Математика

Физика

Химия

Биология

Техника и    технологии

Картужанский А. Л., Красный-Адмони Л. В. Химия и физика фотографических процессов. — Изд. 2-е, стер. — Л.; Химия, 1986. — 137 с, ил. Изложены химические и физические основы важнейших стадий фотографического процесса — от изготовления фотоматериала до получения готового изображения. Разнообразные примеры поясняют, как те или иные химические и физические явления и закономерности воплощаются в практических приемах экспонирования и обработки фотоматериалов. В каждой главе содержатся практические советы. Предназначена для фотолюбителей и практиков-фотографов. Рассчитана на читателя, имеющего знания по физике и химии в объеме средней школы.
ОТ АВТОРОВ
V гда будущий фотолюбитель еще только делает свои первые ги на поприще фотографии, главные его заботы довольно не-Ш^зжны: надо выработать некоторый автоматизм действий, примкнуть не делать грубых ошибок при съемке и проявлении, приобрести определенное чутье на выбор сюжета, диафрагмы, забора __словом, обрести тот минимум навыков, какой избавит его
от прямой порчи сш:мков, доведет их уровень до приемлемого. А затем приходят и более, что ли, «изысканные» заботы — как добиться максимальной выразительности снимка, что-то в нем подчеркнуть или затушевать. На этой стадии основным источником сведений становится чужой опыт, а уж затем и литература. К сожалению, и от опытных практиков, и из книг и журналов чаще можно узнать, что именно следует сделать, и гораздо реже — почему нужно поступить именно так, какова, так сказать, механика того или иного приема. Значит, даже после освоения нового приема работы над снимком любителю обычно остается только гадать, как дальше совершенствовать удачный прием или чем его заменить, чтобы добиться еще лучших результатов.
Между тем, фотография—не только увлекательная область человеческой практики, но и серьезная область научных знаний. На стыке физики, химии, ряда технических дисциплин и на их базе еще с начала нашего века складывалась самостоятельная научная дисциплина — теория фотографических процессов, часто называемая также научной фотографией. Особенно быстро она прогрессировала в послевоенное время, и сейчас для многих стадий фотографического процесса мы имеем довольно стройную теоретическую картину, не только обобщающую данные практики, но и создающую основы для дальнейшего ее развития. К сожалению, едва ли многие, даже опытные, фотолюбители могут сказать, что знают научную фотографию, и немало среди них таких, которые о ней не слышали вовсе. Поэтому мы решили в этой книге помочь фотолюбителям из числа имеющих некоторый личный опыт овладеть основами научной фотографии как базой для дальнейшего совершенствования их практики. А что такое овладение действительно может принести пользу, мы решили тут же показать читателю на разнообразных конкретных примерах, и целый ряд разделов книги доведен до практических соображений и советов. Книга построена так, что все основные понятия и представления научной фотографии объяснены применительно к черно-бе-¦ ои ФотогРафии, как более простой. Это вовсе не значит, что мож-о обойти молчанием цветную фотографию, особенно в наше вре-> и мы не намерены этого делать: мы посвятили ей целую главу, фИяП0СТР°или ее так> чтобы было видно, как цветная фотографом использует многие принципы черно-белой. Подобным же обра-зьта^Ы подошли и к одноступенной фотографии на основе так на-(многи°Г° пРоцесса с диффузионным переносом изображения м любителям этот процесс знаком по фотокомплекту
«Момент») — при его описании тоже взят за основу обычный черно-белый процесс. Среди читателей, наверное, будут такие, которых ни цветная, ни одноступенная фотография не интересуют, и они смогут просто опустить соответствующие главы.
