Философия

Психология

Словари

Художественная литература

Общественно-политическая литера

Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека/Под ред. И. В. Равич- Щербо; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР.— М.: Педагогика, 1988.—336 с.: ил. Пер. 1 р. 80 к. Монография представляет собой обобщающий труд по проблемам современной психогенетики. Роль среды и наследственности рассматривается применительно к психофизиологическим признакам (электроэнцефалограмма, вызванные потенциалы, ориентировочная и оборонительная реакции) и собственно психологическим показателям (познавательные процессы, моторика, темперамент), а также к их развитию в онтогенезе. Для психологов, физиологов, философов.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Проблема индивидуальности, уникальности психологического облика человека имеет в истории психологии весьма непростую судьбу. Практическая значимость этой проблемы очевидна: обучение и воспитание, профориентация и профотбор, эффективность труда связаны с учетом индивидуальных особенностей человека. Но не менее важна эта проблема и для теории психологии, поскольку любая общепсихологическая закономерность свое реальное воплощение получает в индивидуально-модифицированных формах, и более того — она сама зачастую может быть выявлена и сформулирована только как некая средняя из множества индивидуальных вариаций. «Строго говоря, ни в одном разделе психологии нельзя принципиально отвлекаться от вопроса об индивидуальных различиях; такое отвлечение возможно лишь как временное самоограничение, естественное во всяком научном исследовании»,— писал Б. М. Теплов (1985, т. II, с. 170).
Тем не менее индивидуальные особенности не всегда занимали в психологии должное место, о чем образно писал один из известных психогенетиков — Дж. Хирш: «Экспериментально-психологические исследования индивидуальных различий в чем-то напоминают гамлетовское «быть или не быть?». Дж. Кеттел исследовал их, Уотсон хоронил, Толмэн понимал, Трайон подчеркивал их важность, Халл сводил к минимуму их значимость для теории, Хантера они озадачивали, Скиннер и его ученики были заведены ими в интеллектуальный тупик, а авторы формальных моделей предпочитали фиксировать элементарные софизмы, чем добывать знания о них» (J. Hirsch, 1962, р. 7). Сам же Дж. Хирш считает, что «аргументы против индивидуальных различий — всего лишь слова, возвращающие к локковской tabula rasa, аргументы в их пользу — реальные факты» (ibid.).
В советской психологии проблема индивидуальности исследовалась в трудах ведущих психологов — Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева, В. С. Мерлина, В. Д. Небылицына, С. Л. Рубинштейна, А. А. Смирнова, Б. М. Теплова и других. Интенсивно обсуждается она и сейчас (А. Г. Асмолов, Э. А. Голубева, К. М. Гуревич, Б. Ф. Ломов, В. М. Русалов и др.). Изучаются индивидуальные особенности психических процессов и личности, их связи между собой и с успешностью деятельности. Весьма важной представляется и разработка теоретических понятий в этой области, и в частности упорядочение категориального аппарата. Особо следует отметить психофизиологические исследования индивидуальности*, начало ко-
* Термин «индивидуальность» сейчас используется в нескольких смыслах: как синоним термина «индивидуальные особенности», как интегральная характеристика человека, как,высший уровень развития личности и т. д. В данной книге он будет использоваться в первом из указанных смыслов по соображениям краткости, а не теоретическим.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие 3
Часть первая. Методы психогенетического исследования 14
Глава I. Анализ количественных признаков 15 Глава II. Особенности применения метода близнецов 53 Часть вторая. Исследование психофизиологических функций 69 Глава III. Наследственность и среда в межиндивидуальной вариативности электроэнцефалограммы 70 Глава IV. Природа межиндивидуальной изменчивости вызванных потенциалов 107 Глава V. Психогенетнческое изучение системных процессов 138 Глава VI. Генетические и средовые детерминанты в изменчивости двигательных функций 157 Часть третья. Исследование психологических признаков 180 Глава VII. Генотип и среда в вариативности когнитивных функций 181 Глава VIII. Природа межиндивидуальной изменчивости темперамента и личности 236 Вместо послесловия. О методологических проблемах психогенетики (взгляд философа) 292 Литература 304 Предметный указатель 326 Именной указатель 329

Цена: 150руб.

Назад

Заказ

На главную страницу

Hosted by uCoz