Математика

Физика

Химия

Биология

Техника и    технологии

Виноградов Н. В. В 49 Обмотчик электрических машин. Учебник для средн. проф.-техн. училищ. Изд. 9-е, пере раб. М., «Высш. школа», 1977. 312 с. с ил. (Профтехобразование. Электрические машины.) В учебнике приведены конструкции основных элементов обыогок электрических машин, схемы обмоток, технология изготовления и ремонта, а также данные по расчету. Значительное внимание уделено вопросам новой техники, передовой технологии и повышению производительности труда на обмоточных работах в электромаши ноет роении. Учебник предназначен для подготсвки в профессионально-технических училищах обмотчиков элементов электрических машин с квалификацией 2-го разряда и средним образованием. Учебник может быть использован также для подготовки рабочих на производстве.
ВВЕДЕНИЕ
Создание материально-технической базы коммунизма — главная экономическая задача партии и всего советского народа. В выполнении этой задачи большую роль играет полная электрификация страны, основанная на непрерывном росте выработки электроэнергии.
Электрическая энергия вырабатывается генераторами на тепловых, гидравлических и атомных электростанциях. Основными потребителями электроэнергии являются электродвигатели промышленных предприятий, транспорта и сельского хозяйства. Все электрические машины, вырабатывающие и потребляющие электроэнергию, создаются на заводах электротехнической промышленности. Именно поэтому она играет такую роль в ускорении технического прогресса, механизации и автоматизации производственных процессов.
В дореволюционной РосГсии было только четыре электромашиностроительных завода. Эти заводы представляли собой сборочные мастерские, работавшие на заграничных полуфабрикатах и материалах. Научно-техническая база электромашиностроения находилась за границей на основных предприятиях концернов. Свыше 93% электроизмерительных приборов и 57% электрических машин, трансформаторов и аппаратов ввозилось из-за границы.
После Великой Октябрьской социалистической революции электромашиностроительные заводы были реконструированы и превратились в передовые заводы, оснащенные современной техникой. В первой пятилетке начала проводиться специализация заводов, при которой каждый завод выпускал электрические машины одного или нескольких типов. Специализация дала возможность организовать серийное производство машин, обеспечить заводы специализированным оборудованием и создать проектные отделы, явившиеся штабами технической мысли в данной отрасли электромашиностроения.
Электротехническая промышленность занимает ведущее место среди других отраслей машиностроения. Достаточно сказать, что первый Государственный знак качества был присвоен асинхронным двигателям серии А2, выпускаемым заводом имени Владимира Ильича.
Всякая электрическая машина имеет обмотки, являющиеся одной из наиболее важных частей машины. Надежность электрических машин в эксплуатации в основном определяется качеством обмоток, так как в большинстве ремонтируемых машин исправлениям или замене подвергаются обмотки. Для увеличения надежности обмоток применяют изоляционные материалы повышенной нагревостойкости, электрической и механической прочности, выдерживающие высокие температуры нагрева, ударные и вибрационные нагрузки, повышенные напряжения в процессе работы. Благодаря этим и другим мероприяти-
ям электромашиностроительные заводы в 2—3 раза увеличивают гарантийные сроки работы электрических машин. Требования, предъявляемые к обмоткам, повышаются по мере увеличения мощности машины, напряжения и зависят от условий их работы.
Чтобы изготовлять сложные обмотки, применяемые в современных электрических машинах, надо не только уметь выполнять те или иные производственные процессы, но и знать теорию обмоток, их схемы, изоляцию и назначение.
Электрические машины являются относительно молодой отраслью техники. Основные изобретения в области электрических машин принадлежат отечественным ученым. Так, например, академик Б. С. Якоби изобрел электродвигатель постоянного тока. Велика заслуга инженера М. О. Доливо-Добровольского в изобретении асинхронного трехфазного электродвигателе и системы трехфазного тока. Открытие П. Н. Яблочковым трансформатора сыграло большую роль в передаче электрической энергии на большие расстояния.
В современном электромашиностроении крупные разработки осуществляются группами специалистов, так как одному человеку невозможно охватить все вопросы, связанные с разработкой теории, конструкцией, технологией производства, исследованиями и эксплуатацией различных типов машин, особенно при серийном их производстве. Для выявления оптимальных решений при проектировании приходится анализировать многие варианты с помощью электронно-вычислительных машин. В 1975 году была присвоена Государственная премия группе, состоящей из 12 человек, за создание и внедрение в производство серии взрывонепроницаемых асинхронных электродвигателей мощностью от 100 до 2000 кВт для угольной, химической, нефтеперерабатывающей и других отраслей промышленности.
