Математика | ||||
Г у т к и н Л. И. Сборник задач по математике с практическим содержанием (для техникумов), 1968. В предлагаемом задачнике собраны задачи практического характера по курсу элементарной и высшей математики, изучаемому в средних специальных учебных заведениях. В задачнике в основном содержатся задачи по строительному и дорожному делу и санитарной технике. Задачник предназначен для техникумов и может быть использован также учащимися старших классов средней школы и лицами, занимающимися самообразованием. В книге имеется 95 рисунков. | ||||
ПРЕДИСЛОВИЕ Предлагаемый сборник содержит задачи практического характера по ряду вопросов элементарной и высшей математики, изучаемых в среднем специальном учебном заведении. ¦ Материал задачника распределен в 9 параграфах и 7 дополнениях. Отметим некоторые соображения общего характера в связи с материалом, имеющимся в задачнике. 1. В задачнике собраны задачи по строительному и (дорожному делу, гидротехнике и санитарной технике. Почти каждую задачу сборника можно предлагать при подготовке техника по любой из указанных специальностей и многим другим. Самое главное — показать на доступных задачах применение математики на практике, что повлечет за собою повышение интереса к изучению предмета в целом. 2. Задачи с практическим содержанием вместе с задачами, широко применяемыми в преподавании математики, должны образовать единое целое. Задача с практическим содержанием может быть дана только тогда, когда по данному вопросу обучающийся может решать необходимый минимум широко употребляемых задач. Мы считаем, что в конце раздела каждой темы следует решить 2—3 задачи с практическим содержанием. СОДЕРЖАНИЕ Стр. Предисловие ...-. а,... .г».-..-.-....,...,;.---------,____.___....... 3 § 1, Упражнения к изучению логарифмической линейки.....-, 9 A. Умножение и деление ............................ 9 Б. Возведение в квадрат и извлечение квадратного корня 20 B. Отыскание значения тригонометрической функции острого угла и острого угла по значению тригонометрической функции .......-......................... 23 § 2. Решение треугольников. Площади прямоугольных фигур, круга и его частей..................................... 28 § 3. Прямые и плоскости ....".-............................. 45 § 4. Поверхности и объемы многогранников .....=........... 46 § 5. Поверхности и объемы круглых тел.................... 53 §6. Графики некоторых функций......................... 57 § 7. Вычисление выражений с помощью логарифмов ........ 60 § 8. Нахождение наибольших (наименьших) значений способами элементарной математики ........................ "4 А. Подготовительная работа при повторении квадратной функции .....................-..,.............. "4 Б. Подготовительная работа при изучении свойств неравенств.......................................... "' § 9. Нахождение наибольших (наименьших) значений способами дифференциального исчисления .................... '' Дополнение I. Нахождение высоты линии электропередачи 85 Дополнение II. Вывод формулы для определения длины горизонтального отстойника .-....................... Дополнение III. Нахождение гидравлически наивыгоднейшего трапецеидального сечения русла.. .^............. Дополнение IV. Проектирование дороги наименьшей длины от одного пункта до магистрали и от нее до другого пункта, расположенного от магистрали по ту же сторону, что и первый.............................. 91 Дополнение V. Расчет (наибольшего) активного давления грунта на подпорную стенку.................-......., 95 Дополнение VI. Нахождение наименьшей длины стрелы крана.............................................. 99 Дополнение VII. Усиление жесткости перекрытия рамы прямоугольной формы, когда в перекрытии вырезан круг.............................................. 102 Литература.............................................. 105 Цена: 100руб. |
||||