Математика | ||||
Методика преподоания арифметики-Н.С.попова Москва 1955 стр.395 | ||||
ОТ АВТОРА В начальном курсе арифметики, несмотря на всю его элементарность, раскрываются в доступной детям форме основные арифметические понятия. Путь к этим понятиям идет от непосредственных восприятий предметов и явлений окружающей действительности. Отсюда огромное значение наглядности в начальном обучении арифметике. Центральное место в работе над арифметическим материалом занимает словесное рассуждение сначала на основе непосредственного восприятия, затем по представлению. Только после этого можно давать определения и правила. Иначе говоря, понимание должно предшествовать запоминанию. Простое запоминание арифметических фактов, в частности, простое запоминание таблиц арифметических действий без предварительной работы над вычислительными приемами лишено образовательного значения. Формирование арифметических понятий в начальной школе обеспечивается системой практических упражнений и представляет собою длительный процесс, который получает свое относительное завершение лишь в средней школе. Работа над арифметическим материалом предполагает широкое применение получаемых знаний и навыков как на уроках в школе, так и при выполнении практических заданий во внеурочное время. Итак, в работе над любым вопросом курса арифметики следует идти, согласно требованиям дидактики, от восприятия и понимания к запоминанию и применению. Настоящее пособие отличается от других методических руководств отсутствием некоторых глав, содержание которых устанавливается не столько методическими соображениями, сколько официальными документами и инструкциями. Сюда относятся: „Анализ программы по арифметике в начальной школе", „Планирование и учет" и др. Не выделен в особую главу вопрос о методах преподавания арифметики, так как целесообразнее рассматривать его по частям: „аналитический" и „синтетический" методы решения 3 задач — в главе о задачах; метод изучения чисел и метод изучений действий — в историческом очерке, который служит вступлением к методике изучения целых чисел в советской школе; графический метод — при ознакомлении учащихся с простейшими дробями и элементами геометрии. Решение арифметических задач связано со всеми вопросами начального курса. Поэтому главу о задачах можно поставить либо в самом начале, либо в конце, после всех остальных вопросов. По установившейся традиции мы даем ее вначале, тем более, что этим обеспечивается присущая начальному курсу практическая направленность. В методике преподавания арифметики существует много разногласий. Разногласия эти касаются таких вопросов, как классификация основных видов простых задач; применение при решении составных задач так называемого „анализа" и „синтеза"; метод и план работы над первым десятком; порядок изучения табличного умножения и деления; форма записи деления по содержанию при решении задач; система расположения внетабдичного умножения и деления; порядок изучения нумерации многозначных чисел, письменного умножения и деления; методика работы над делением многозначных чисел и др. Желательно, чтобы учителя начальной школы принимали более активное участие в разработке методических проблем, проверяли на опыте различные варианты решения спорных вопросов и содействовали таким образом улучшению преподавания арифметики в начальной школе. Автор 24 июня 1955 года Стр-СОДЕРЖАНИЕ .......' ' " " ' 5 От автора............. начальной школе ,. Основные арифметические поня,- в арифме=еских Число и спет (7). Краткий и письм действий (15). Система счисления, у нумерация (25). каХ арифме' 33 И. Наглядный образ, слово и мышление на УР _ . . . . тики в начальной школе . • • в начальнои 53 111. Методика решения арифметических зад..... . школе...........„„ ня все действия (> Основные виды простых задач на всеДи вы Методика решения простейших з»^^йшиХ задач читание (60). Методика Р«мяетодика решения вад*! умножение и деление ^ J^>\ кратного отнош связанных с понятиями разности н^^ в ^а v ния (73). Методика Решае"и"еХя обыкновенных, нетип действия (81). Методика решения о Методика решен вых задач в Ш и IV классах ^тоятеЛьности и твои типовых задач (Ш . Развитие «м^тоя ^ и о ческих способностей учащихся*раоо классов (i«; Элементы политехнизма в задачах для и арифме- lg7 IV. Краткие сведения из истории преподавав^ _ У _ _ Трепо^аше^р^фм^^^^^ ход к новым приемам преподавания Рс^обытН„е Метод изучения чисел (167). эарожде в русской тодики арифметики в ?$™№™"ыЯ* действии (180)-школе и борьба с ним (177). Метод изу ^^ _ _ ю V. Методика изучения целых чисел в наадль над „ер- П е р в ы й д е с я т о к. Метод и план рботь^ ^ (2Ql вым десятком (189). Первый пяток (1W Числа Сос Сложение и вычитание в пределах Десят^^ ^ ш ГервГ^с^ткГК КиКр"ьГ надУРпервь.М Д-ят К°М SSo д и к а р а б о т ы н а д в то р ы м Д е с . т *о * Нумерация в пределах двадцати (219). Оложе ^ Стр таняе в пределах двадцати (222). Умножение и деление в пределах двадцати (228). Итоги работы над вторым десятком (235). Методика работы над первой сотней. Нумерация, счет круглыми десятками, сложение и вычитание (237). Порядок изучения таблицы умножения и табличного деления (245) Приемы работы над табличным умножением и делением С52). Внетабличное умножение и деление (261). Первач сотня в III классе (266). Конспекты уроков на темы первой сотни (268). Итоги работы над первой сотней (273). Методика преподавания первой тысячи. Первая тысяча во II классе (277). Первая тысяча в III классе (281). Методика преподавания многозначных чисел Нумерация, сложение и вычитание многозначных чисел в начальной школе (291). Умножение многозначных чисел (301). Деление многозначных чисел (313). Итоги работы над нумерацией многозначных чисел и над письменными механизмами действий (333). VI. Элементы дробей в начальной школе......... 336 Понятие целого и его части в младших классах начальной школы (336). Простейшие дроби в IV классе (342). VII. Методика преподавания именованных чисел...... 355 Метрическая система мер (356). Меры времени (360). Задачи на время (364). VIII. Элементы геометрии в начальной школе....... 368 Измерение и черчение в младших классах начальной школы (368). Элементы геометрии в 111 классе (372). Квадрат и прямоугольник в курсе IV класса (376). Куб и кубические меры (3^2). Работа над геометрическим материалом в начальной школе как одно из условий политехнической подготовки учащихся (386). Цена: 150руб. |
||||