Математика

Физика

Химия

Биология

Техника и    технологии

Дидактический материал по трудовому обучению-В.И.Романина Москва 1991стр.95
Дидактический материал по трудовому обучению: Пособие для учащихся 3 кл. трёхлет. нач. шк.— 2-е изд., дораб.— М.: Просвещение, 1991.— 95 с.: ил.— ISBN 5-09-003558-Х.
Пособие окажет помощь третьеклассникам при работе на уроках трудового обучения. В таблицах дидактического материала графически показаны последовательные этапы изготовления определенных изделий по заданиям различного вида: точно по образцу (рисунку), с внесением возможных изменений, по описанию, тематическому заданию, техническому условию, замыслу,— что способствует повышению активизации мыслительной деятельности в процессе самостоятельной работы учащихся. В пособии имеются таблицы для справок, используемые при повторении ранее наученного и вновь приобретаемых знаний и умений.
Первое издание вышло в 1988 году.
Методические указания
к «Дидактическому материалу
по трудовому обучению, 3 класс»
Пособие состоит из таблиц, позволяющих учителю создать на уроке условия для повышения самостоятельности учащихся; научить их обрабатывать различные материалы ручными инструментами; применять ранее полученные знания и умения, приобретать новые; продолжать воспитывать трудолюбие, любовь к точности, аккуратности, экономному и рациональному использованию материалов и инструментов; воспитывать интерес к изучаемой конструкции предметов, ее преобразованию; стремление к созданию новых конструкций; желание к объединению усилий для достижения общей цели (коллективной работе); развивать внимание, наблюдательность, память, пространственные представления, воображение, смекалку, сообразительность, инициативу, творческое мышление.
Учитель должен продолжать уделять внимание развитию речи учащихся при ответах на вопросы, составлении плана предстоящей работы, знакомстве с новыми словами и понятиями.
Материал дан по видам труда.
Таблицы 1, 2 даны для конкретизации ранее изученных понятий.
Таблицы 3, 4 даны для расширения представлений о способах разметки детали прямоугольной формы.
Таблица 5 предлагает учащимся изготовить пособие к урокам математики, по конструкции напоминающее знакомое приспособление. — подкладной лист, для повторения значения основной линии, линии сгиба, места проколов, нанесения клея, упрочнения края и выполнения разметки деталей прямоугольной формы с помощью угольника; для приобретения новых умений производить расчет необходимого материала для всего изделия и его отдельных деталей.
Важно с первого урока напомнить детям правила подготовки рабочего места, соблюдения порядка на нем в течение всего урока, правила безопасной работы инструментами.
Таблицы 6, 7 — выполнение разметки деталей и разверток прямоугольной формы по обмерам графического изображения и расчету материала с учетом данного масштаба.
Пояснение. Все размеры, полученные в результате обмеров, нужно увеличить в 2 раза; основание дано немного длиннее основы, чтобы удобнее вкладывать карточки. Карточки длиннее основания, чтобы было удобнее их вынимать. Карточки-образцы постоянно находятся в пособии. На чистых карточках ученик склоняет заданные ему слова, пользуясь готовыми падежами и вопросами. Правильность написания окончаний слов сверяет с карточкой соответствующего склонения. Ученик может вставить карточку, полностью закрыв образец, склонять с записью названия падежей, вопросов. Работа по карточкам способствует воспитанию самоконтроля, так как ученик, сделав задание, тут же может проверить правильность его выполнения и исправить обнаруженные ошибки.
Таблица 8 — выполнение задания по условиям с опорой на ранее приобретенные умения.
Пояснение. Полоски белой бумаги раскрашивают в разные цвета
красками или карандашами в зависимости от сюжета картинок, которые
, будут использоваться в работе, создавая общий фон поля, леса, луга,
моря, неба и т. п. Фигурка крепится на планшете зазором, образован-
! ным между нею и приклеенной полоской.
i Таблица 9 — знакомство со стандартной деталью, выполнением об-
; меров и разметки в масштабе 1:1 (без увеличения или уменьшения); закрепление умений выполнять надрезы и с помощью их соединять детали, как детали кордовой модели (II класс).
г Таблицы 10—14 — повторение последовательности разметки деталей
i круглой формы и деление круга на равные части; повторение умений
крепить детали подвижно с использованием шайб, выполнять разметку
по обмерам с использованием масштаба; знакомство с определением