Книга наша задумана как научно-популярная, а не просто популярная. Поэтому от нашего читателя требуются все-таки некоторые исходные знания по химии и физике. Мы будем использовать знания в объеме средней школы — на более низком уровне мы не сумели бы изложить материал, намеченный для этой книги, а забравшись на более высокий, рисковали многих отпугнуть. Впрочем, сейчас трудно найти фотолюбителя без среднего образования, кроме, разве, учащихся школ, ПТУ, техникумов. Но так как у них багаж знаний непрерывно пополняется, то постепенно и им наша книга станет полностью доступной. Что касается читателей с образованием выше среднего, то они могут обратиться и к специальным научно-техническим монографиям или вузовским учебникам — перечень наиболее известной литературы такого рода приведен в конце книги. К возможным читателям с более высоким уровнем знаний, наряду с обычными фотолюбителями, мы относим также многочисленных специалистов из разных областей (инженеров, биологов, медиков, историков и др.), которые до сих пор фотографией всерьез не занимались, но в ходе своей основной работы столкнулись с необходимостью прибегнуть к ней. Такие потребители фотографии чаще всего нуждаются в специальных приемах съемки и обработки снимков, но отсутствие знаний по обычной фотографии не позволяет им сразу обратиться к специальной литературе. Как мы думаем, для них наша книга сыграет роль трамплина, введя их в общих чертах в курс дела, а остальное за нас доделает специальная научно-техническая литература — работать с ней они умеют.
Кроме этих категорий читателей книга предназначена и для фотографов-практиков, работающих в различных отраслях науки и народного хозяйства.
У книги два автора, но каждый писал свои разделы самостоятельно. Хотя потом написанное подвергалось совместному обсуждению (иногда еще и с участием других специалистов), авторы готовы принять критику, адресованную не только обоим вместе, но и каждому по отдельности. Поэтому укажем, что А. Л. Карту-жанским написаны часть главы 1 (пп. 1.1 и 1.2) и полностью главы 2 и 3, а Л. В. Красным-Адмони — остальное; только введение и заключение — плоды совместной работы. Авторы будут искренне признательны за любые замечания и советы.
В заключение мы выполняем долг перед безвременно скончавшимся Яковом Михайловичем Веприком (1919—1981), блестящим педагогом, ученым-химиком и фотографом. Он замыслил эту книгу, продумал ее до деталей, но ни одной строчки написать не успел. Мы, с кем он больше всего обсуждал свои замыслы, считаем своей обязанностью доделать эту работу за него и посвятить книгу его светлой памяти.
ВВЕДЕНИЕ
По недавнего времени практически вся фотография строилась на ользовании светочувствительных слоев, состоящих из затвер-Иевшей взвеси мельчайших (обычно менее 1 мкм) кристаллов Далогенидов серебра в желатине. Взвесь (ее принято называть фотоэмульсией или просто эмульсией) в жидком виде при повышенной температуре наносят на подложку — гибкую полимерную пленку, бумагу, стекло — и после охлаждения до комнатной температуры получают фотопленку, фотобумагу или фотопластинки. Система желатина/серебряная соль возникла в середине прошлого века при обстоятельствах достаточно случайных, но прошло свыше ста лет, а лучшего сочетания двух компонентов пока еще не нашли и, как становится все понятнее, едва ли найдут, а почему — читатель кое-что узнает из этой книги.
Когда мы говорим «галогениды серебра», то формально подразумеваем все соли серебра с общей формулой AgHal, т. е. содержащие один атом серебра и один атом галогена. Но галогенов четыре — фтор, хлор, бром, иод * — и столько же солей подходит под общую формулу AgHal. Все они светочувствительны, но не все одинаково пригодны для изготовления фотоматериалов: фторид AgF неустойчив и слишком легко вступает в реакции с окружающей средой, включая воздух и влагу, т. е. хранения не выдерживает, а иодид Agl очень трудно растворяется, что делает его почти недоступным фиксированию после проявления. Остаются хлорид AgCl и бромид AgBr. Однако первый намного менее светочувствителен, чем второй, и в чистом виде редко используется для изготовления фотоматериалов; в настоящее время эмульсии из хлорида серебра используют лишь в тех фотобумагах (например, «Фотоконт») или специальных фотопластинках, для которых светочувствительность не является главным показателем. Поэтому основным светочувствительным веществом для фотографии оказывается бромид серебра,.чистый или с добавкой хлорида или иоди-Да, а иногда того и другого вместе.