Задачи десятой пятилетки пронизаны идеей повышения эффективности и качества всей нашей работы, как важнейшей предпосылки дальнейшего подъема народного благосостояния. Основным источником роста общественного производства по-прежнему является повышение производительности труда, что позволит получить 86% прироста национального дохода и около 80% прироста промышленной продукции.
Рост промышленного производства должен быть в значительной мере достигнут путем экономного использования сырья, более глубокой его переработки и улучшения качества конечной продукции. Дальнейшее развитие получат энергетика и топливная промышленность. Значительно увеличится выработка электроэнергии на атомных и гидростанциях. Применение комбинированного производства тепло- и электроэнергии, совершенствование связей между энергосистемами позволят сократить расход топлива на киловатт-час отпущенной энергии. Начнется выпуск новых высокопроизводительных видов машин, в их числе более эффективные одновальные паровые турбины мощностью 500 и 800 МВт, газовые турбины мощностью 16 МВт для газоперекачивающих станций.
Задания десятой пятилетки опираются на дальнейшее развитие науки и техники. Предусматривается создание новых технических
4
средств и технологических процессов, механизация и автоматизация производства, улучшение качества продукции.
Развитие электротехнической промышленности требует подготовки квалифицированных рабочих. Основными учебными заведениями по подготовке рабочих являются профессионально-технические училища. Наиболее прогрессивный тип учебных заведений — профессионально-технические училища по подготовке квалифицированных рабочих со средним образованием. Обучение в средних профессионально-технических училищах имеет целью подготовить квалифицированных рабочих, способных трудиться в условиях современного производства, готовых беречь и умножать революционные и трудовые традиции рабочего класса нашей страны, сознательных строителей коммунистического общества.
Настоящий учебник предназначен для профессионально-технических училищ по подготовке квалифицированных обмотчиков со средним образованием. Учебник может быть также использован для индивидуального и бригадного обучения в учебной сети промышленных предприятий рабочих следующих профессий: слесарь по выводам и обмоткам электрических машин, лудильщик-паяльщик обмоток электрических машин, изолировщик, намотчик катушек и секций электрических машин, обмотчик статоров, обмотчик по соединению секций статоров, обмотчик роторов и якорей, бандажировщик, заготовщик изоляции, пропитчик, лакировщик, растяжчик и прессовщик катушек электоических машин.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ................... _
Глава I. Изоляционные материалы и обмоточные провода ...'"' д
§ 1. Основные виды обмоток .........' !?
§ 2. Основные свойства изоляционных материалов . у
§ 3. Междувитковая и'корпусная изоляции ...-....' g
§ 4. Резка заготовок из изоляционных материалов..... jj
§ 5. Обмоточные провода и резка заготовок......\ jy
Глава II. Технология изготовления катушечных обмоток .... 23
§ 6. Катушки статора из круглого провода........ 23
§ 7. Катушки якоря из круглого провода.......\ 29
§ 8. Катушки статора из прямоугольного провода..... 35
§ 9. Катушки ротора из прямоугольного провода.....'. 45
§ 10. Катушки якоря из прямоугольного провода ..... 47
§ 11. Роторные катушки турбогенераторов........ 49
Глава III. Технология изготовления стержневых обмоток .... 55
§ 12. Стержневые обмотки статора........... 55
§ 13. Стержневые обмотки ротора............ 62
§ 14. Стержневые обмотки якоря ........... 66
Глава IV. Чертежи и схемы обмоток............ 71
§ 15. Типы электрических машин........... 71
§ 16. Чертежи обмоток .............. 72
§ 17. Схемы обмоток ............... 78
Глава V. Технология укладки в пазы однослойных трехфазных обмоток 82
§ 18. Типы однослойных обмоток........... 82
§ 19. Схемы концентрических трехфазных обмоток ..... 83
§ 2Э. Соединение катушечных групп в фазах....... 86
§ 21. Составление схем концентрических однослойных обмоток 89
§ 22. Схемы равнокатушечных однослойных обмоток .... 91
§ 23. Укладка в пазы концентрических обмоток...... 94
§ 24. Инструменты, приспособления и передовые методы укладки
обмоток асинхронных двигателей малой мощности ... 97
§ 25. Обмоточные станки для статоров.......... 100
Глава VI. Технология укладки в пазы двухслойных трехфазных обмоток 105