направления волокон в листе бумаги.
Таблицы 15, 16 — повторение умений изготавливать книжку-раскладушку, делить круги на равные части без предварительных вычислений, выполнять расчет материала, который способствует отработке понятия «доля» и нахождения части числа от целого.
Таблицы 17—20 — знакомство с видами переплета; обучение оклеиванию картона; закрепление умений выполнять разметку по результатам обмеров предмета, производить расчет материалов, выполнять задания с использованием буквенных обозначений; повторение умений сшивать тетрадь, изготавливать изделие по рисунку общего вида.
Таблицы 21, 22 — знакомство с разнообразными по форме коробками, основными их частями, со способами крепления стенок (бортов) — передней, задней-и боковых граней; с планом конструирования коробки.
Таблица 23 — знакомство с рисунками карманов и конвертов, их развертками. Материалы этой таблицы и двух предыдущих позволят учащимся при необходимости выбрать нужное изделие и самостоятельно его выполнить. Например, сделать кузов самосвала, конверт для поздравительной открытки, пригласительного билета и т. д.
Таблицы 24, 25 — крепление деталей простыми узлами.
Пояснение. Количество очков с каждым рядом уменьшается, а свободных концов — увеличивается. Вывязав полотно определенной длины, начинают связывать боковые стороны так же последовательно по 2 краевых конца, согнув в кольцо картон-основу с большими петлями.
Таблица 26 — знакомство с техникой выполнения швов.
Таблица 27 — закрепление знаний о назначении ниток и выявление их прочности.
Таблицы 28—31 — знакомство с простейшими приемами ремонта одежды: штопка, пришивание кнопок, вешалки, наложение заплат.
Таблицы 32, 33 — закрепление умений изготавливать выкройку изделия прямоугольной формы по самостоятельно выполненным обмерам, выполнять ранее изученные швы, последовательно сшивать и при,-шивать детали.
Таблицы 34—36 — представление о мягкой игрушке; изготовление
выкройки по шаблонам с учетом техники выполнения (с припуском на швы или без них).
Таблицы 37, 38 — работа с полуфабрикатами, подготовленными старшеклассниками.
Таблица 39 — работа с соломкой способствует развитию аккуратности, четкости, эстетического вкуса.
Таблица 40 — закрепление умений изготавливать елочные игрушки из трубчатых деталей, сделанных из фольги, соломы, цветной и металлизированной бумаги.
Пояснение. Края детали из соломки обмакнуть в клей и просушить, чтобы они были прочнее. Сборка объемных игрушек из трубчатых деталей развивает пространственное воображение, смекалку, терпение, усидчивость.
Таблица 41 — изготовление сувенира способом точечного давления (иногда называют малой чеканкой). Такая работа способствует развитию глазомера, координации движений, умений распределять усилия; закреплению умений рассчитывать материал, делать прочную петлю, окантовывать картон. Рисовать по фольге следует шариковой ручкой со стержнем без пасты.
Пояснение. Рисунок будет рельефнее, если давление выполнять от уголков к центру. Лучший материал — плотная фольга из-под молочных продуктов и др.
Таблица 42 — знакомство с изготовлением фигурок из проволоки, используя свойство материала сохранять данное ему положение. Такая предварительная работа помогает учащимся более осознанно справиться с заданиями на уроках изобразительного искусства, развивает фантазию.
Таблица 43 — знакомство с папье-маше, его основными свойствами (легкостью, прочностью); изготовление макетов по природоведению, елочных игрушек, счетного материала, сувениров и т. д.
Таблицы 44—47 — знакомство с основными звеньями электрической цепи и порядок ее сборки; с проводниками и изоляторами; изготовление игр с использованием полученных знаний.
Таблица 48 — закрепление умений распределять работу в паре: один ученик размечает и изготавливает детали стабилизатора, второй — все остальное.
Таблица 49 — конструирование моделей с опорой на схемы простей"-ших видов движений.
Таблицы 50, 51 — закрепление полученных знаний и умений; учащиеся конструируют модели из различных материалов, деталей конструкторов по рисункам общего вида, отдельным частям изделий с внесением изменений, дополнений по условиям, тематическому заданию, замыслу, проявляя элементы творчества с опорой на ранее приобретенные знания и умения.
Таблицы 52, 53 — даны на обобщение знаний по уходу за комнатными растениями и приобретение новых знаний и умений.

Цена: 100руб.

Назад

Заказ

На главную страницу

Hosted by uCoz