Математика

Физика

Химия

Биология

Техника и    технологии

Престои-Мэфем К. 173 Фотографирование живой природы: Практическое руко водство. Пер. с англ. — М.: Мир, 1985. — 165 с, ил. Известным английским специалистом описываются техника и прие мы фотографирования живой природы, а также специфика съемки такт ее объектов, как растения, насекомые, птицы и млекопитающие. Боль шое внимание уделено практическим рекомендациям по определении экспозиции и применению фотовспышки. Книга прекрасно иллюстри рована. Для фотографов-профессионалов и фотолюбителей.
Предисловие к русскому изданию
В наше время, когда много делается для защиты окружающей среды и все новые раритеты вносятся в «Красную книгу», непрерывно возрастает интерес к сохранившемуся многообразию природы. Об этом свидетельствуют огромные тиражи научно-популярных, хорошо иллюстрированных книг и альбомов, а также специальных научных изданий, посвященных флоре и фауне. Наглядный пример тому являют собой книги Дж. Даррелла, Б. Гржимека и многих других авторов, моментально исчезающие с прилавков магазинов.
Такие издания отчасти заменили нам памятного всем классического «Брема» и отличаются от него не только характером изложения, но и обилием превосходных, как правило, цветных, сделанных в тюлевых условиях снимков, что придает изложению подлинную документальность. Современного читателя, привыкшего к высокому уровню исполнения полиграфических работ, не удивишь превосходно выполненными фотографиями любого жанра, и только специалист или фотограф, которые хотя бы однажды попытались сфотографировать дикое животное в естественной для него среде обитания, могут оценить те титанические усилия, без которых немыслима фотосъемка живой природы. Некоторые фотографии, такие, кстати, есть и в этой книге, кажутся поистине фантастическими, и объяснить их появление лишь одной удачей не представляется возможным. Получение подобных снимков предполагает выполнение по крайней мере трех на первый взгляд простых требований.
Во-первых, фотограф должен хорошо знать природу и прежде всего характер поведения ее различных представителей. Другими словами, он должен быть в определенной степени специалистом в области, относящейся к выбранным им сюжетам.
Во-вторых, фотограф должен безгранично любить природу и все ее составляющие. Это в свою очередь означает, что абсолютным критерием его поведения должна стать безопасность природы во всем ее многообразии. Эта важнейшая мысль пронизывает всю книгу Престона-Мэфема. Автор убежден, что даже совершенно уникальный снимок не может служить оправданием гибели животного или редкого растения. Не только преступник-браконьер, но и вполне «законный» охотник, видящие природу сквозь призму наживы или азарта, никогда не смогут стать истинными мастерами фотоохоты, которая предполагает «всего лишь» активное созерцание природы. Однако и самая, казалось бы, безобидная фотосъемка, но производимая неопытным или незнающим фотографом, может нанести невосполнимый ущерб окружающей среде. Это может быть усиление фактора
с
беспокойства, в результате которого птица покинет гнездо с насиживаемой кладкой, или «расшифровка» убежища животного для хищника или браконьера. В азарте съемки фотограф-любитель может вытоптать окружающие растения, что приведет к гибели единственного раритетного объекта съемки. Наконец, может пострадать и сам фотограф — попасть в болото, скатиться с крутого обрыва или не заметить ядовитую змею и таким образом оказаться жертвой собственной невнимательности.
В-третьих, фотограф должен обладать безграничным терпением, неутомимостью спортсмена, выдержкой и предельной собранностью, скрупулезной пунктуальностью. Чтобы сфотографировать «жалкого комарика», автор был вынужден более часа простоять на корточках, а чтобы передать всю прелесть маленькой ящерки — лежать на солнцепеке на острых камнях. I
