Математика

Физика

Химия

Биология

Техника и    технологии

Гурлев Д. С. > Справочник по фотографии (фотосъемка). — Кл Тэхника, 1989.—319 с. ISBN 5-335-00165-8 Приведены сведения по основным вопросам фотосъемки в изобразительной черно-белой и цветной фотографии с пояснением характера естественного и искусственного освещения. Рассмотрены яркостные характеристики объекта и способы определения оптимальной съемочной экспозиции с учетом светлоты и яркости снимаемого объекта. Основное внимание уделено экспонометрическим расче-там с помощью фотоэлектрических экспонометров. Даны графики действия съемочных светофильтров в пределах спектра.
ВВЕДЕНИЕ
Для овладения процессом фотографирования, кроме практики обращения с техникой освещения и материалами, необходимы теоретические знания о цвето- и тоновоспроизведении, которые в совокупности с экспонометрией фотосъемки и практическими навыками вырабатывают соответствующее фотографическое мастерство. Технические характеристики современных се-ребросодержащих светочувствительных слоев позволяют качественно воспроизводить изображение объекта съемки на всех видах фотографических материалов в зависимости от их назначения. При этом для получения технически полноценного фотографического снимка съемочный процесс, несмотря на кажущуюся простоту, требует обязательного выполнения определенных условий, норм и правил.
Фотографическое воспроизведение объекта — технологический процесс, разделяющийся на фотосъемку, обработку и фотопечать или на фотосъемку и обработку при получении позитивного изображения методом обращения. На каждой стадии неизбежны искажения. Сведение их к минимуму возможно лишь при учете всех факторов, влияющих на фотографический процесс, с обязательным исключением всех предполагаемых ошибок.
Все съемочные объекты в своем большинстве цветные. При черно-белой съемке цвета воспроизводятся передачей их яркостей посредством белого, серого и черного тонов, т. е. тоновоспроиз-ведением. В цветной фотографии цвет объекта воспроизводится как по цветности (цветовой тон плюс насыщенность), так и по яркости, носящей характер тоновоспроизведения (как и в черно-белом процессе). Обе характеристики цветовоспроизведения — цветность и яркость — находятся в неразрывной связи между собой, поскольку от правильной передачи тона зависит естественное воспроизведение цвета.
Основной технической задачей фотосъемки, кроме подготовительного этапа, является оптимальное экспонирование фотослоя на выбранном фотоматериале с учетом светорассеяния и применения фотографических изобразительных средств, необходимых для передачи градаций тонов и цветов объекта, Фотообработка экспонированного негативного материала должна обеспечивать определенную контрастность негатива, необходимую для передачи задуманной градации объекта в изображении на определенном позитивном материале. Съемка и обработка взаимосвязаны между собой в части согласования экспозиции с временем проявления в заданном проявителе. Обе величины в совокупности определяют копировальные характеристики негатива. В общем фотографическом процессе экспонометрия фотосъемки является важнейшей основой для получения необходимых оптических параметров будущего негатива, поэтому требует к себе особого внимания.
Оглавление
Сто.
^ведение................„ 3
Глава 1. Фотографическое воспроизведение объекта ... 11
Объект съемки ....,..,...,... \1
1. Общие сведения . . . . . ¦........ U
2. Светлотная характеристика объектов съемки 12
3. Яркостная характеристика объекта съемки . ... 13
4. Интервал яркостей объекта съемки...... 15
5. Определение интервала яркостей объекта . . . . 18
6. Классификационные характеристики объектов съемки 19
7. Восприятие яркости различными приемниками света 21 Тоновоспроизведение объекта при черно-белой съемке 23
8. Объективный и субъективный характер тоновоспро-изведения............... 23
9. Условие точного тоновоспроизведения..... 24
10. Характеристика тоновоспроизведения в системе негатив — позитив........... 24
Цветовоспроизведение объекта съемки ...... 27
11. Цветовоспроизведение в фотографии..... 27
12. Точность цветовоспроизведения ...... 27
13. Творческая интерпретация в цветовоспроизведении 27
14. Допустимые и недопустимые искажения цвета 28
15. Классификационная характеристика цветоделитель-ных и градационных искажений . . . . . . 28
16. Искажения цветовоспроизведения от неправильной экспозиции при съемке .......... 29
17. Цветовые искажения при небалансном освещении 30
18. Цветовые искажения при смене фотографических объективов............. 32
