Философия

Психология

Словари

Художественная литература

Общественно-политическая литера

Мухина В. С. 192 Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов/ Под ред. Л. А. Венгера.—2-е изд., перераб. и доп.— М.: Просвещение, 1985.—272 с. ил. v„,fiu™e6rKfi соо™етс™У" программе курса «Детская психология». Его основой явилось IZfTul ПОСОбие «Психологая дошкольника», вышедшее в 1975 году, по сравнению с которым учебник дополнен новыми материалами (о генезе личности ребенка, взаимоотношениях мальчиков и девочек и др.).
ОТ АВТОРА
Значение общественного дошкольного воспитания в нашей
пане неуклонно возрастает. На детские сады, являющиеся пер-
С м звеном системы народного образования, ложится всевоз-
ВастаЮ1пая ответственность за развитие личности ребенка,
за формирование его социальных ориентации.
Настоящий учебник предназначен для ознакомления студентов педагогических институтов с основными сторонами и закономерностями психического развития ребенка от рождения до поступления в школу.
В основу учебника положена сложившаяся в советской детской психологии теория психического развития ребенка, которая опирается на марксистские положения о социальном наследовании психических свойств и способностей, о «присвоении» индивидом материальной и духовной культуры, созданной человечеством. В этой теории раскрывается принципиальное отличие индивидуального развития человека от онтогенеза детенышей животных; в ней показано, что развитие ребенка обусловлено успешностью усвоения социального опыта. Большое внимание уделено выявлению ведущей роли воспитания и обучения в психическом развитии ребенка и анализу того принципиального значения, которое имеют в этом развитии разные виды деятельности.
В учебнике дается понятие о том, что в равные временные промежутки психика ребенка проходит различные «расстояния» в развитии, претерпевает различные каяественные преобразования. Изложение материала по мере перехода от рассмотрения периода новорожденности к более старшим возрастам дается все более расчлененно в соответствии с прогрессирующей дифференциацией психики ребенка. Руководящая идея при построении данного учебника — раскрытие детской психологии как науки, предметом которой является целостное психическое развитие ребенка, а не те или другие психологические особенности детей, взятые сами по себе. В соответствии с этим центральное место при освещении каждого возрастного периода, каждой стороны психического развития занимает круг вопросов, связанный с характеристикой самого процесса развития: его исходных предпосылок; условий возникновения на каждом этапе определенных достижений и возможных негативных образований. Описательный материал, касающийся возрастных особенностей детей, привлекается в той МеРе, в какой он необходим для понимания процесса развития. При подготовке книги были широко использованы исследования Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, А- В. Запорожца, П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина, Л. И. Бовин и их сотрудников, а также многих других советских психо-огов. Привлекались и материалы, содержащиеся в трудах видных Редставителей зарубежной детской психологии: В. Штерна, ^- Бюлера, Ж. Пиаже, А. Валлона, Дж. Брунера и др. I*
ОГЛАВЛЕНИЕ
Отавтора ....................... 3
Предисловие..................... . 4
Раздел первый. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ... 10
Глава 1. Детская психология как наука об особенностях психического развития ребенка .............
§ 1. Предмет детской психологии........... —
§ 2. Значение детской психологии. Ее связи с другими науками.................... 13
Глава 2. Методы детской психологии........... 15
§ 1. Методы научно-психологического изучения развития детей —
§ 2. Изучение детей воспитателем детского сада..... 26
Глава 3. Основные закономерности психического развития....... 28
§ 1. Роль биологических и социальных факторов в психическом развитии ребенка ............ —
§ 2. Психическое развитие и деятельность........ 34
§ 3. Психическое развитие и обучение......... 38
§ 4. Возрастные этапы и периодизация психического развития ................... 44
§ 5 Индивидуальные особенности психического развития детей, 49
Раздел второй. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ В
МЛАДЕНЧЕСТВЕ И РАННЕМ ДЕТСТВЕ .... 53
Глава 4. Психическое развитие ребенка на первом году жизни —
§ 1. Новорожденность............... <—
§ 2. Младенчество................ 58
Глава 5. Характеристика раннего детства.......... 73
§ 1. Важнейшие достижения раннего детства....... —
§ 2. Умственное развитие ребенка в раннем детстве .... 94
§ 3. Предпосылки формирования личности в раннем детстве 106
Раздел третий. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ . . . 115
Глава 6. Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте —
§ 1. Общая характеристика игровой деятельности..... —
§ 2. Роль игры в психическом развитии ребенка...... 122
§ 3. Влияние игрушки на психическое развитие ребенка .... 125
Глава 7. Продуктивные виды деятельности, элементы труда и учения
в дошкольном детстве.............. 130
§ 1. Развитие изобразительной деятельности ....... —
§ 2. Содержание детского рисунка........... 135
§ 3. Развитие других видов продуктивной деятельности .... 143
§ 4. Развитие элементов учебной и трудовой деятельности . . . 147
Раздел четвертый. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА..... 156
Глава 8. Условия развития личности дошкольника....... —
§ 1. Влияние взрослого на развитие личности дошкольника . . —
§ 2. Ребенок в группе сверстников ........... 161
§ 3. Мальчики и девочки.............. 163
§ 4. Деятельность и развитие личности дошкольника .... 168 Глава 9. Развитие мотивов поведения и формирования самосознания ребенка в дошкольном возрасте......... 171
§ 1. Содержание мотивов поведения дошкольника. Формирование системы мотивов.............. —
§ 2. Самосознание и самооценка у детей дошкольного возраста 177
Глава 10. Формирование нравственных качеств личности..... 180
§ 1. Позитивные достижения и негативные образования в развитии личности ................. —
§ 2. Роль этических эталонов в формировании личности ребенка ..................... 192 |
Глава 11. Развитие чувств................. 198 1
§ 1. Особенности чувств дошкольника......... — :
§ 2. Основные направления развития чувств....... 201
Глава 12. Развитие воли................ 204
§ 1. Роль волевых действий в поведении дошкольника .... —
§ 2. Направления развития волевых действий ....... 206
Раздел пятый. УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКА 213
Глава 13. Развитие речи в дошкольном возрасте....... —
§ 1. Практическое овладение языком и осознание речи ... —
§ 2. Развитие функций речи............. 217
Глава 14. Сенсорное развитие дошкольника.......... 221
§ 1. Развитие ориентировки в свойствах предметов .... 222
§ 2. Развитие ориентировки в пространстве и времени .... 232
§ 3. Восприятие рисунка.............. 236
Глава 15. Развитие мышления дошкольника......... 238
§ 1. Общая характеристика развития мышления в дошкольном возрасте ................. —
§ 2. Развитие образного мышления дошкольника...... 242
§ 3. Усвоение логических форм мышления........ 246
Глава 16. Развитие внимания, памяти и воображения в дошкольном возрасте................. 251
§ 1. Развитие внимания............... 252
§ 2. Развитие памяти............... 254
§ 3. Развитие воображения............. 257
Заключение ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ
В ШКОЛЕ .............. 262
Рекомендуемая литература................. 270

Цена: 150руб.

Назад

Заказ

На главную страницу

Hosted by uCoz