Само собой разумеется, что фотограф живой природы должен иметь хорошее зрение и в совершенстве владеть всеми приемами современной фотографической техники. Иногда, замешкавшись буквально на долю секунды, можно упустить, быть может, единственную возможность сделать действительно стоящий снимок. Чтобы избежать подобных неудач, необходим опыт, опыт и еще раз опыт. Естественно, что никакая книга не может заменить его, но, следуя практическим советам автора, можно избежать ошибок, которые неоднократно совершали другие.
Специальные книги по фотографированию живой природы и фотоохоте — редкость, и поэтому выход в свет книги Престона-Мэфема является настоящим подарком как фотографам-любителям, так и любителям природы. Главная особенность данной книги состоит в том, что автор постоянно подчеркивает и убедительно демонстрирует доступность фотосъемки живой природы для самых широких кругов фотографов, несмотря на специфичность и трудность жанра. Материал излагается в виде четких практических указаний по отдельным видам сюжетов от низших растений до млекопитающих. При этом основное внимание уделяется описанию особенностей объекта съемки и лишь потом даются рекомендации относительно использования того или иного типа фотографического аппарата, объектива, вспышки и т. д. По глубокому убеждению автора, увлечение чистой техникой мешает фотографу, отвлекает его от плодотворного поиска сюжета. Сам автор обходится минимальным, хотя и очень высококачественным фотографическим оборудованием, и возможности такого «самоограничения» демонстрируются сделанными им снимками. Хорошая оптика и умелое использование вспышки — вот основной подход к решению самых разнообразных изобразительных задач.
Следует заметить, что для автора фотосъемка живой природы не является самоцелью; она обязательно сочетается с ее научным содержанием: как минимум — с документальностью информации, как максимум — с передачей эмоций, характера поведения объекта съемки или новых сведений о нем. При такой постановке вопроса техника фотосъемки становится творчеством, а фотография — произведением искусства.
6
Неотъемлемым этапом работы фотографа, специализирующегося на съемках объектов живой природы, является идентификация объекта, определение его принадлежности к конкретной систематической группе. Такого рода работы практически невозможны без участия биолога-профессионала.
Таким образом, предлагаемая вниманию читателя книга представляет не только чисто познавательный интерес типа «книги с прекрасными цветными картинками», которую в свое время подарил Буратино папа Карло. На наш взгляд, она призвана привлечь широкие круги фотографов к интересной области фотографии, в которой каждый новый успех бесценен (а подчас и неповторим), поскольку он обогащает наши знания о природе, частью которой являемся мы сами.
| Т. П. Коробкова
"! ' А. В. Шеклеин
Оглавление
5 Предисловие к русскому изданию
8 Предисловие
11 Фотографическое оборудование и техника фотосъемки
11 Выбор камеры
14 Объективы
18 Вспышки
19 Штативы для фотоаппаратов
20 Фотопленка
21 Приспособления для фотосъемки крупным планом 27 Освещение
29 Фотосъемка крупным планом
31 Споровые растения
31 Плауны
33 Хвощи
34 Папоротники 38 Моховидные 43 Лишайники
47 Цветковые растения
47 Лесистая местность
55 Лесные цветы
58 Цветы лугов и кустарниковых зарослей
62 Горные цветы
65 Растения влажных мест
68 Растения пустынь
72 Грибы
74 Лесные грибы
77 Луговые грибы
78 Коллекционирование и определение грибов 78 Миксомицеты
80 Насекомые
82 Фотографическое оборудование
85 Поиск
87 Фотосъемка в полевых условиях ;
103 Фотосъемка в студии )
105 Определение
106 Паукообразные
106 Пауки -
110 Другие паукообразные: скорпионы и клещи
113 Другие беспозвоночные
113 Многоножки х
113 Двупарноногие
115 Моллюски: слизни и улитки
118 Земляные черви
119 Земноводные и пресмыкающиеся
119 Земноводные (амфибии) 127 Пресмыкающиеся (рептилии) 132 Птицы
134 Фотографическое оборудование
135 Фотосъемка из укрытия
136 Колонии птиц
138 Фотографирование птиц в полете
138 Фотографирование птиц в неволе
140 Млекопитающие
140 Поиск
142 Фотосъемка
146 Сафари-фотография
150 Побережье
150 Песчаные и илистые берега
153 Скалистые берега
154 Скалистые заводи
155 Аквариум

Цена: 300руб.

Назад

Заказ

На главную страницу

Hosted by uCoz