Контроль цветовоспроизведения по серой шкале ... 33
19. Общие сведения............ 33
20. Серая шкала как аналог объекта съемки .... 34
21. Светооптические данные серой шкалы..... 35
22. Преимущества измерительной серой шкалы ... 37
23. Контрольная съемка серой шкалы...... 37
24. Спектрозональная связь полей серой шкалы с цветами объекта съемки........... 38
Глава 2. Экспонометрия фотосъемки........ 40
Определение съемочной экспозиции........ 40
25. Общие сведения............. 40
26. Экспозиционное распределение яркостей объекта съемки на характеристической и рабочей кривой фотопленки............. 42
27. Регулировка экспозиции освещенностью объекта съемки................ 43
28. Изменение экспозиции диафрагмой объектива 44
29. Изменение экспозиции выдержкой ...... 45
30. Изменение экспозиции светофильтрами .... 46
31. Экспозиция и взаимозаместимость ее составляющих 46
32. Способ определения экспозиции пробными съемками 47
33. Определение экспозиции фотоэлектрическими приборами ...............48
34. Спектральное соответствие фотоэкспонометров и фотоматериалов............. 51
35. Экспозиционное число (Z).........52
36. Способ определения экспозиции по таблицам 55
37. Сравнение способов определения экспозиции по освещенности и яркости.........55
38. Буквенные экспонометрические и конструкционные символы на фотокамерах.........56
Определение съемочной экспозиции по освещенности 58
39. Общие сведения............59
40. Схема измерения освещенности плоского объекта 59
41. Схема измерения освещенности объемного объекта 59
42. Варианты определения экспозиции по максимальной освещенности.............60
43. Измерение освещенности в интер-ьере .... 60
44. Измерение освещенности при натурных съемках в экстерьере и на открытом месте.......61
45. Схема измерения освещенности по отражению детали
с эталонной светлотой..........62
Определение съемочной экспозиции по яркости . ... . 63
46. Общие сведения............63
47. Характеристика объекта съемки для определения экспозиции по яркости .......... 66
48. Соотношение светлот на объекте съемки и коррекция ошибок при определении экспозиции фотоэкспонометрами по яркости.......... 67
49. Восприятие яркостей объекта фотокамерами TTL 71
50. Определение экспозиции по яркости при съемке портрета............... 73
51. Определение экспозиции по яркости при съемке объекта с небом в кадре..........73
Особенности определения экспозиции при цветной съемке 74
52. Общие сведения...... ..... 74
53. Способы определения экспозиции при цветной съемке ...............75
Глава 3. Фотоэкспонометры ......76
Технические средства экспонометрии.......,76
54. Общие сведения........... 76
55. Калькуляторы фотоэкспонометров......77
^R Точность в экспонометрических расчетах и по
56. Точность в экспонометрических расчсю. .. .--грешность изме "" " 1?
•ечественные фотоэю
57. Общие сведения
грешность измерений .....
Отечественные фотоэкспонометры типа «Ленинград» 81
58. Фотоэкспонометр «Ленинград-4» ....
59. Фотоэкспонометр «Ленинград-6» ....
60. Фотоэкспонометр «Ленинград-7» ....
61. Фотоэкспонометр «Ленинград-8» .... Отечественные фотоэкспонометры типа «Свердлов^
62. Общие сведения.....,.....
63. Фотоэкспонометр «Свердловск-2» . .
64. Фотоэкспонометр «Свердловск-4» Зарубежные фотоэкспонометры и яркомеры
65. Общие сведения . .....
66. Фотоэкспонометр «Секоник Студио» модель S.
67. фотоэкспонометр «Секоник Студио Делюкс» модель ^
68. Фотоэ^понометры «Вестон Евро Мастер'» и «Вестой ^
Мастер-5» ...........
69. Фотоэкспонометр «Лунасикс-3» .......96
70. Точечный яркомер «Спотметр-5» Асахи Пентакс 96 Измерители цветовой температуры........ 99
71. Общие сведения............99
72. Цветомер «Сикстиколор».........100
73. Трехзональный спектрометр «Спектра Триколор Метер»...............101
74. Трехзональный спектрометр «Минольта Колор Метер» 101 Глава 4. Применение светофильтров ........ 102
Действие цветных светофильтров при черно-белой съемке 102
75. Общие сведения............102
76. Действие светофильтров на панхроматические фотоматериалы ..............104
Действие цветных светофильтров при цветной съемке 106
77. Особенности применения конверсионных светофильтров ..............106
78. Действие корректирующих (для фотопечати) светофильтров при съемке для улучшения баланса цветной негативной и обращаемой фотопленки . . . .107
79. Применение корректирующих (для фотопечати) светофильтров при съемке на фотопленках дневного света ! 11
80. Особенности применения цветных светофильтров 113 Глава 5. Освещение в фотографии ........!18