§ 26. Типы двухслойных обмоток........... 105
§ 27. Диаметральный и укороченный шаг обмотки . ... 105
§ 28. Схемы двухслойных трехфазных обмоток ....... 106
§ 29. Составление схем двухслойных трехфазных обмоток ... ПО
§ 30. Обмотки с дробным числом пазов на полюс и фазу .... ИЗ
§ 31. Упрощенные схемы соединений и таблицы обмоток . . - П°
§ 32. Схемы обмоток многоскоростных двигателей ..... 121
§ 33. Укладка в пазы всыпных обмоток......... 126
§ 34. Укладка обмоток статора в открытые пазы...... 129
§ 35. Укладка в пазы обмоток статора турбогенераторов . . . J32
§ 36. Укладка в пазы обмоток статора гидрогенераторов . . • ||~
Глава VII. Технология укладки в пазы обмоток однофазных двигателей 13»
§ 37. Типы однофазных асинхронных двигателей...... '**
§ 38. Конструкции однофазных двигателей •...... :*f
§ 39. Обмотки двигателей с пусковыми элементами ..... |*?
§ 40. Обмотки с встроенным сопротивлением.....• • {*::
§ 41. Обмотки конденсаторных двигателей ...._•••• J™ § 42. Составление схем обмоток однофазных двигателей . • •
.41 п
Глава VIII. Технология укладки в пазы стержневых обмоток ротора . 159
§ 43. Элементы стержневой обмотки.......... 159
§ 44. Расположение перемычек и выводов фаз ...... 161
§ 45. Обмотки с удлиненными и укороченными переходами . . . 164
§ 46. Конструкции перемычек............. 166
§ 47. Обмотка с дробным числом пазов на полюс и фазу .... 167
§ 48. Роторные обмотки с параллельными ветвями..... 169
§ 49. Обмоточные таблицы.............. 169
§ 50. Торцовые схемы обмоток ротора.......... 170
§ 51. Укладка обмоток в пазы............. 174
§ 52. Короткозамкнутые обмотки ротора......... 176
§ 53. Укладка в пазы роторных обмоток турбогенераторов . . . 178
Глава IX. Технология укладки в пазы обмоток якоря...... 183
§ 54. Основные сведения.............. 183
§ 55. Простая петлевая обмотка............ 184
§ 56. Сложно-петлевая обмотка ........... 186
\ § 57. Простая волновая обмотка ........... 187
§ 58. Таблицы якорных обмоток ........... 189
§ 59. Волновые обмотки с «мертвыми» секциями ...... 192
§ 60. Сложно-волновая обмотка ............ 193
§ 61. Уравнительные соединения ........... 194
§ 62. Ступенчатые обмотки ............. 198
§ 63. «Лягушечьи» обмотки ............. 200
§ 64. Симметрия обмоток ............. 203
§ 65. Разметка якоря под обмотку .......... 204
§ 66. Устройство коллекторов . .......... 209
§ 67. Ручные обмотки якоря ............ 211
§ 68. Станки для изолировки и обмотки якорей ...... 214
§ 69. Укладка обмоток в пазы ............ 216
§ 70. Паяние коллекторов ............. 218
§ 71. Отделка якоря ............... 221
Глава X. Крепление обмоток якорей и роторов........ 227
§ 72. Намотка проволочных бандажей......... 227
§ 73. Бандажи из стеклоленты............ 230
§ 74. Бандажировочные станки ........... 231
§ 75. Крепление обмоток пазовыми клиньями и бандажными кольцами ................... 235
Глава XI. Контроль и испытание обмоток -.......... 239
§ 76. Виды контроля и испытаний........... 239
§ 77. Измерение сопротивления обмоток ........ 240
§ 78. Измерение сопротивления изоляции ........ 242
§ 79. Контрольные аппараты СМ и ЕЛ......... 244
§ 80. Контроль обмоток машин переменного тока ..... 246
§ 81. Контроль обмоток машин постоянного тока..... 248
§ 82. Испытание электрической прочности междувитковой изоляции 250
§ 83. Испытание электрической прочности корпусной изоляции . 251
Глава XII. Технология изготовления катушек возбуждения . . . 253
§ 84. Катушки из изолированных проводов........ 253
§ 85. Шинные катушки, намотанные плашмя....... 259
§ 86. Шинные катушки, намотанные на ребро....... 261
§ 87. Катушки гидрогенераторов............ 265
§ 88. Компенсационные и демпферные обмотки ...... 268
§ 89. Схемы соединений катушек возбуждения....... 270
Глава XIII. Пропитка обмоток............. 273
§ 90. Назначение пропитки............. 273
§ 91. Процессы сушки, пропитки и лакировки....... 274
§ 92. Оборудование для пропитки и сушки........ 277
§ 93. Компаундирование обмоток ........... 281
Глава XIV. Техника безопасности и противопожарные мероприятия. 284
§ 94. Техника безопасности на территории и в цехах предприятия 284
§ 95. Противопожарные мероприятия ......... 289
ЯП
Глава XV. Ремонт обмоток............... 29
§ 96. Виды ремонтов обмоток ............ 29
§ 97. Подготовка к ремонту обмоток.......... 29.
§ 98. Ремонт всыпных обмоток статора......... 29
§ 99. Ремонт обмоток статора из жестких катушек..... 29
§ 100. Ремонт обмоток ротора .....'....... 29
§ 101. Ремонт обмоток якоря ............ 30
§ 102. Ремонт полюсных катушек........... 30
Литература ..................... 301

Цена: 150руб.

Назад

Заказ

На главную страницу

Hosted by uCoz