Математика

Физика

Химия

Биология

Техника и    технологии

Сборник диктантов на материале музыки-С.С. Прокофьева Москва 1966 стр.147
ПРЕДИСЛОВИЕ
Сборник диктантов на материале музыки С. С. Прокофьева, являющийся пособием по курсу сольфеджио, предназначается для учащихся музыкальных школ, училищ и студентов консерваторий. Такое множество адресов объясняется тем, что в пособии сосредоточены-самые разнообразные по трудностям примеры — от очень простых до весьма сложных.
Помимо своего прямого назначения — развитие чувства лада, внутреннего слуха, ритма, памяти, активного внимания, выработка навыков точной и быстрой записи прослушанной музыки — примеры данного пособия могут дать представление о некоторых особенностях мелодики С. С. Прокофьева — композитора, создавшего свой неповторимый, самобытный стиль письма,— могут содействовать воспитанию так называемого «современного» слуха, обогатить музыкально-слуховой опыт учащихся.
Составление пособия вызвано стремлением разнообразить музыкальный материал, используемый в классах сольфеджио, ознакомить учащихся музыкальных учебных заведений с мелодическим богатством выдающегося композитора современности.
В сборник вошли лучшие мелодии Прокофьева в виде законченных отрывков (чаще всего в форме периода). Пособие содержит 407 примеров, значительная часть их одноголосна. Имеющиеся в сборнике многоголосные примеры по своим ладо-интонационным особенностям в основном отвечают тем трудностям, которые характерны для каждого нового раздела, поэтому они не выделены в отдельную группу.
Для того, чтобы воспитать у учащихся умение писать с голоса (навык этот особенно необходим фольклористам, композиторам и теоретикам), в пособии приведены примеры мелодий с текстом.
Тональность, темп, динамические и агогические оттенки примеров сборника соответствуют авторским.
Сборник состоит из трех частей и десяти разделов. Музыкальный материал внутри каждого раздела расположен в порядке нарастания ладо-интонационных трудностей,
В первой части—диатоника—даются примеры на различные виды ладов.
Вторая часть — хроматизм — содержит примеры, в которых хроматически измененные звуки появляются плавно и скачком.
В третьей части — отклонения, модуляции — сосредоточены примеры отклонений и модуляций в тональности различной степени родства.
Примеры, удобные по тесситуре, могут быть использованы для сольфеджирования.
Сходные примеры (например №№ 30 и 32, 352 и 355) следует диктовать сразу один за другим, чтобы учащемуся было легче заметить ладовые и жанровые изменения, внесенные композитором.
Нет нужды излагать здесь методику записи музыкального диктанта, так как опытным преподавателям она известна, а молодые педагоги могут почерпнуть много полезного для себя в работе Е. В. Давыдовой «Методика преподавания музыкального диктанта» (Музгиз, М., 1962) и в других методических пособиях такого рода.
Н. Тифтикиди
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие ........... 3
Частьпервая ДИАТОНИКА
Раздел I. Мажорный лад
1. Мажор натуральный........ 5
Раздел II.
1. Минор натуральный.......22
2. Минор гармонический ...... 29
3. Минор мелодический ... ... 30
Раздел III. Особые диатонические лады
1. Миксолидийский лад....... 31
2. Лидийский лад........ 32
3. Дорийский лад......... 32
4. Фригийский лад........ 34
Раздел IV. Смешанные лады
1. Сочетание натурального и гармонического мажора ........ ... 35
2. Сочетание натурального и гармонического минора ...........36
3. Сочетание натурального, гармонического и мелодического минора.......38
4. Сочетание мажора и минора с особыми диатоническими ладами........39
5. Сочетание одноименного мажора и минора . 42
Часть вторая ХРОМАТИЗМ
Раздел V. Хроматические звуки, появляющиеся плавно
1. Хроматизм вспомогательный.....43
2. Хроматизм проходящий......48
3. Хроматизм, разрешаемый опосредовано (окружение) ...........60
Раздел VI. Хроматические звуки, появляющиеся скачком
1. Хроматизм, взятый скачком.....63
2. Хроматизм, покидаемый скачком.....69
3. Хроматизм, взятый и покидаемый скачком . . 73 Раздел VII. Мелодическое движение по звукам аккордов хроматической системы......83
Часть третья ОТКЛОНЕНИЯ, МОДУЛЯЦИИ
Раздел VIII. Отклонения и модуляции в тональности первой степени родства
1. Отклонения в тональности первой степени родства.......... . 86
2. Модуляции в тональности первой степени родства ...........92
Раздел IX. Отклонения и модуляции в тональности отдаленной степени родства
1. Отклонения в тональности отдаленной степени родства...........105
2. Модуляции в тональности отдаленной степени родства...........114
Раздел X. Переменный метр.......135
Указатель музыкальных произведений.....

Цена: 100руб.

Назад

Заказ

На главную страницу

Hosted by uCoz