Основные виды света.............118
81. Общие сведения............118
82. Светотональное освещение......... 119
83. Светотеневое освещение .........12i
84. Изобразительные виды света........121
85. Основной свет объекта..........- 123
'86. Заполняющий свет...........124
87. Выравнивающий свет...........125
88. Фоновый свет . ¦............125
89 Моделирующий свет и блики........125
90. Контровой свет.............126
91. Световой эффект изображения....... . 126
92. Верхний, нижний и боковой свет.......127
93. Рефлексный свет............127
94. Контраст освещения...........128
95. Образование теней и полутеней при освещении 129 Характерные особенности дневного освещения .... !30
96. Съемочные периоды . . . ,...... . 130
97. Освещенность горизонтальных и вертикальных поверхностей объектов...........133
98. Атмосферные особенности при дневном освещении 137 Естественные световые эффекты.........140
99. Освещение пасмурною дня.........140
100. Восход и заход Солнца .........142
101. Сумерки ..............143
102. Освещение в снежный день........143
103. Дневное освещение на местности с водными пространствами ....... .....144
Глава 6. Изобразительные средства фотографии . . . .145
Изобразительные планы фотокадра........145
315
104. Общие сведения ............ 145
105. Фотокадр.............. 145
106. Кадрирование.............146
107. Формат кадра.............146
108. Фотографический изобразительный план . . . 146
109. Дальний план............. 147
110. Общий план.............148
111. Средний план............. 148
112. Крупный план.............148
113. Сверхкрупный план...........148
Перспектива................148
114. Общие сведения............148
115. Зависимость характера перспективы изображения
от фокусного расстояния объективов фотокамеры 150
116. Зависимость характера перспективы от условий съемки...............151
117. Линейная перспектива..........154
118. Мнимое искажение перспективы......156
119. Ракурс...............157
120. Тональная перспектива ......... 159
121. Воздушная перспектива..........160
Перспектива и сменные объективы........161
122. Общие сведения............161
123. Нормальный (штатный) объектив......163
124. Широкоугольный объектив........164
125. Длиннофокусный объектив и телеобъектив . . .165
126. Перспектива изображения на фотоотпечатке и расстояние рассматривания .........166
Глава 7. Символика цвета...........168
127. Общие сведения............168
128. Коммуникативное значение цвета......169
129. Символическое значение цвета ....... 170
130. Символика цвета в странах Востока.....171
131. Символика цвета в христианской Западной Европе 173
132. Символика цвета в общественной жизни Западной Европы...............174
133. Цветогармонические принципы исторических эпох 176
134. Цветогармонические ряды новой эпохи .... 178
135. Цветогармоническая система Гете......178
136. Цветовые триады Рунге..........180
137. Равноэнергетический круг Шопенгауэра . . .180
138. Цветоряд Адамса...........180
139. Цветовые контрасты Хельцеля.......181
140. Цветовая гармония Оствальда......,181
141. Цветовая теория Кандинского.......182
142. Цветовой «Всемирный канон» Клее.....183
143. Гармония цвета Иттена........ .184
Глава 8. Подготовка к фотосъемке.........Г86
Элементы съемочного процесса . . .
......186
144. Общие сведения............186
145. Схема прохождения света от объекта к фотопленке
в съемочной камере...........'87
146. Классификация объектов съемки по тональности ................18^
147. Размещение элементов объекта на площади кадра 188
148. Размещение неба на площади кадра.....1"
316
149. Обозначение чисел светочувствительности фотопленок...............194
150. Связь данных фотопленки, экспонометра и времени проявления .............IS4
151. Выбор и сенситометрические данные черно-белых негативных фотопленок.........198
152. Яркости объекта съемки и плотности черно-белого негатива..............2)0
153. Выбор режима обработки и определение времени проявления черно-белых фотопленок ..... 204
154. Выбор и сенситометрические данные цветных негативных фотопленок ...........205
155. Принцип маскирования цветных негативов фотопленок ...............206
156. Яркости объекта съемки и плотности цветного негатива ...............208
157. Выбор и сенситометрические данные обращаемых цветных и черно-белых фотопленок.....2*1
158. форматы и размеры фотопленок ....... 213
159. Перевод чисел светочувствительности ГОСТ в числа других систем............. 214
Глубина резкости и глубина резко изображаемого пространства.................215