Из хлорида и бромида серебра легко получить смешанные однородные кристаллы при любом их соотношении, а пропорции определяются требованиями к фотоматериалу. На практике эмульсии со смешанными кристаллами сильно уступают по светочувствительности эмульсиям из чистого бромида серебра и находят применение только в фотобумагах «Бромпортрет», а также «Кон-аором» и «Новобром». Добавление иодида серебра в состав лю-«ых кристаллов (AgCl, AgCl + AgBr, AgBr) повышает свето-• увствительность, но доля Agl в них не может быть большой:
ОГЛАВЛЕНИЕ
От авторов........................ S
Введение ....'.'. 5
Глава 1. Физические и химические свойства галогенидов серебра, важные
для фотографии................... 8
1.1. Кристаллическая решетка галогенидов серебра.......... 8
1.2. Электропроводность галогенидов серебра............ 12
1.3. Некоторые химические свойства и реакции галогенидов серебра .... 17 Глава 2. Светочувствительность галогенидов серебра и фотографических
эмульсий...................... 20
2.1. Природа светочувствительности галогенидов серебра....... 20
2.2. Приготовление светочувствительных материалов, роль желатины и некоторых добавок..................... 22
2.3. Численное выражение светочувствительности. Основы сенситометрии . . 28 Глава 3. Образование и природа скрытого фотографического изображения 36
3.1. Основная реакция при действии света на галогениды серебра и ее продукты ......................... 36
3.2. Скрытое фотографическое изображение и механизм его образования 39
3.3. Фотографические эффекты и их роль в практической фотографии ... 46 Соляризация (47). Эффект Кабанна — Гофмана (49). Невзаимозаместимость (50). Температурные эффекты (54). Латенсификация (56). Гиперсенсибилизация (58). Эффект Гершеля (59). Регрессия (61)
Глава 4. Химия процесса проявления............... 62
4.1. Проявляющие вещества и другие компоненты проявителей...... 62
4.2. Основы рациональной рецептуры проявителей........... 69
Глава 5. Химия процессов, следующих за проявлением......... 77
5.1. Остановка проявления...................78
5.2. Фиксирование...................... 78
5.3. Основы рецептуры фиксирующих растворов........... 80
5.4. Промывка ....................... 84
5.5. Сушка......................... 86
5.6. Ослабление....................... 86
Типы ослабления (86). Принцип действия и рецептура некоторых ослабителей (87)
5.7. Усиление........................ 90
Типы усиления (90). Принцип действия и рецептура некоторых усилителей (9!)
5.8. Тонирование ...................... 94
Глава 6. Основные сведения о химии процессов обработки цветных фотоматериалов ...................... 96
6.1. Принцип получения цветных фотографических изображений..... 96
6.2. Цветные проявляющие вещества и компоненты.......... 100
6.3. Особенности рецептуры цветных проявителей.......... 102
6.4. Процессы обработки, следующие за цветным проявлением...... 104
Отбеливание и фиксирование (105). Промывка (106). Стабилизация (107)
6.5. Схема процессов химико-фотографической обработки цветных фотоматериалов ........................ 107
6.6. Перспективы развития цветных фотоматериалов и процессов их химико-фотографической обработки.................. 111
Глава 7. Химия скоростных, совмещенных и необычных процессов .112
7.1. Однованный фотографический процесс............. 113
7.2. Стабилизация фотографического изображения.......... 116
7.3. Фотографический одноступенный процесс с диффузионным переносом 117
7.4. Фотографические системы с многостадийным усилением....... 124
Заключение ........................ 130
Рекомендуемая литература.................. 132
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Осаждение серебра.........."........ 132
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Список наиболее часто упоминаемых в книге реактивов (с синонимами) ...................... 135

Цена: 100руб.

Назад

Заказ

На главную страницу

Hosted by uCoz