающим в вузы. Автор стремился представить наиболее выпукло следующие центральные темы программы: тождественные преобразования алгебраических и тригонометрических выражений, уравнения, неравенства, функции и их графики. Вся программа разбита на семь разделов, к каждому s из которых рекомендованы примеры и задачи для самостоятельных упражнений. По каждому пункту программы указаны соответствующие параграфы школьных учебников. В каждый из разделов включена по возможности лишь одна из центральных тем, на которой должно быть сосредоточено внимание учащихся. Упражнения в технике тождественных преобразований, поскольку они тре-' буют длительной практики, распределены по всему курсу: сначала на алгебраическом материале (разделы I—V), затем в тригонометрии (главным образом). Этим, в частности, объясняется разрыв в повторении тригонометрии (она отсутствует в III, IV и V разделах, а в разделы I и II включены лишь начальные сведения из тригонометрии, которые существенно понадобятся в следующих разделах, в основном — в теме «Функции и их графики»). При пользовании пособием рекомендуется следующий порядок работы. Повторение каждого из семи разделов з программы следует начинать с изучения указанных параграфов школьных учебников. Затем нужно прочитать пояснения, содержащиеся в пособии и после этого переходить к выполнению, рекомендуемых по задачникам упражнений. В конце каждого раздела помещены» контрольные упражнения. Они предназначены для самоконтроля за усвоением основных вопросов повторяемого материала. Их следует выполнить в заключение работы над разделом. Часть примеров, содержащихся в пособии, взята из различных руководств — в основном из сборников конкурсных задач, предлагавшихся на вступительных экзаменах в вузы. В качестве учебников и задачников указываются только те, которые в настоящее время приняты в средней школе. Во втором издании расширены пояснения основных вопросов программы, а также увеличено число примеров и задач. При подготовке рукописи пособия к первому изданию, кроме рецензентов В. В. Рыжкова и В. Ё. Гмурмана, ее прочитали А. К. Окунев и Л. Я- Цлаф. Рукопись второго издания рецензировал В. В. Рыжков. Автор сердечно благодарит всех этих товарищей за их критические замечания, которые он учел в своей небольшой работе. Учебники*: 1. И. Н. Ш е в ч е н к о. Арифметика, для V и VI классов средней школы. 2. А. Н. Барсуков. Алгебра, ч. I, для VI и VII классов средней школы. 3. А. П. К и с е л е в. Алгебра, ч. II, для VIII—X клас- . сев средней школы. ^ 4. Н. Н. Н и к и т и н. Геометрия, для VI—VII классов средней школы. 5. А. П. К и с е л е в. Геометрия, ч. I, для VI—IX классов средней школы. СОДЕРЖАНИЕ Предисловие ко второму изданию ............... 3 Раздел! Вопросы программы...................... 6 Упражнения....................... , J Пояснения некоторых вопросов раздела ........ 8 § 1. Неопределяемые и определяемые понятия. Аксиомы и теоремы............................... 8 § 2. Прямая, обратная, противоположная теоремы Эквивалентные теоремы ..................., 13 § 3. Необходимые и достаточные признаки .......... 18 §4. О натуральных, целых, рациональных, иррациональных, действительных и комплексных числах ........ 20 § 5. О числе нуль и правилах действий с числом нуль. Области допустимых значений величин........... 26 § 6. О тождественных преобразованиях............. . 27 § 7. Числа противоположные и обратные. Модуль действительного числа ..................__........ 29 § 8. Степени и корни................ Г.....* . . 30 § 9. Решения примеров........................ 32 Контрольные упражнения.................. 40 РазделП Вопросы программы...................... 42 Упражнения............................ 43 Пояснения некоторых вопросов раздела .......... 44 § 1. Уравнения. Область допустимых значений неизвестного. Эквивалентность уравнений ................. 44 § 2. Алгебраические уравнения .................. 50. § 3. Два способа решения иррациональных уравнений . , . 52 § 4. Решения примеров .......................* 64 Контрольные упражнения .................. 67 Раздел Ш Вопросы программы ....................... 69 Упражнения .....>....................... 69 Пояснения некоторых вопросов раздела........• • ™ § 1. Общие замечания о неравенствах............... ™ _ § 2. Решение неравенств с одннм неизвестным......... J} § 3. Доказательство неравенств ,,.....,.......%j, • ° 262 § 4. Функция и ее график...................... 89 § 5. Неравенства и графики функций...............112 § 6. Геометрическое истолкование решений системы двух уравнений с двумя неизвестными...............116 § 7. Неравенство с двумя неизвестными и область его решений ....................._............122 § 8. Области, определяемые системой условий, состоящей из уравнений и неравенств с двумя неизвестными .... 133 § 9. Решения примеров ........................148 Контрольные упражнения.................. 159 " Раздел IV Вопросы программы......................162 Упражнения ............................163 Пояснения некоторых вопросов раздела..........163 § 1. Последовательность и ее предел................163 § 2. О методе полной математической индукции . .......168 § 3. Решения примеров .......................171 Контрольные упражнения..................175 Раздел V Вопроси программы......................176 Упражнения ......................« . . . . 177 Пояснения некоторых вопросов раздела..........177 § 1. Определение и свойства логарифмической функции . . 177 § 2. Формулы логарифмирования .................180 § 3. Вспомогательные формулы..................182 § 4. Решения примеров ........................183 Контрольные упражнения...................191 Р а з д е л VI Вопросы программы ...............,....... 193 Упражнения............................194 Пояснения некоторых вопросов раздела..........194 § 1. Понятие об обратных функциях................194 § 2. Об обратных тригонометрических функциях........197 § 3. Простейшие тригонометрические уравнения .......202 § 4. Решения примеров ........................205 Контрольные упражнения ...................219 Раздел VII Вопросы программы ....................... 222 Упражнения...........................223 Пояснения некоторых вопросов раздела...........223 § 1. О тригонометрических уравнениях .............223 § 2. Решения примеров ........................228 Контрольные упражнения ................-. . . 245 Ответы к контрольным упражнениям............246 Формулы для справок .......,..............253 Рекомендуемая литература .................. 259 Цена: 150руб. |
||||