160. Общие сведения............215
161. Глубина резкости.......... . 215
162. Гиперфокальное расстояние........218
163. Гиперфокальные расстояния для различных малоформатных фотокамер.......... 219
!64. Глубина резко изображаемого пространства и зоны
резкости в объекте съемки.........220
165. Пределы глубины резко изображаемого пространства для малоформатных фотокамер с объективами различных фокусных расстояний .....223
166. Пределы глубины резко изображаемого пространства для малоформатных фотокамер с насадоч ными линзами............. 223
167. Соотношение между числами диоптрий и фокусным расстоянием линз или объективов......223
168. Шкалы объективов фотокамер для определения гиперфокального расстояния и границ резко изображаемого пространства.......223
169. Данные съемки с насадочнымп линзами . . . 234
170. Диафргтменное число и резкость изображения 235
171. Взаимосвязь параметров объектива с условиями съемки ..............237
Вспомогательные съемочные и экспонометрические приспособления .................237
172. Общие сведения............237
173. Бленда...............237
174. Отражатель (подсвет)..........241
175. Стандартные эталоны яркости.......243
176. Кронштейн (компендиум1 для установки оптических приспособлений ............ 244
Глава 9. Экспозиционные особенности съемки некоторых объектов..................245
177. Общие сведения............245
178. Экспозиционные особенности съемки портрета . . 246
179. Экспозиционные особенности съемки летних пейзажей ...............248
180. Экспозиционные особенности съемки зимних пейзажей.............. 249
181. Экспозиционные особенности съемки групповых сцен................250
182. Экспозиционные особенности съемки в интерьере 251
183. Экспозиционные особенности съемки больших водных пространств............252
184. Экспозиционные особенности съемки в сумерках 252
185. Экспозиционные особенности съемки движущихся объектов...............255
Приложение................259
Фотографические материалы...........259
Отечественные цветные фотобумаги........259
186. Общие данные и классификация.......259
187. Фотобумаги Фотоцвет-2, Фоюцвет-2М .... 259
188. Фотобумаги Фотоцвет-4, Фотоцвет-9.....260
189. Фотобумага Фотоцвет-5.........261
190. Фотобумага Фотоцвет-6 Радуга.......261
191. Цветная обращаемая фотобумага......261
192. Цветная аэрофотобумага СБ-2...... . 261
193. Цветная аэрофотобумага ЦБ-3.......262
Фотоматериалы ОРВО (ГДР^...........262
1Э4. Общие данные фотопленок........262
195. Черно-белые фотопленки типа NP......263
196. Проявители для черно-белых фотопленок . . . 263
197. Время проявления негативных черно-белых фотопленок ОРВО.............266
193. Негативная цветная фотопленка Орвоколор NC-19 -MACK...............267
199. Цветные обращаемые фотопленки «Орвохром» UT 268
200. Растворы для обработки обращаемых пленок «Орвохром» с регенератором........269
Черно-белые фототехнические пленки ОРВО.....270
201. Обозначение и общие данные........270
202. Проявители ОРВО фототехнических пленок . . .272 Кинопленки ОРВО черно-белые и цветные .....273
203. Основные данные............273
Черно-белые фотобумаги ОРВО.........274
204. Обозначение.............274
205. Типы фотобумаг ОРВО..........275
Цветные фотобумаги Орвоколор СР-3 и Орвоколор СР-6 275
206. Режимы обработки...........275
207. Состав растворов........... 275
Фотоматериалы ФОМА (ЧССР)..........276
208. Черно-белые фотопленки ФОМАПАН.....276
209. Цветные обращаемые фотопленки ФОМАХРОМ . 276
210. Черно-белые фотобумаги ФОМА......277
211. Цветные фотобумаги ФОМА.......277
Фотоматериалы ФОРТЕ (ВНР1.........280
212. Общиеданные.............280
213. Негативные 60-мм черно-белые фотопленки Рольфильм ФОРТЕ...........280
214. Негативные 35-мм черно-белые фотопленки
Ol О
ФОРТЕ ...............281
215. Листовые черно-белые фотопленки ФОРТЕ 282
216. Характеристика проявления фотопленок ФОРТЕ 282
217. Черно-белые обращаемые кинопленки ФОРТЕ . . 285
218. Фототехнические черно-белые пленки и бумаги ФОРТЕ.............. 286
219 Обрабатывающие растворы для негативных фотоматериалов ФОРТЕ и их состав ....... 287
220. Черно-белые фотобумаги ФОРТЕ .....292
221. Документные фотобумаги ФОРТЕ.....296
222. Позитивные черно-белые проявители для фотобумаг ФОРТЕ и их состав ........... 296
223. Цветные фотобумаги ..........29?
Фотоматериалы ФОХАР (НРБ).........2»
224. Черно-белые фотобумаги ФОХАР......29&
Список литературы..............300
Предметный указатель.............306

Цена: 150руб.

Назад

Заказ

На главную страницу

Hosted by uCoz